Moodle — свободная система управления обучением | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 17.04.2015

Статья просмотрена: 7060 раз

Библиографическое описание:

Эшназарова, М. Ю. Moodle — свободная система управления обучением / М. Ю. Эшназарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/35/ (дата обращения: 26.04.2024).

Традиционные методы разработки онлайновых обучающих материалов, как правило, отнимают много времени и требуют специализированных навыков, которые часто трудно приобрести. Чтобы полностью реализовать выгоды от онлайнового обучения компании используют системы управления контентом обучения — для быстрого создания, развертывания и управления контентом онлайновых курсов.

Большое значение для организации электронного обучения играет выбор электронной обучающей среды, обеспечивающей организацию учебного процесса. К основным критериями выбора системы управлением обучения, можно отнести следующие:

-                   Функциональность. Обозначает наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми;

-                   Надежность. Этот параметр характеризует удобство администрирования и простоту обновления контента на базе существующих шаблонов. Удобство управление и защита от внешних воздействий существенно влияют на отношение пользователей к системе и эффективности ее использования;

-                   Стабильность. Означает степень устойчивости работы системы по отношению к различным режимам работы и степени активности пользователей;

-                   Стоимость. Складывается из стоимости самой системы, а также из затрат на ее внедрение, разработку курсов и сопровождение;

-                   Наличие или отсутствие ограничений по количеству лицензий на слушателей (студентов);

-                   Наличие средств разработки контента. Встроенный редактор учебного контента не только облегчает разработку курсов, но и позволяет интегрировать в едином представлении образовательные материалы различного назначения;

-                   Поддержка SCORM. Стандарт SCORM является международной основой обмена электронными курсами и отсутствие в системе его поддержки снижает мобильность и не позволяет создавать переносимые курсы;

-                   Система проверки знаний. Позволяет в режиме он-лайн оценить знания обучаемых. Обычно такая система включает в себя тесты, задания и контроль активности обучаемых на форумах;

-                   Удобство использования. При выборе новой системы необходимо обеспечить удобство ее использования. Это важный параметр, поскольку потенциальные ученики никогда не станут использовать технологию, которая кажется громоздкой или создает трудности при навигации. Технология обучения должна быть понятной. В учебном курсе должно быть просто найти меню помощи, должно быть легко переходить от одного раздела к другому и общаться с инструктором.

-                   Модульность. В современных системах электронного обучения курс может представлять собой набор блоков учебного материала, которые могут быть использованы в других курсах.

-                   Обеспечение доступа. Обучаемые не должны иметь препятствий для доступа к учебной программе, связанных их расположением во времени и пространстве, а также с возможными факторами ограничивающими возможности обучаемых (ограниченные функции организма, ослабленное зрение).

На основе анализа управлением обучения нами были выделены следующие системы: ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS, Sakai. Основными критериями отбора были выбраны степень поддержки системы и многоязыковое сопровождение. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1

Анализ системы управления обучением

 

ATutor

Claroline

Dokeos

Moodle

OLAT

OpenACS

Sakai

Итоговый рейтинг

5

4

4

1

6

3

2

Количество пользователей

300

685

1000

130000

100

1000

5000

Популярность по версии (google.com)

7

7

7

8

7

8

8

Многоязыковой интерфейс

Да (более 30 языков)

Да (более 30 языков)

Да (34 языка)

Да(80 языка)

Да (8 языков)

Нет

Да(10 языков)

Поддержка русского языка

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Структура

ядро+набор модулей

монолитная

ядро+набор модулей

ядро+набор модулей

Моно-литная

Модульная

ядро+набор модулей

Дополнительное ПО

Apache, MySQL, PHP

Apache, MySQL, PHP

Apache, MySQL, PHP

Apache, MySQL, PHP

Java SDK

AOLServer, Oracle, PostgreSQL

MySQL, Oracle

Платформа

Windows, Linux, Unix, MacOS

Windows, Linux, Unix, MacOS

Windows, Linux, Unix, MacOS

Windows, Linux, Unix, MacOS

Linux, Unix

Windows, Linux, Unix, MacOS

Windows, Linux, Unix, MacOS

Ограничение на количество слушателей

Нет

20000

Нет

нет

Нет

Нет

Нет

Система проверки знаний

Тесты

тесты, упражнения

Тесты

тесты, задания, семинары, активность на форумах

тесты, задания

Тесты

тесты, задания, активность на форумах

 

Анализ информационных ресурсов Интернета и отзывов на форумах по проблемам системы дистанционного обучения показал, что наибольший интерес среди систем управления обучением представляет Moodle. Отличительна особенность проекта Moodle состоит в том, что вокруг него сформировалось наиболее активное международное сетевое сообщество разработчиков и пользователей, которые делятся опытом работы на платформе, обсуждают возникшие проблемы, обмениваются планами и результатами дальнейшего развития среды.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное программное обеспечение чаще называют системами дистанционного обучения (СДО), так как именно при помощи подобных систем во многих вузах организовано дистанционное обучение. Moodle — это свободное программное обеспечение с лицензией GPL, что дает возможность бесплатного использования системы, а также ее безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения и интеграции с другими продуктами. Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) [2]. Благодаря своим функциональным возможностям система приобрела большую популярность и успешно конкурирует с коммерческими LMS. Moodle используется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти на 80 языков, в том числе и на русский.

Используя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Для его работы требуется:

-        web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

-        сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

-        В Moodle используются следующие роли [3, c. 6]:

-        Администратор (может делать все на сайте и в любом курсе);

-        Создатель курса (может создать курс и учить в нем);

-        Учитель (может многое делать внутри курса, редактировать материалы курса);

-        Учитель без права редактировать (может учить студентов, оценивать их);

-        Студент (имеет доступ к материалам курса)

-        Гость (может иметь доступ к каким-либо курсам при разрешении гостевого доступа).

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.

Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.

Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Администрирование учебного процесса достаточно хорошо продумано. Учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования. Используя инструмент Пояснение и Форум, публиковать информацию о курсе и новости.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т.д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок.

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.).

Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

 

Литература:

 

1.      http://moodle.org

2.      https://ru.wikipedia.org

3.      А.М.Анисимов. Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. Харьков, 2009 г. — 292 стр.

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение, курс, система управления, HTML, OLAT, SCORM, учебный процесс, форум.

Похожие статьи

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Исследование технологий дистанционного обучения при...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире. Возможность расширения как круга слушателей...

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Сетевая система дистанционного обучения «Пегас»

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Обзор технологий электронного обучения...

LMS, HTML, дистанционное обучение, электронный курс...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Визуализация результатов учебной деятельности...

Разработка сервиса по созданию дистанционных курсов на базе...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Основные термины (генерируются автоматически): LAMS, дистанционное обучение, IMS, учебный процесс, OLAT, элемент курса, возможность, курс...

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Похожие статьи

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Внедрение в образовательный процесс дистанционных...

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Исследование технологий дистанционного обучения при...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире. Возможность расширения как круга слушателей...

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс, преподаватель, студент, Россия, современный рынок, профессиональное...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Сетевая система дистанционного обучения «Пегас»

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Обзор технологий электронного обучения...

LMS, HTML, дистанционное обучение, электронный курс...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум. Визуализация результатов учебной деятельности...

Разработка сервиса по созданию дистанционных курсов на базе...

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Основные термины (генерируются автоматически): LAMS, дистанционное обучение, IMS, учебный процесс, OLAT, элемент курса, возможность, курс...

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM, OLAT, форум.

Задать вопрос