Библиографическое описание:

Бозорова Х. Т. Развитие познавательных творческих способностей младших школьников // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 3-4.

Национальная модель и программа по подготовке кадров реализует гуманизацию отечественного образования и представляет собой основу и механизм выявления и развития интеллектуально-нравственного и творческого потенциала обучающегося.

Гуманизация образования имеет целью помочь учащимся раскрыть собственные способности, самого себя, свой внутренний потенциал. В гуманистической педагогике повышается активность и самостоятельность обучающихся, что способствует превращению процесса образования в самообразование, в котором ученик из объекта обучения и воспитания становится субъектом созидания самого себя, он познаёт радость творчества, смысл и способы самореализации.

Гуманистическое содержание Национальной модели и программы по подготовке кадров обеспечивает утверждение новых ценностей в образовании. На первое место выходят личностные интересы и устремления обучающегося, ценности, способствующие продуктивному развитию личности [1].

Направленность педагогики на гуманистический подход предполагает развитие ребенка, ориентацию учителя на выявление и развитие способностей детей к творческой самореализации.

Прежняя концепция образования представляла собой авторитарную педагогику, где учение было слабо связано с внутренней жизнью ученика, где отсутствовали акценты на проявление индивидуальных творческих способностей личности. Старая концепция оказалась неприемлемой и в плане методов обучения, поскольку основывалась на сообщении новых знаний, обучении «по образцу», механической памяти и репродукции. В результате процесс обучения — как деятельность — характеризовался отсутствием развивающего характера учебного труда школьника, слабой его мотивацией.

Сегодня, когда обществу необходимы яркие, социально активные личности, способные самостоятельно, критически мыслить и действовать, проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особую актуальность.

Развитие познавательных творческих способностей имеет особенно важное значение в школьные годы, прежде всего в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период закладывается фундамент формирования личности.

Названные выше факторы обусловливают необходимость теоретической и методико-практической разработки проблемы развития познавательных творческих способностей младших школьников.

Поиски более совершенных подходов к обучению и воспитанию детей обостряют необходимость выстраивания образовательного процесса таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого человека могли реализоваться в полной мере.

Одним из важнейших условий развития творческих способностей учащихся является познавательная активность и самостоятельность.

В результате анализа традиционной системы образования были выявлены наиболее существенные недостатки, а именно отсутствие самостоятельного целеполагания, активности и самостоятельности в решении познавательных задач; негативные условия, затормаживающие проявление индивидуальных способностей, прежде всего объектно-субъектный характер отношений между обучаемым и обучающимся и др.

Под развивающим обучением мы понимаем ориентацию образовательного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию; под познавательными творческими способностями — индивидуально-психологические особенности учащегося, обусловливающие быстроту и легкость овладения им навыков учебной деятельности; достижение в ней наивысших результатов, способность к творческому мышлению; под познавательной творческой деятельностью — созидающую деятельность, в которой активизируются познавательные творческие способности учащихся, в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, развитой самостоятельности учащихся, в новизне их суждений, выводов и поведения; наконец, под умениями познавательной творческой деятельности мы понимаем приобретенную учащимися способность выполнять познавательную творческую деятельность.

В соответствии с приведенными выше дефинициями, нами выделены и дифференцированы следующие умения познавательной творческой деятельности.

В первом классе:

-        сравнивать сходные и различные в объектах; анализировать конкретные предметы, выделять главное в объектах; анализировать учебный материал с позиции известного и неизвестного; видеть изменения объектов от убавления, прибавления и перестановки деталей; фиксировать связи объекта в контексте окружением; видеть новое и ориентироваться на него;

-        видеть как можно большое количество переменных в ситуациях, в выборе способов действия; прогнозировать последствия действий, поведения и т. п.; прогнозировать содержание урока, художественного произведения по названию; планировать последовательность действий для получения знаний.

Во втором классе:

-        предварительно планировать и отбирать наиболее существенный материал для запоминания; выстраивать логическую последовательность запоминания учебного материала; классифицировать предметы по внешним и внутренним признакам;

-        в процессе припоминания пройденного материала исходить от общего, главного к деталям и частному; воспроизводить материал в разных ситуациях и ролевых образах.

В третьем классе:

-        ставить вопросы к конкретным предметам, общим и абстрактным понятиям; анализировать исходный материал; обобщать и видеть закономерности логического познания; выводить элементарные индуктивные и дедуктивные умозаключения;

-        решать задачи на практические действия и творческие задачи разного типа.

В четвертом классе:

-        входить в активную умственную работу, предусматривающую сознание материала (не только понимать каждый признак, правило, но и понимать связь между ними), переносить известные способы деятельности на новый материал; творческий самостоятельно применять знания на практике: в сходной и новой ситуации, переносить известные способы деятельности на новый материал; самостоятельно добывать дополнительные знания, пользоваться дополнительной литературой.

-        контролировать результаты своего обучения и развития, знать причины неуспеваемости по предметам.

Анализ литературы вопроса позволил установить, что эффективному развитию познавательных творческих способностей учащихся присущи следующие особенности учебно-воспитательного процесса: диагностика личности младшего школьника; целостные и обобщенные представление ребенком целей и задач процесса обучения; целесообразность единства форм, методов и педагогических приёмов; поэтапное формирование качеств познавательных процессов.

В процессе развития познавательных творческих способностей учащихся выделяются следующие параметры, которые определяют профессионально-педагогическую позицию педагога, а именно: теоретическое понимание сущности познавательного творческого процесса, гуманное отношение к детям, индивидуальный подход, формирование у учащихся положительной Я-концепции.

Целенаправленная совместная деятельность педагога и учащихся предусматривает решение трех основных задач:

-        включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;

-        обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных критериев оценивания;

-        проведение экспертизы полученного результата, как педагогом, так и учениками.

Итак, развитие познавательных творческих способностей у школьников приобрело большую значимость и стало необходимостью для развития социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала республики, поскольку «…перспектива развития страны зависит от того, насколько эффективно в школе формируется творческая самостоятельность будущих членов общества» [2].

Развитие познавательных творческих способностей следует рассматривать как формирование и развитие одного из главных качеств личности — творческой самостоятельности. В школах с начальных классов должно начинаться с введения в учебный процесс, в каждый предмет специальных мер и условий, что даёт ребенку возможность понять и осмыслить цель своего пребывания в школе, назначение и необходимость каждого учебного предмета. Следует соблюдать основной принцип развития: диагностика — тренировка — контроль над развитием, поскольку только в этом случае формируется установка на развитие.

 

Литература:

 

  1. Курбанов Ш., Сейтхалилов Э. Национальная модель и программа по подготовке кадров — достижение и результат независимости Узбекистана. –Т.: Шарк, 2001. С.364.
  2. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63
Основные термины: творческих способностей, познавательных творческих способностей, творческих способностей учащихся, творческих способностей младших, способностей младших школьников, развития творческих способностей, Развитие творческих способностей, Развитие познавательных творческих, развития познавательных творческих, творческих способностей личности, творческих способностей у школьников, познавательной творческой, познавательной творческой деятельности, Похожая статья, развитию познавательных творческих, способностей учащихся присущи, проявление индивидуальных способностей, выявление и развитие способностей, проблема развития творческих, условий развития творческих

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов