Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 1057 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, С. А. Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период / С. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/171/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народного учителя; исследуется, как обосновывалась необходимость введения предметов эстетического цикла в учебные планы учительских семинарий; анализируется, какие предметы художественно-эстетического цикла и в каком объеме преподавались в данных заведениях в этот период.

Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, предметы художественно-эстетического цикла, учительские семинарии, пение, рисование, ручной труд, рукоделие, художественно-эстетическая компетенция.

 

Проблема формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа является на данный момент чрезвычайно актуальной. Это связано с изменением образовательной парадигмы: на данном этапе в российском образовании разрабатывается и внедряется компетентностный подход. Так как данная концепция еще не полностью сформирована, ее отдельные части, в частности, вопрос формирования художественно-эстетической компетенции активно разрабатывается такими исследователями, как Л. А. Клыкова, Л. М. Масол, Ю. А. Стюарт и др.

Рассмотрим роль предметов художественно-эстетического цикла, таких, как пение, рисование, ручной труд, в системе среднего профессионального педагогического образования. Остановимся подробнее на периоде становления системы средних образовательных педагогических учреждений в России — с 1764 по 1917 гг.

Необходимо отметить, что до середины XVIII вв. в России системы подготовки учительского состава как таковой не существовало. С. Золотарев пишет: «Школы и учителя в России существовали со времен князя Владимира, но система народного образования — это понятие, с которым столкнулось государство лишь в последние два века, а учительство как профессиональная группа, объединяемая общим сознанием интересов своего труда, складывалось лишь во второй половине XIX столетия» [5, с. 233].

И. А. Петранцова в своей работе «Развитие среднего педагогического образования на северо-западе России во второй половине XIX-начале XX веков» перечисляет следующие предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народного учителя: рост потребности населения в образовательных услугах более высокого уровня после крестьянских реформ XIX столетия; возросшие требования государства к образованию народа в условиях бурного экономического развития; становление и развитие педагогической науки; расширение сети начальных школ и постоянное углубление содержания обучения в них; оформление в общественном сознании образа народного учителя с комплексом профессиональных и личностных требований к нему; появление и организационное оформление земских и других общественных сил, оказывающих серьезное влияние на государственную политику в области образования [9, с. 98].

Таким образом, в государстве назрела насущная необходимость в подготовке квалифицированных педагогов для преподавания в школах. В 1861 г. в «Журнале Министерства Народного просвещения» известный педагог К. Д. Ушинский опубликовал документ «Проект учительской семинарии». В этом документе была не только обоснована необходимость открытия учительских семинарий, но и точно изложены основные требования к подготовке будущего педагога, а также устройство семинарии. Именно К. Д. Ушинский заложил основы содержания образования будущего народного учителя, определил его основные компоненты и определил их значимость [11, с. 180].

Таким образом, уже с 60-х гг. XIXвв. начали открываться земские учительские семинарии, строящие свою деятельность на основе разработанного К. Д. Ушинским проекта.

Первое государственное среднее учебно-воспитательное заведение закрытого типа для женщин (Институт благородных девиц) был открыт в 1764 г. по инициативе И. И. Бецкого в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря у деревни Смольной [1, с. 295]. Первая учительская семинария (педагогическое заведение для подготовки учителей начальной школы) в России была открыта в 1779 г. при Московском университете и в 1786 г. в Петербурге [2, с. 162].

С 60-х гг. XIX в. в. открылось много земских учительских семинарий, которые строили свою деятельность на основе «Проекта учительской семинарии», разработанного К. Д. Ушинским. В 1870 правительство издало «Положение об учительских семинариях», предусматривающее создание правительственных учебных семинарий; в 1875 «Инструкцию для учительских семинарий министерства народного просвещения», действовавшую до 1917 г. В учительские семинарии принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении» и выдержавшие приёмные испытания в объёме программы 2-классных начальных училищ министерства народного просвещения с 5–6-летним сроком обучения. Нуждающимся воспитанникам в учительской семинарии выдавались стипендии, получение которых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее 4 лет. Воспитанники жили в интернате, в их составе преобладали дети крестьян. Срок обучения 3–4 года (в некоторых — 5 лет). В учительских семинариях преподавались: закон божий, русский язык, церковнославянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение. Хорошо была организована педагогическая практика в опытных школах при семинариях, а затем и в массовых школах. Школы учительских семинарий были методическими центрами для учителей своего района. Среди преподавателей в семинариях были наиболее прогрессивные люди, их воспитанники вели просветительскую работу среди населения. В 1917 в России была 171 мужская и женская учительская семинария (около 20 тыс. учащихся). После Октябрьской революции 1917 учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы [2, с. 162].

Таким образом, в период с 1764 по 1917 г.г. в России сформировалась система народного образования, состоящая из сети земских и правительственных учительских семинарий и подготовительных курсов при них. Кроме этого, в указанный период оформились идеи подготовки учителя народной школы, о чем есть упоминания в трудах таких общественных деятелей и педагогов, как Н. Ф. Бунаков, М. И. Демков, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов, Д. Д. Семенов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.

Далее мы рассмотрим, каким образом проходило художественно-эстетическое образование в средних педагогических заведениях в этот период. Необходимость введения предметов эстетического цикла в учебные планы учительских семинарий с самого начала не вызывала никаких сомнений. Уже в «Проекте учительских семинарий» К. Д. Ушинский пишет: «Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны. Он должен иметь познание не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Тогда только он будет в состоянии сообщить ученикам своим сведения, необходимые или полезные для них в жизни [11, с.183]. Далее читаем: «Воспитанник должен быть приучен к ясному, выразительному, тоническому чтению, ясному выражению своих мыслей на словах и на письме, каллиграфии, рисованию и черчению» [11, с. 199].

П. Ф. Каптерев в своих «Дидактических очерках» в 1915 году писал, что учитель, кроме обязательного владения широкими знаниями и методикой, должен также владеть и некоторыми искусствами: способностью речи, рисования, умением производить опыты, демонстрировать, объяснять, рассказывать и чертить [6, с. 597].Также он считал, что такие общеобразовательные предметы, как естествознание, математика, рисование, пение, музыка, ручной труд способствуют совершенствованию личных умственных, эстетических, физических и волевых потребностей и стремлений [6, с. 462–475].

Рассмотрим, как эти теоретические предпосылки реализовывались на практике. С 1875 по 1903 гг. содержание учебных планов учительских семинарий определялось инструкцией МНП от 4 июля 1875 года. По требованиям, изложенным в этом документе, перечень изучаемых дисциплин и количество уроков по каждой из них должны были быть соотнесены со следующей таблицей [12, с.33].

Таблица 1

Учебный план учительских семинарий согласно инструкции МНП от 4 июля 1875 г.

Предметы

1 класс, час/нед

2 класс, час/нед

3 класс, час/нед

Чистописание и рисование

5

4

3

Пение

2

2

2

 

Отметим, что естествоведение, чистописание, рисование и пение считались дисциплинами предметной подготовки (а не эстетического цикла, как сейчас). Для учебных планов профессионально-педагогических учебных заведений данного периода было характерно деление учебных дисциплин на науки, искусства, методики преподавания предметов, практические занятия и упражнения [12, с.33].

Введение уроков ручного труда в для учителей народных школ было обусловлено, в первую очередь, реформами в педагогике. В частности, в 1884 году ввели «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» согласно которому началась подготовка учителей народных школ к преподаванию нового предмета. Согласно идеям движения за «трудовую школу», ручной труд должен иметь педагогический характер: развивать и воспитывать учащихся, а также осуществлять взаимосвязь обучения в школе с потребностями промышленности [4, с.75].

В 1890 г. в Губернском собрании был поднят вопрос о введении в Санкт-Петербургской учительской школе обязательного обучения ручному труду, так как этот предмет, кроме умственного развития, имеет большое воспитательное значение. Ручной труд предполагалось ввести как общеобразовательный предмет, так как: «...физическое упражнение, доставляемое работами, составляя противовес усиленному мозговому напряжению, может содействовать лучшим результатам научных работ учащихся» и «для ручного труда достаточно двух 1,5 часовых уроков в неделю, что не может отнять много времени от обычных занятий, преследующих цель школы» [3, с.32].

9 мая 1896г. была выпущена «Инструкция для руководства и осуществления преподавания ручного труда в учительских институтах и учительских семинариях». Согласно данной инструкции содержание курса составляли начальные работы из дерева и металла. Также допускалось обучение ремеслам (необязательное для всех) [10, с.18–19].

В 1903 г. срок обучения увеличили до 4 лет, в связи с чем были введены уроки рисования, пения, ручного труда как обязательных дисциплин. Большое внимание уделялось трудовому обучению — 14 часов в неделю. Также воспитанники обучались хоровому пению, игре на скрипке, виолончели и других музыкальных инструментах. В самой школе предметами, предназначенными для эстетического развития, были чистописание, рисование, пение, игра на скрипке [3, с.80].

В 1903 г. МНП приготовило новый план для учительских семинарий [7, с.109].

Таблица 2

Учебный план учительских семинарий согласно инструкции МНП 1903 г.

Предметы

Классы

Всего

Пригот.

1

2

3

Пение

2

2

2

2

8

Черчение

2

2

1

1

6

Рисование

2

2

1

1

6

 

Согласно этому плану черчение и рисование стали самостоятельными предметами.

В 1905 г. для женских учительских семинарий был разработан план, в котором некоторые предметы были интегрированы в один курс (например, рисование и черчение). Освободившиеся часы заняты дополнительными дисциплинами (рукоделием).

Совещание при Гос.Думе в 1908 г., обсуждая вопрос о преобразовании учительских семинарий, пришло к единому мнению о необходимости уравнять программы учительских семинарий по объему общеобразовательных предметов с программой средних учебных заведений и, среди прочих решений, установить основательное и последовательное преподавание пения, музыки, рисования; подробно разработать преподавание практических знаний (в частности, ручного труда) и, в целом, принять все меры к тому, чтобы вновь составленная программа включала в себя общеобразовательные предметы максимально законченно, полно и целостно, а не состояла бы из отрывочных сведений, мало способствующих всестороннему развитию учащихся [8, с.3–9].

Таким образом мы делаем вывод, что основными предметами художественно-эстетического цикла в период с 1764–1917гг. были рисование и пение, впоследствии ручной труд (рукоделие) и ремесла. Отметим, что рисование и пение с самого начала были обязательными дисциплинами, ручной труд и рукоделие стали обязательными только в начале XX века. По сохранившимся учебным планам ясно, что эти предметы преподавались весь срок обучения от 2 до 5 часов в неделю. Следовательно, воспитательная и развивающая роль предметов художественно-эстетического цикла была совершенно ясна и на заре нового века планировалось изменить учебные планы таким образом, чтобы пение, рисование, ручной труд преподавались наилучшим образом.

 

Литература:

 

1.         Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) т.10 «Ива-Италики» [Текст]/ Гл.ред А. М. Прохоров М.:Советкая Энциклопедия, 1972.- 592 с.

2.         Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) т.27 «Ульяновск-Франкфорт» [Текст]/ Гл.ред А. М. Прохоров М.: Советкая Энциклопедия, 1977.- 624 с.,

3.         Двадцатипятилетие Санкт-Петербургской земской учительской школы с 1872 по 1897 г. [Текст] — СПБ.: Тип.Е. А. Евдокимова, 1897.-180 с

4.         Етсуо, Екояма Ручной труд в образовательных учреждениях в России (1884–1917 гг.) [Текст]/Екояма Етсуо, Н. В. Котряхов//Педагогика.-2003-№ 10.-С.73–80

5.         Золотарев, С. Очерки по истории учительского объединения в России [Текст]/ С. Золотарев /Профессиональная учительская организация на Западе и в России:сб. ст.–Пг.,1916.–240 с.

6.         Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/П. Ф. Каптерев.-М.:Педагогика, 1982.-704с.

7.         Киреева, У. Т. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальной школы во второй половине XIX — начале XX вв. [Текст]: дисс...канд.пед.наук /У. Т. Киреева, Моск.гос.пед.ун-т.-М.:1990.-216с.

8.         Клюжев, И. С. Доклад совещания по разработке положения об учительских семинариях [Текст]/И. С. Клюжев. -б.м., б.г. -99с.

9.         Петранцова, И.А Развитие среднего педагогического образования на северо-западе России во второй половине XIX-начале XX веков [Текст]:дисс. … канд.пед.наук:13.00.01/Петранцова Ирина Александровна.-Вологда, 1999.-251с.

10.     Сабанин, Р. Ручной труд в учительских семинариях, институтах и школах [Текст]/Р.Сабанин.-Спб.: Тип.В.Демакова, 1889.-54 с.

11.     Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]/К. Д. Ушинский.-М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1945.-566с

12.     Фальборк, Г. Учительские семинарии и школы. Систематический свод законов, распоряжений и правил, инструкций, программ и справочных сведений для учащих и учащихся в учительских семинариях всех ведомств, а также для готовящихся к поступлению в них [Текст]/Г.Фальборк.-Спб.: Знание, 1901.-237 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ручной труд, Россия, рисование, художественно-эстетический цикл, пение, предмет, семинарий, Учебный план учительских семинарий, учительская, учительская семинария.

Похожие статьи

Принципы формирования художественно-эстетической...

Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, предметы художественно-эстетического цикла, учительские семинарии, пение, рисование, ручной труд, рукоделие, художественно-эстетическая компетенция.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Старший учитель Ф. П. Знаменский, окончил курс Духовной семинарии

Второй учитель А. П. Соседов, окончил курс церковно-учительской школы, преподавал

Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство.

Пособие для учителей.

Специфика эстетического воспитания будущих педагогов...

...предметам, дисциплинам эстетического цикла, курсовых и выпускных квалификационных работах, в

Похожие статьи. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

изобразительное искусство, учебный процесс, школа, эстетическое воспитание...

Модернизация системы подготовки педагогических кадров...

Программа учительских семинарий, подчиненных МНП, включала закон Божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику (с начальными сведениями из алгебры и геометрии), естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику...

Обучение церковному пению как фактор развития...

Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало

Когда слушают пение и песни, сноснее становится труд и работа» [5, c. 119].

11. Смоленский С.В. Курс хорового церковнаго пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии.

Профессиональная подготовка педагога...

Подобная же Учительская семинария была открыта в Санкт-Петербурге в 1786 г., которая занималась подготовкой учителей для главных и малых народных училищ. В ней преподавались общеобразовательные предметы и методика обучения.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Вскоре, основываясь на этом, в стране открывается Учительская семинария и Главное народное училище, которые были призваны для подготовки новых кадров. Именно в это время российское образование приобретает определенную структуру...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Такие педагоги как и И.Гербарт, Г.Песталоцци, Ф.Фребель предлагали включить в эстетическое воспитание пение, рисование, художественные

В содержании эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства...

Похожие статьи

Принципы формирования художественно-эстетической...

Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, предметы художественно-эстетического цикла, учительские семинарии, пение, рисование, ручной труд, рукоделие, художественно-эстетическая компетенция.

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Старший учитель Ф. П. Знаменский, окончил курс Духовной семинарии

Второй учитель А. П. Соседов, окончил курс церковно-учительской школы, преподавал

Пение преподавал учитель Ф. В. Писарев, имеющий свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство.

Пособие для учителей.

Специфика эстетического воспитания будущих педагогов...

...предметам, дисциплинам эстетического цикла, курсовых и выпускных квалификационных работах, в

Похожие статьи. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

изобразительное искусство, учебный процесс, школа, эстетическое воспитание...

Модернизация системы подготовки педагогических кадров...

Программа учительских семинарий, подчиненных МНП, включала закон Божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику (с начальными сведениями из алгебры и геометрии), естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, педагогику...

Обучение церковному пению как фактор развития...

Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало

Когда слушают пение и песни, сноснее становится труд и работа» [5, c. 119].

11. Смоленский С.В. Курс хорового церковнаго пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии.

Профессиональная подготовка педагога...

Подобная же Учительская семинария была открыта в Санкт-Петербурге в 1786 г., которая занималась подготовкой учителей для главных и малых народных училищ. В ней преподавались общеобразовательные предметы и методика обучения.

Российское образование в XVIII веке | Статья в журнале...

Вскоре, основываясь на этом, в стране открывается Учительская семинария и Главное народное училище, которые были призваны для подготовки новых кадров. Именно в это время российское образование приобретает определенную структуру...

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

Такие педагоги как и И.Гербарт, Г.Песталоцци, Ф.Фребель предлагали включить в эстетическое воспитание пение, рисование, художественные

В содержании эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства...

Задать вопрос