Библиографическое описание:

Халилова Х. М. Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 16-17.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу [1].

В соответствии с Законом «Об Образовании» и Национальной программой по подготовке кадров одной из важнейших задач системы образования является обеспечение средней общеобразовательной школы высококвалифицированными педагогическими кадрами.

О социальной ценности труда учителя узбекский мыслитель, ученый Алишер Навои, живший в XV веке, писал: «Его (учителя) дело самое трудное... Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить... Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны».

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком. Он формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение, национальное сознание и идеалы, позицию гражданина, демократического правового общества, воспитывает духовно-нравственные начала. О важности и значимости выполняемого педагогами дела великий славянский педагог Ян Амос Коменский, живший в XVII веке, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [2].

Анализ мировых тенденций в области педагогического образования свидетельствует о необходимости предъявления высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя. В обобщенном виде основными требованиями к личности учителя являются профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность. Все это сможет осуществлять лишь педагог с высокой профессиональной компетентностью и мастерством, что потребует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

Вместе с тем, природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет образовательных интересов личности над стандартной учебной программой и саморазвития над унифицированным усвоением и «передачей» знаний. Важным фактором в процессе формирования и совершенствования профессионального мастерства преподавателя является его умение находить, изучать и внедрять все новое, передовое, что накоплено в педагогической науке и практике.

Деятельность учителя современной школы должна быть направлена на:

-                   повышение качества образования;

-                   гарантирование установленного уровня образовательных стандартов;

-                   самостоятельное решение творческих и исследовательских задач, то есть учитель должен быть непременно творческой личностью;

-                   возрастание роли и значения духовно-нравственного потенциала педагога; непрерывное овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, последними достижениями и передового отечественного и зарубежного опыта;

-                   решение новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний со смежными с педагогикой науками.

В настоящее время можно утверждать, что вопросы педагогического творчества учителей и воспитателей актуальны как никогда ранее. Педагог находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высоких уровней профессионализма и педагогического мастерства.

Суть личностно-ориентированной парадигмы образования состоит в смещении деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, на развитие творческого подхода к педагогической деятельности. Анализ требований к современному учителю показывает, что он должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности обучающихся; осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе; решению комплекса задач, связанных с различными сферами педагогического труда; рассмотрению сложных объектов   педагогического процесса как целостных явлений; согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого; изучению и внедрению передового педагогического опыта.

Учитель должен быть творческой личностью и творчески подходить к своей профессиональной деятельности для достижения высоких результатов в воспитании и обучении молодого поколения. Для этого на протяжении всей своей жизни учитель должен изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт. Результаты бесед, наблюдений, анализа педагогической и методической научной литературы составляют процесс изучения передового опыта. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью дальнейшего внедрения их в собственной педагогической практике. Все это предполагает качественный переход от низкого к более высокому уровню профессионального мастерства. Важнейшим условием, определяющим успешность этих процессов выступает непрерывное образование личности учителя.

Педагогическая инновация всегда была показателем настоящего, творческого подхода к педагогической деятельности и основой изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования.

Профессия учителя одна из наиболее творческих профессий. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он — звено в цепи поколений, Он как бы передаёт эстафету из настоящего в будущее, и это делает его груд таким увлекательным, истинно творческим. Поэтому неудивителен постоянно растущий интерес к исследованию различных аспектов профессионально-педагогической деятельности, к вопросам дальнейшего ее совершенствования, к повышению эффективности и качества труда учителя.

Число работ, посвященных профессии учителя, в последние годы заметно возрастает. Предметом исследования являются многообразные вопросы научной организации труда учителя, структуры профессионально-педагогической деятельности, содержания, форм и методов подготовки и повышения квалификации учителей.

Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах. В настоящее время, в связи с личностно-ориентированным подходом к процессу обучения, очевидна актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога, умеющего быстро реагировать на все педагогические инновации и использовать их в своей педагогической деятельности. Учитель должен всегда творчески подходить к своей профессиональной деятельности и постоянно изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт.

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь требованием долга, учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 25 от 16 февраля 2006 года «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» отмечается, что повышение квалификации педагогических кадров -- это систематическое обновление профессиональных знаний, умений и навыков по преподаваемой учебной дисциплине или курсу, педагогическим и информационным технологиям, интерактивным методам обучения на основе государственных требований по видам образования [3].

В современных условиях педагогическая деятельность приобретает новые черты, среди которых, особенно важно проектирование влияния педагогического воздействия на развитие личности школьника в ходе урока. Основу педагогической деятельности составляют высокая профессионально-педагогическая квалификация учителя, а так же его умение изучать и внедрять передовой педагогический опыт, как показатель педагогического мастерства.

Итак, резюмируя вышесказанное, можем сказать, что целью педагогического образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

-        высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-        реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;

-        гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;

-        подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;

-        высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;

-        потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-        физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. C. 15.

2.                  Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания / Ред.-сост. Д. Л. Брудный. — М., 1991. — С. 133–135.

3.                  Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» // Правда Востокаот 16.02.2006 г. № 25

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов