Библиографическое описание:

Бердиева Г. Ш., Джумаева Н. И. Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 1-2.

Кардинальные изменения в жизни нашего общества нашли отражение в системе непрерывного образования. На основе Национальной программы по подготовке кадров перестраивается не только структура образования, но и его характер. «Самое главное, нужно осознать то, что не решив вопрос кадров, трудно будет добиться от наших действий и устремлений ожидаемых результатов, изменения нашей жизни, повышение духовности. Стало быть, совершенствование работы по подготовке кадров, соответствующих требованиям времени, должно стать главным направлением нашей деятельности» [1].

Поэтому одной из приоритетных задач государства и общества является обучение и воспитание молодежи, всестороннее развитие личности через систему образования. Национальная программа по подготовке кадров и Закон «Об образовании " ориентирует на подготовку новой генерации кадров на основе приоритета личности, гуманизации образования (раскрытие способностей человека и удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, обеспечения приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизации отношений личности, общества и окружающей среды) и гуманитаризации (формирование у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления).

Гуманизация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это формирование, наряду со специальными знаниями, умениями и навыками, широкой мировоззренческой культуры и богатого духовного мира на основе органического восприятия национальных и общечеловеческих ценностей.

Гуманитаризация процесса профессионально-педагогической подготовки будущих учителей — это целенаправленный процесс совершенствования (в организационном, содержательном и процессуальном плане) преподавания и освоения общественных и гуманитарных наук с приоритетом формирования профессионального, творческого, гуманитарного мышления, эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности и культуры.

В этой связи интенсифицируются разработки научно-теоретических аспектов содержания и процесса модернизации системы, технологии обучения — воспитания- развития, прежде всего в системе высшего педагогического образования, особенно в подготовке педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений, что чрезвычайно важно осуществлять при изучении общепедагогических дисциплин (во взаимосвязи со специально-гуманитарными).

Для реализации принципа приоритетности комплексного исследования педагогических проблем, провозглашенного в Национальной программе по подготовке кадров, в частности теоретико-практических вопросов профессиональной подготовки педагогических кадров, в том числе для профессиональных колледжей предоставляется широкая возможность внедрения в образовательный процесс усовершенствованного содержания, новых педагогических технологий, прогрессивных духовно-нравственных, культурно-исторических, национальных и общечеловеческих ценностей; подготовки будущих преподавателей профессионального колледжа к выполнению важной социально-педагогической функции образовательно-воспитательной, как в учебной, так и во внеучебной работе. В пределах упомянутых учебных дисциплин, особенно гуманитарных, повышается возможность изыскания новых педагогических технологий формирования гармонично развитой личности; усиления при этом гуманизации, гуманитаризации и демократизации профессионального образования будущих преподавателей колледжей; использования высоких национальных и мировых ценностей.

Исследование теоретико-педагогических и практических основ профессиональной подготовки педагогических кадров гуманитарного профиля для профессиональных колледжей в системе высшего образования рассматривается как чрезвычайно важная и актуальная социально-педагогическая проблема. Ее значимость возрастает в связи с четкими ориентирами на подготовку педагогических кадров в Национальной программе, где важным компонентом профессионально-педагогической подготовки является личность (субъекта и объекта обучения). Значимость проблемы усиливается в связи с приоритетом новых факторов образования, обусловливающих формирование, развитие и воспитание личности будущего специалиста, его профессионально-педагогическую подготовку. Это, прежде всего, современные теоретико-методологические подходы, опирающиеся на основные положения по подготовке кадров в Национальной программе.

Подготовка педагогических кадров осуществляется с учетом социально-общественных и других преобразований в обществе, новых тенденций, направлений и педагогических новаций в образовании, с использованием национальных и общечеловеческих ценностей, с целевой установкой на подготовку современного эталона специалиста в сфере образования, в частности в такой его новообразовательной структуре, как профессиональный (педагогический) колледж.

Концептуально важным является необходимость разработки основ структурно-содержательной и логико-педагогической системы подготовки будущих преподавателей гуманитарного профиля для профессиональных колледжей, в которой научно аргументированы теоретические и практические основы этого процесса в их диалектической связи и обусловленности при главном приоритете — личности будущего учителя. В качестве приоритета выделяется гуманитарная и общепедагогическая подготовка — как теоретическая и практическая основа педагогической деятельности, а также педагогическая практика, интенсифицирующая процесс профессионального становления и самоопределения, актуализации и углубления теоретических знаний студентов, развивающую и совершенствующую педагогические умения, навыки и способности будущих преподавателей гуманитарных дисциплин в профессиональных колледжах.

Образование в Узбекистане провозглашено приоритетным в сфере развития Республики, а личность его главным субъектом и объектом. Личности будущего учителя, как потребителю образовательных услуг, гарантируется качественное образование и профессиональная подготовка, всестороннее и гармоничное развитие - согласно Государственным критериям личности будущего специалиста, изложенным в программе и Государственных образовательных стандартах; необходимость разработки и внедрения нового содержания эффективных организационных и педагогических форм и средств, с опорой на национальные и культурно-исторические традиции народа и общечеловеческие ценности, с учетом современных реалий; важность и актуальность профессиональных колледжей при государственной регламентации общих требований к содержанию, процессу, новым педагогическим технологиям и качеству подготовки кадров, прежде всего на основе демократизации, гуманизации, гуманитаризации профессионально-образовательного процесса.

Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отмечал, что самой трудной задачей при строительстве демократического государства с рыночной экономикой и гражданского общества будет «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности» [2].

Учитывая вышесказанное, разработана модель современного учителя как эталона и образца для студентов — будущих преподавателей педагогического колледжа, которая создана на основе изучения требований к кадрам в Национальной программе, высказываний великих мыслителей — ученых Востока об учителе, Государственных образовательных стандартов, квалификационных требований к конкретному профессиональному профилю, соответствующие положений психологии, педагогики, современной теории и реальной практики подготовки педагогических кадров для профессиональных колледжей, на основе сформированных требований к современному учителю, а именно:

-        высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-        реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;

-        гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;

-        подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;

-        высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;

-        потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-        физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Итак, Национальная программа по подготовке кадров ориентирует высшие педагогические школы на современные направления образования, более совершенные теоретико-практические подходы к подготовке будущих преподавателей. При этом актуален вопрос профессионально-педагогической подготовки за счет активизации профессионально-познавательной         и интеллектуально-творческой деятельности будущих педагогических кадров, педагогических новаций, тесной связи соотношения теоретической подготовки студентов с педагогической практикой, повышения уровня воспитательного процесса, особенно духовно-нравственного (на основе национальных и общечеловеческих ценностей), педагогической культуры, прежде всего педагогической этики; внимание самосовершенствованию, личностному и профессиональному.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Современные кадры — важный фактор прогресса. Т. 6, -Т., «Узбекистон» -1998. -С 246.

2.                  Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.

3.                  Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных учебных заведений. Ташкент: Фан, 2005. –С.116.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов