Библиографическое описание:

Муминова Н. А., Рузмуратова А. А. Гражданское воспитание как составная часть всестороннего развития молодёжи // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 11-13.

Гражданское общество, основы которого строятся в Республике Узбекистан — зрелая стадия исторического развития общества. В происходящих на данном этапе развития в Республике Узбекистан демократических преобразований, особую актуальность приобретает проблема выявления, формирования и использования в интересах общества творческого потенциала каждой конкретной личности, По мере развития активности личности, государственности и права в обществе достигается феномен гражданского общества. Гражданское общества строится по мере того, как все члены общества признаются в равной мере свободными — субъектами, обладающими естественным и неотчужденными правами и свободами. Непреходящее значение в этом плане приобретает формирование гражданской активности молодежи.

В настоящее время, рассуждая о стратегии строительства мирной и благополучной жизни, ее законодательных основах, прежде всего необходимо выделить два ее главных принципа:

-        первый — критический анализ опыта развитых демократических государств и внедрение его в процесс построения нового общества в нашей стране;

-        второй — учитывать древнюю и богатую историю нашего народа, его духовные ценности традиции и обычаи;

В своем выступлении глава государства И.Каримов отметил, что «Судьба и будущее создаваемого нами в Узбекистане нового общества зависят, прежде всего, от поддержки народа, от повышения активности людей на местах, их мировоззрения и политического сознания» [1].

Повышение политической и социальной сознательности и активности населения Президентом И. А. Каримовым оценено как вопрос первостепенной важности. «Каждый человек должен бороться за свои права. Для каждого человека вера и убеждения не должны оставаться пустыми словами, а наоборот, если они для него имеют глубокий смысл, беспокоят его совесть и побуждают к постоянным размышлениям, то такой гражданин обязан жить заботами об окружающих его людях, махалле, народе и стране» [2].

Решение указанной задачи неразрывно связано с формированием гражданской активности студентов, так как эта деятельность, возникая под воздействием различных факторов, формирующих их личную позицию, превращается в эффективную побудительную силу самоутверждения личности, а следовательно, содействует процессу демократизации отношений в вузе, сознательному, инициативному творческому отношению к происходящим процессам реформирования всех сфер общественной жизни страны.

Решение указанной задачи неразрывно связано с гражданским воспитанием молодежи, так как эта деятельность, возникая под воздействием различных факторов, формирующих их личную позицию, превращается в эффективную побудительную силу самоутверждения личности, а следовательно, содействует процессу демократизации отношений в вузе, сознательному, инициативному творческому отношению к происходящим процессам реформирования всех сфер общественной жизни страны.

Проблема гражданского воспитания молодежи являлась и является предметом внимания философов, педагогов и других ученых, в том числе на протяжении столетий, и конечно, в философско-педагогических учениях великих мыслителей Востока — Фараби, Беруни, Ибн Сино и др.

Исследование гражданского воспитания молодежи становится все более востребованным. Гражданского воспитания — это развитие у молодежи гражданской активности, самостоятельности, творчества. Это зависит прежде всего, от того, как организован учебно-воспитательный процесс, какими средствами, формами и методами пользуются преподаватели и студенты, какие факторы и условия для достижения этой цели предусматриваются.

«Гражданская активность» — это особая направленность личности с целью улучшения условий всех сфер жизни. Она выражается в той или иной области жизни, в нашем случае — демократическими знаниями. В эту область студент обязан стремиться проникнуть, чтобы изучать и овладеть ценностями демократии.

Известно, что психологическую структуру гражданской активности составляет богатый комплекс весьма значимых для человека жизненных ситуаций, переплетенных друг с другом и взаимообусловленных. Благодаря тому, что в гражданской активности представлено единство мыслительно-эмоциональных и волевых процессов, эта деятельность для студента приобретает личностную близость и протекает интенсивно и плодотворно. В свою очередь, волевые усилия, как необходимый компонент структуры гражданской активности, оказывают действенное влияние на благополучный исход от процесса гражданской активности до положительного его результата.

В построении гражданского общества возрастает роль общественно-гуманитарных наук. Так, философия должна и может превратить в специальный объект исследований-мышление гражданина демократического общества; культурология — демократическую культуру гражданина; история — историю гражданского общества; педагогика — воспитание у граждан и особенно у молодежи, принципов демократизма; этнография демократические традиции узбекского народа и т. п.

Личность демократического типа должна уметь самостоятельно принимать решения в интересах всего общества, государства, оптимально сочетать личное и общенародное, сознавать возможность достижения собственного благополучия лишь в условиях благополучия всех, понимать значение идеи национальной независимости.

Гражданская зрелость человека заключается в осознании им своих отношений с людьми с позиций требований общества к гражданину, в оценке себя по тому, что отдается людям, государству. Гражданская зрелость — это понятие основанное на научном мировоззрении, идейной убежденности в сложном креативном и психологическом состоянии (образовании), суть которого — в осознании личностью своих гражданских прав и обязанностей, в их активной реализации в конкретных делах и поступках.

Содержание процесса гражданского воспитания молодежи состоит в развитии и достижении единства гражданского сознания и гражданской активности обучающегося в различных сферах его жизнедеятельности. Взаимосвязь сознания и активной деятельности раскрывает материализованную основу конечного результата процесса воспитания гражданской зрелости и определяет характер организованного воспитательного воздействия на процесс ее развития.

Если обратиться к компаративному анализу, то можно обнаружить специфические тенденции в формировании гражданской активности молодежи. В Европе, широко соблюдались бихевиористические концепции социальной технологии. Бихевиоризм — практическое моделирование поведения общества, личности. Причем, не силой навязывались людям нормы общественного поведения, на выбор предлагались только целесообразные. В учебных заведениях осуществлялись демократические принципы воспитания — «Молодые граждане», «Гражданское воспитание» (Германия) и т. п., а в бывшей педагогике увлекались «воспитанием себе подобного поколения». Главенствовали авторитарное воспитание, монологическое изречение в воспитании «старшие всегда и во всем правы». Авторитаризм в воспитании вырос вместе с детьми и превращался в авторитаризм в обществе.

Гражданская активность обусловлена пропагандой, внедрением, принятием той или иной идеи. Поэтому профилактика вредных идеологических, псевдодемократических влияний является важнейшим условием гражданского воспитания молодёжи.

В настоящее время ограждение молодежи от социально-нежелательных чужих идей, течений и других чуждых форм общественной мысли, профилактика попадания студентов под влияние таких вредных явлений, как религиозный экстремизм, терроризм и другие приобретают в настоящее время особую актуальность.

В числе критериев гражданского воспитания молодежи рассматриваются осознание и выполнение студентом своих прав и обязанностей гражданина. Их конкретные проявления — знание прав и обязанностей гражданина Республики Узбекистан, развитость социально ценных мотивов участия в общественной деятельности, сформированности и ответственности, отношение к учению и труду, то есть к выполнению гражданских обязанностей.

Таким образом, педагогическая цель гражданского воспитания молодежи — это изменение стереотипа отношения к явлениям жизни, определяющих его потребность и мотивы:

-        во-первых, через убеждение в неправильности или непригодности прежних форм этого отношения в преимуществе новых (на этой стадии лидирующую роль играют стимулы, значимости, будущее положение вещей, перспективы, общественное мнение);

-        во-вторых, через оптимистические эмоции и переживания (лидерами на этой стадии выступают стимулы интереса, эмоциональные стимулы);

-        в-третьих, через включение в просветительскую деятельность, фиксирующую новые черты отношения к этой деятельности и его мотивы (определяющую роль при этом играют стимулы идеала, общественной значимости гражданской активности, эффекта, результата).

Однако, «вместе с тем следует осознать необходимость того, что для достижения конечной цели с учетом быстротечности времени нужно не следовать за событиями, а опережать их, предупреждать любые нежелательные явления, своевременно принимать законы, определяющие основу прогресса и демократического обновления, вносить в них изменения и дополнения, которых требует само время» [3].

 

Литература:

 

1.                  Обеспечение интересов человека, совершенствование системы социальной защиты — наша приоритетная задача. Доклад Президента И.Каримова на торжественном заседании, посвященном 14-летию Конституции РУз. / Народное слово, 8 декабря 2006 г.

2.                  Каримов И. А. Правовая основа нашей жизни и прогресса. Том 11. — Т.: Узбекистан. 2003. — С. 94

3.                  Постановление Президента Республики Узбекистан. О Государственной программе «Год молодежи». // Правда Востока. 29.02.2008 г. № 42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов