Библиографическое описание:

Шодиев Х. Т., Атамурадова Р. К., Азизов О. Э., Алимкулов С. О. Педагогическая техника и экспериментальная проверка формирования умения пунктуационно грамотно оформлять готовый печатный материал // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 10-12.

Вникая в секреты успеха учителей-мастеров, мы обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Высокое мастерство обусловлено, прежде всего, личностью воспитателя, глубоким осознанием им политических задач, основательным знанием учебных предметов, психологии и педагогики. Немаловажная роль здесь и специальных знаний и воспитательных умений (умение общаться с коллективом и отдельной личностью, вести наблюдения, организовывать коллектив, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением), чему необходимо обучать каждого учителя.

А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал необходимость такой учебы: «Постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать, а чтобы уметь наиболее точно, внушительно, повелительно выражать свои мысли и чувства. Все это вопросы воспитательной техники».

Термином «Педагогическая техника» принято объединять разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников. Ее средствами являются способность к перевоплощению, постановка голоса, мимика, пантомимика, культура речи, способность играть. Выступая перед педагогами, А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал необходимость для учителя умения перевоплощаться: «Конечно, разговаривая сейчас с вами, я совсем иной человек, но когда я с ребятами, я должен добавить немного этого мажора, и остроумия, и улыбки; не какой-нибудь подыгрывающей улыбки, но просто приветливой улыбки, достаточно наполненной воображением»

В понятие «Педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением — владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; умение социальной перцепции (чтение по лицу); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания. Она состоит из таких элементов: техники педагогического общения, техники предъявления требования, техники создания дисциплины, техники организации завтрашней радости, техники организации режима, техники наказания опытными мастерами.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25–50 % учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная интонация, громкая патетика в задушевной беседе воспринимаются как фальшь и надолго отдаляют учителя от учащихся.

Дыхание. Дыхание выполняет физиологическую функцию — обеспечивает жизнедеятельность организма. Но одновременно оно выступает и энергетической базой речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греческого phono — звук).

Голос. Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, то есть умение легко изменять его, подчиняясь содержанию, слушателям. Подвижность голоса прежде всего касается изменений его по высоте. Высота — тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах примерно двух октав, хотя в обычном речи мы обходимся тремя — пятью нотами.

Дикция. Для учителя четкость произношения — профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция — это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Дикция зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, заднюю стенку глотки (зев), голосовые связки.

Ритмика. Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.

Пунктуация — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел лингвистики, изучающий эти правила.

Целью эксперимента, была проверка принципиальной возможности построить курс обучения русской пунктуации в узбекской школе в соответствии с нашим представлением о психологических механизмах формирования пунктуационно грамотного письма.

Напомним кратко его главные положения. Мы выдвинули гипотезу о механизмах формирования пунктуационных умений при оформлении готового текста на основе следующих данных:

1.         Теоретического и экспериментального материала, имеющегося в работах психологов, принадлежащих к родным научным школам. Это исследования, в которых рассматриваются механизмы речи, в том числе и письменной речи, проблемы формирования умений и навыков, правило сообразных действий, проблемы поэтапного формирования действий, приемов умственной работы, проблема соотношения условий выполнения действия и состава его операций и наконец, работы, посвященные сукцессивным и симультанным процессам. Эти исследования связаны прежде всего и именами Д. Н. Богоявленского, П Я. Гальперина, Г. Г. Граник, Л. Ельмелева, Н. И. Жинкина, А. П. Зинченко, А. Н. Леотьева, Е. Н. Кабановой — Меллер, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, П. А. Шеварева, М. М. Щехтера.

2.         Материала, полученного нами в результате теоретического анализа методики преподавания русского языка в узбекской школе и диагносты психологических причин пунктуационных ошибок, которые допускают узбекские школьники в своих письменных работах.

Следует специально остановиться на том факте, что впервые теоретический анализ работ психологов, относящихся к разным научным школам и рассматривающих проблемы, казалось бы далекие от проблемы формирования пунктуационных умений и навыков, был проведен в фундаментальном исследовании Г. Г. Граник. Последняя работа позволила ее автору выдвинуть принципиально новую гипотезу о психологических механизмах формирования пунктуационно грамотного письма.

Однако в этих исследованиях рассматривается проблема формирования пунктуационных умений и навыков в школах, где для учащихся русский язык является родным и где методика преподавания строится на иных психологических представлениях, чем методика преподавания в узбекских школах.

В силу этого решение нашей проблемы требовало проведения специального исследования.

При проведении исследования мы исходили из следующего положения в силу того, что изменение состава его операций, при обучение следует знать, во-первых особенности условий выполнения действия влечет за собой изменение условий, в которых пунктуационно оформляется текст, и, во-вторых, знать операционный состав действия, приводящего к пунктуационно грамотному оформлению текста.

Что же создает разные условия выполнения действия, направленного ни пунктуационное оформление текста?

Различие условий задается видом письменной работы.

Традиционное обучение русской пунктуаций, как русской, так и в узбекской школе связана с тремя последовательно вводимыми видами тренировочных упражнений. Два из этих видов тренировочных упражнений выполняются в искусственно облегченных учебных условиях.

Это задания, связанные с расстановкой знаков препинания в готовом тексте. Только в одном из заданий текст предъявляется для зрительного восприятия (пример такого задания: прочитайте текст, затем перепишите его, расставляя знаки препинания), в другом — при первичном слуховом восприятии текста (к таким заданиям относятся различные диктанты). В том и другом видах работы целью действия является пунктуационное оформление текста.

При выполнении этих заданий процесс решения пунктуационных задач может разворачиваться достаточно медленно (сукцессивно). Тем самым создаются условия, при которых возможно осуществление операции умственного приема, необходимых для применения пунктуационного правила.

Творческие роботы (сочинения) являются заданиями, имитирующими реальные условия, в которых обычно протекает пунктуационное оформление самостоятельно создаваемого текста. Целью этого вида заданий является порождение текста, а постановка знаков препинания выступает как одно из средств его письменного оформления. Именно в силу этого с помощью творческих работ проверяется, сформировался ли навык грамотного письма.

При этом следует подчеркнуть, что при выполнении творческих работ текст до его создания ни на слух, ни зрительно не поступает полностью — пунктуационно оформлять текст надо по ходу его создания, то есть очень быстро. Иными словами, пунктуационное оформление самостоятельно создаваемого текста протекает в иных условиях, чем оформление готового текста.

В этих условиях невозможно осуществить операции умственного приема, необходимого для применения пунктуационного правила и потому, что действие протекает при дефиците времени, и потому, что еще нет текста. Этим и объясняется тот факт, что для пунктуационного оформления рождающегося текста требуется иной состав операций умственного приема, а именно: упреждение и удержание в рабочей памяти правило сообразных семантико-синтаксических блоков. Удержание блоков «ориентирующих знаков» относятся, в частности, союзы и союзные слова.

Однако не зависимо от условий выполнения действия в основе пунктуационно грамотного письма лежат правило сообразные действия, выработанные у человека в результате сформированных у него приемов умственной работы по применению пунктуационных правил.

Как показало наше исследование, результаты которого были опубликованы в предыдущих публикациях, миновать этот этап формирования грамотного письма нельзя, хотя в дальнейшем с изменением условий выполнения действий должен измениться его операционный состав.

Наше исследование показало также, что основные психологические причины пунктуационных ошибок школьников связанны с тем фактом, что существующая методика обучения русской пунктуации в узбекской школе поострена без учета психологических закономерностей становления пунктуационной грамотности: входе обучения практически минуется этап формирования правило сообразных действий. Можно сказать, что с помощью этой методики в естественных условиях школьного обучения поставлен своеобразный эксперимент, цель которого, минуя пунктуационные правила, сформировать некоторые из операций умственного приема, пригодного в условиях пунктуационного оформления самостоятельно создаваемого текста.

 

Литература:

 

1.    Божович Е. Д. Исследование умственной деятельности школьников в процессе обучения их решению задач по образцом: Автореф канд. дис М.: 1975г. 25с.

2.    Граник Г. Г. Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений: Автореф. док. дис. М.: 1980г. 50с.

3.    Жинкин Н.И Механизмы речи. М.: 1958г. 354 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов