Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Паршутина, С. В. Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 2 (12). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2173/ (дата обращения: 24.04.2024).



В учреждениях дополнительного образования организация работы по воспитанию толерантности у детей всегда являлась актуальной. В нашем учреждении накоплен свой положительный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Существуют различные формы и методы работы в данном направлении, но наиболее действенными считаются вовлечение детей с особенностями развития в активную творческую деятельность. Ведь в условиях учреждения дополнительного образования нет жёстких рамок выбора технологий по толерантному воспитанию, поэтому педагогический коллектив охотно экспериментирует по использованию эффективных способов достижения результатов. На сегодняшний день результативными являются игровые технологии. В процессе игровой деятельности можно реализовать любые поставленные цели и задачи в области воспитания и образования. Каждый педагог в процессе своего тематического занятия, включает игру на воспитание толерантности для детей инклюзивных групп. Дети активно включаются в процесс игры, учатся относиться к другим детям с особенностями развития с пониманием, уважением достоинства, без явной агрессии, проявлять терпимость к недостаткам как физическим, так и интеллектуальным. Совместная творческая игра даёт возможность решить эту проблему. Причём в игру включаются не только дети, но и родители. Практически организуя работу в детском коллективе, педагоги стараются решить задачи по воспитанию толерантности, умению распределять между собой роли в совместной деятельности, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения, не ущемлять мнение своих ровесников, доказывать свою позицию корректно, дипломатично. Педагоги стараются восполнить дефицит общения детей с ограниченными возможностями здоровья, вовлечь в интересный творческий процесс через досуговую деятельность, не допустить ситуацию конфликта участников игры или мероприятия. Все используемые формы досуга объединяют детей и взрослых, помогают укреплению духовных связей, расширяют круг общения, повышают культуру, обучают основам толерантного поведения. В результате улучшается понимание смысла жизни, развивается коммуникабельность и чувство полноценности, приобретаются новые знания и, что очень важно, умения для самостоятельной жизни в окружающей действительности.

В нашем учреждении очень популярны игры старшеклассников-волонтёров с детьми младшего возраста. Традиционные мероприятия «Осень золотая», «Доброе сердце», «Праздник на дом», «Фестиваль детского творчества» как раз направлены на реализацию цели воспитания толерантности. Правильная организация мероприятий идёт на пользу всем участникам творческих проектов. В совместной практической деятельности у детей нередко возникают различные проблемы, споры, противоречия. Задача педагогов не допустить конфликтной ситуации, и через игру направить учащихся следовать определённым правилам в спорах и беседах.

В Доме детского творчества успешно реализуются совместные проекты и планы со школами Пролетарского округа города Тулы. Наши педагоги с учителями и педагогами-организаторами школ проводят совместные мероприятия, направленные на творческое развитие учащихся, оздоровление, повышение позитивного эмоционального состояния, улучшения настроения, активную жизненную позицию. Одной из важнейших составляющих успеха в работе является правильно выбранная технология, радость совместного творчества, оптимизм, работа педагога «от всей души», уверенность в хорошем и качественном результате. Немаловажное значение приобретают познания из сферы психологии и коррекционной педагогики. Педагогам приходится чувствовать эмоциональное настроение учащихся, подбирать те действенные формы и методы работы, которые помогут раскрепостить детей, снять психологическое напряжение и дискомфорт. Постоянный поиск, энергичность, оптимизм наших педагогов позволяют достичь впечатляющих результатов. В нашем учреждении педагоги используют различные игры, весёлые загадки и задания, подвижные физминутки, музыкально-танцевальные игры, конкурсно-игровые программы, театрализованные игры, используют самодельное оборудование для конкурсов, сюрпризные моменты, яркие костюмы для героев театрализованных представлений, оригинальное музыкальное сопровождение. Особой формой организации детского досуга является детский тематический праздник, подготовка к которому предполагает большое разнообразие видов деятельности и приёмов с активным участием всех детей. Коллективное обучение и общение детей даёт огромный воспитательный результат. Дети становятся чуткими, отзывчивыми, милосердными, добрыми, готовы помогать друг другу в любом деле. Проявляются ценные человеческие качества личности. Важную роль в подготовке педагогов к любому мероприятию играет исследовательская деятельность. Приходится «погрузиться» в изучение тематической литературы. Просмотреть видео и аудио материалы, подобрать музыкальное сопровождение и игровое оборудование, заняться самообразованием, посетить библиотеки, просмотреть Интернет-ресурсы, подобрать костюмы, а порой и сшить, нарисовать различные украшения для зала, открытки, приглашения, подумать по поводу призового фонда, изготовленного своими руками или совместно с учащимися и их родителями. Помогают повысить свою профессиональную компетентность программы переподготовки педагогических кадров, в том числе заочно-дистанционной формы обучения и курсы повышения квалификации. В Доме детского творчества сформирован замечательный коллектив педагогов, команда необычных людей и одухотворённых, всецело отдающих себя работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, постоянно повышающих уровень своего педагогического мастерства.

В последнее время актуальной задачей в учреждениях дополнительного образования стала проблема организации инклюзивного обучения. В одном коллективе обучаются дети различного социального статуса, дети с ограниченными возможностями здоровья, плохо говорящие на русском языке, с различными вероисповеданиями, национальностями, дети с определённым стилем жизни. Перед педагогами встаёт невероятно сложная задача подбора методик и форм работы в таком коллективе, учесть индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворить потребности всего коллектива. Но через развивающие творческие занятия в объединениях можно решить и эту проблему. В нашем учреждении успешно применяется программа по воспитанию толерантности «Добротой согреем сердца». В каждом объединении, а это изостудии, хореографические и вокальные студии, спортивные секции, социально-педагогические развивающие объединения реализуются задачи данной программы по воспитанию добрых, гуманных качеств личности. Особенно это значимо для детей с проблемами в развитии. Ещё одной формой работы по толерантному воспитанию является подготовка детей к участию в различных конкурсах, фестивалях, выставках, творческих проектах. Для детей это всегда интересно и увлекательно, а ещё мотивирует детей добиться каких-то успехов, самоутвердиться в жизни. Очень важно учесть момент доброго отношения друг к другу, проявить понимание, вежливость, терпимость в процессе совместного творчества. В дополнительном образовании есть все условия для организации детей на позитивную творческую деятельность. Это позволяет воспитанникам проявить свои способности и талант, принять активное участие в реализации любых творческих проектов, совершенствовать культуру поведения, развивать коммуникативные качества. Педагог для детей с проблемами в развитии старается создать ситуацию успеха, добрым словом вдохновить ребёнка на работу. Позитивная эмоциональная атмосфера позволяет добиться хороших результатов в области общения. Воспитательная функция содействует развитию толерантности, взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.

Чтобы достигнуть положительный ожидаемый результат, использовалось большое разнообразие технологий, а также продуктивное социальное партнёрство. Залогом успешной деятельности нашего педагогического коллектива с учащимися является сотрудничество педагогов с родителями, которые оказывают значительное влияние на процесс развития личности ребёнка. Нас всех объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Для этого родителей привлекаем к процессу организации мероприятия (помощь в изготовлении различного оборудования и декораций, пошиве костюмов, изготовлении сувениров для награждения, репетиции мероприятия и т. д.) В процессе совместного творчества, родители помогаю настроить детей на ответственное, серьёзное отношение к будущему мероприятию. Важным условием успешности воспитательных технологий является творческий подход, приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, ведущий к самореализации личности и пониманию принципа уважения человеческого достоинства всех людей. Главная задача развития взаимоотношений — укрепление и обогащение их нравственной основой, порядочностью, ответственностью, добротой, сочувствием, готовностью прийти на помощь. Дети должны отличать хорошие поступки от плохих. Ребёнок взрослеет, ищет своё место в мире. И задача педагогов помочь ему найти это место, подсказать, на что он способен в жизни общества. Решая эти вопросы, педагоги уделяют большое внимание работе с родителями. Только совместными усилиями можно достичь хороших результатов, особенно в вопросах толерантности. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями, дают возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель — желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами. Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. У нас работает школа для родителей, в которую привлечены различные специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, сотрудники правоохранительных органов, работники культуры и образования). Формы работы с родителями различны. Это родительские собрания, мастер-классы, деловые игры, беседы-презентации, общественно-полезные акции, а также акции милосердия. Главное условие успеха таких форм работы — добровольность и взаимная заинтересованность. Так, учитывая социальный заказ наших родителей, в нашем Доме детского творчества создан семейный клуб. Здесь решаются различные задачи и проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, вопросы, связанные с педагогическим просвещением родителей, повышения культурного и духовного уровня. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического воздействия на родителей. Очень важно, чтобы ваши родители были вашими союзниками, а может даже активными участниками различных творческих проектов с воспитательным эффектом в области толерантности. Современное общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание своих детей. Наш педагогический коллектив старается внести в работу с родителями новые нетрадиционные формы работы, которые только положительно влияют на сотрудничество. Интересен опыт использования в данной работе здоровьесберегающие технологии. Это совместные спортивно-игровые мероприятия, праздники здоровья, викторины и беседы о здоровом образе жизни, музыкальные паузы с играми, упражнениями, речёвками, стихами и песнями. Театрально-концертные программы также предполагают совместное творчество детей и взрослых. Можно и далее приводить примеры эффективных методик толерантного воспитания детей, но надо помнить, главное, надо учитывать интересы детей и их родителей, использовать различные технологии гармонично, чувствовать интуитивно их интересы, использовать на практике необходимые формы и методы работы.

Литература:

  1. Бардиер Г. Л. «Проблемы толерантности и девиантного поведения / Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития. СПб., 2002, с. 32–36.
  2. А. Б. Суслова, Д. П. Поносова «Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения».Сборник методических материалов. г.Пермь: Издатель И. Максарова, 2006. — 134 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, воспитание толерантности, детское творчество, дополнительное образование, педагог, форма работы, педагогический коллектив, совместное творчество.

Похожие статьи

Воспитание добра, милосердия и толерантности

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Организация художественного творчества детей...

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы...

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности подростков и молодежи

Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к

Эффективными и увлекательными формами работы с детьми являются игровые...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы сродителями

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Роль учителя и педагога в воспитании толерантной личности учащихся является ведущей. Она подразумевает подготовку педагогических работников к реализации воспитания толерантности, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное... Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани...

Социализация личности детей с ограниченными...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, родитель, воспитание детей, педагогический коллектив, дополнительное образование, педагогическая работа, психическое развитие, творческий...

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего...

ДОО как социальный институт должен способствовать воспитанию детей в духе толерантности.

В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка».

Похожие статьи

Воспитание добра, милосердия и толерантности

ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, педагог, форма работы, воспитание толерантности, дополнительное образование, детское творчество, педагогический коллектив, совместное творчество.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными...

ребенок, творческая деятельность, творчество, способность, ограниченная возможность здоровья, различный вид деятельности. Организация художественного творчества детей...

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы...

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности подростков и молодежи

Педагогика толерантности основывается на терпеливом, внимательном отношении к

Эффективными и увлекательными формами работы с детьми являются игровые...

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях...

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы сродителями

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (12) апрель 2017 г.

Роль учителя и педагога в воспитании толерантной личности учащихся является ведущей. Она подразумевает подготовку педагогических работников к реализации воспитания толерантности, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям...

инклюзивное образование, образовательный процесс, ребенок, ограниченная возможность здоровья, учебно-воспитательный процесс, обучение, группа, инклюзивная практика, безбарьерное... Инклюзивное образование, толерантность, эмпатия: грани...

Социализация личности детей с ограниченными...

ограниченная возможность здоровья, ребенок, развитие, родитель, воспитание детей, педагогический коллектив, дополнительное образование, педагогическая работа, психическое развитие, творческий...

Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего...

ДОО как социальный институт должен способствовать воспитанию детей в духе толерантности.

В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей.

Проект по толерантности «Мы — такие разные»

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами

Анкетирование родителей «Развитие культуры толерантности вашего ребенка».

Задать вопрос