Библиографическое описание:

Александрова Л. М. Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство» // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 71-73.

В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, определением сущности и значения их в истории культуры.

Ключевые слова: этнопедагогика, декоративно-прикладное искусство, духовность, нравственность, культура, традиция, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.

 

В последние годы этнопедагогика республики Башкортостан, история и культура народов Башкортостана стали предметом специального изучения в вузовской программе. Башкирский народ имеет давние глубокие, уходящие своими корнями вглубь веков традиции и художественные ценности.

Знакомясь с уникальными образцами произведений культуры разных эпох, будущие педагоги убеждаются в том, как находят свое дальнейшее развитие национальные традиции башкирского народного искусства на опыте прошлых веков. Все это способствует повышению общего уровня культуры и роста нравственного самосознания будущих педагогов [1].

Актуальность проблемы использования идей народной педагогики в практике обучения и воспитания молодого поколения связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа.

Человечество веками стремилось сохранить то духовное богатство, которым владело испокон веков. Одна из основных задач современного обучения и воспитания — приобщение детей к народному творчеству, которое отражает самобытность и художественный гений народа, его мудрую простоту взглядов и чувств, воспитывает лучшие черты народного характера. Поэтому, поняв свои национальные идеалы культуры, можно усвоить ценности других времен и народов. Народ во все времена в художественной форме стремился выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изучая декоративно-прикладное искусство в начальных классах, дети раскрывают богатство культуры народа. Чтобы проводить работу с учащимся с идеями народной педагогики учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства и опыт накопленный веками [2].

Приобщая студентов к народному искусству, необходимо учитывать следующее:

-          в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

-          произведения народного и декоративного искусства способствуют развитию художественного вкуса, творческих начал личности.

Широкими возможностями для изучения и знакомства с народными промыслами обладают уроки изобразительного искусства.

Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. В частности, включить материалы народных промыслов в уроки изобразительного искусства, построив их таким образом, чтобы у студентов сложилась определенная система знаний о народном искусстве, национальной культуре. Достигнуть это поможет включение в уроки образцов народного творчества.

Для оптимизации воспитания посредством целенаправленного применения элементов национальной культуры на занятиях изобразительного искусства используются наиболее рациональные методические приемы, которые экспериментально проведены и апробированы:

а) раскрытие сущности шедевров национальной культуры как олицетворения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; его цель — выявить и продемонстрировать студентам глубинный онтологический смысл каждого произведения рук и ума наших предков и современников как единичного образца воплощения творчества и национальной культуры, как социально значимых ценностей;

б) составление, демонстрация и обсуждение тематических коллекций изделий народных промыслов; его цель — наглядно подкрепить, определить и тем самым объектировать образующиеся в сознании студентов представления о мощном нравственном заряде, о неутомимости и высоком энергетическом накале творческого поиска в области совершенствования духовной культуры Отечества;

в) приглашение на учебные занятия мастеров рукоделия; его цель: максимально приблизить к студентам процесс изготовления предметов народного творчества, и тем самым сформировать у них четкое представление о посильности соответствующих производственных процессов и оптимистическую убежденность в возможности самим включиться в творческую деятельность;

г) проведение экскурсии в музеи; его цель: создание, закрепление и упрочнение мировоззренческо-методологических образований, расширение исторического кругозора, осмысление духовной культуры;

д) предъявление студентам заданий творческого характера; его цель- активизация индивидуально-личностного начала в образовательно-воспитательном процессе, предоставление им возможности самоутвердиться в сфере национальной культуры, народного творчества;

е) организация выставок и конкурсов творчества студентов; его цель- включение в образовательно-воспитательный процесс элементов состязательности, создание условий для повышения социального статуса студентов средствами учебно- творческой деятельности.

Любой народ высоко ценит свои устоявшиеся традиции и обычаи. Они ценны тем, что способствуют воспитанию подрастающего поколения и сдерживанию людей от нарушения принятых в данном обществе норм личной и общественной жизни. Сохранение, соблюдение и развитие народных традиций и обычаев является прогрессивным явлением и социально необходимым для любого исторического периода жизни человечества.

Известно, что традиции и обычаи каждого народа имеют свои особенности и направления. Они охватывают широкие области воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, умственное и др.

Основными проводниками народных традиций и обычаев, осуществляющих преемственность поколений, является семья, школа, религия.

Изучая декоративно-прикладное искусство в начальных классах, дети раскрывают богатство культуры народа. Чтобы проводить работу с учащимся с идеями народной педагогики учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства и опыт накопленный веками [3].

Башкирское декоративно-прикладное искусство, являясь одной из форм народного мышления выражая художественно-эстетическую и нравственную суть башкирского народа имеет большую силу воспитательного воздействия. Его педагогический потенциал в художественно-эстетическом воспитании учащихся огромен, знакомство школьников с его произведениями способствует развитию у них умения отличать настоящее искусство от его суррогатов, способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах культуры, расширению и развитию художественных представлений, духовных потребностей, становлению художественного и эстетического вкуса, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. Возвращение к культурно-историческим истокам на примере башкирского декоративно-прикладного искусства способствует идейно-нравственному развитию личности. Кроме того, причастность учащихся к творческому процессу изготовления изделий, какие создавали башкирские народные умельцы, позволяет учащимся не только ощутить радость и удовлетворение от того, что они научились делать красивые и полезные вещи, но и позволяет им почувствовать себя творцом прекрасного (следует отметить, что творчески ребенок развивается лишь тогда, когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, проявления фантазии и воображения, а не является пассивным слушателем и зрителем). Эстетическое наслаждение процессом и продуктом деятельности вселяет надежду на успех, способствует развитию интереса к занятиям художественно-эстетического цикла. Изготовление декоративных изделий с применением традиций башкирского декоративно-прикладного искусства способствует развитию технических навыков с различными материалами и инструментами, развитию мелкой моторики рук, координации действий руки и глаза. А, как известно, «истоки способностей и дарований детей — на кончике их пальцев» (В.Сухомлинский)

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в учебно-воспитательном процессе применение декоративно-прикладного искусства, знакомство с учащихся с его произведениями, изготовление ими изделий с применением традиций башкирского декоративно-прикладного искусства способствует развитию, в первую очередь, национального самосознания личности, основанного на ощущения духовной связи с народом, пробуждает и развивает чувство национального достоинства и гордости за свой народ, воспитывает у школьников (через конкретное национальное) чувство гуманности в сфере межнациональных, общечеловеческих отношений, воспитывает активное, творческое отношение к окружающей действительности, развивает чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии, технические навыки и трудовые умения, художественно-творческие способности. Использование в доступной учащимися художественно-эстетической деятельности (в соответствии с возрастными особенностями) всего разнообразия башкирского декоративно-прикладного искусства позволяет с успехом решать задачи художественно-эстетического воспитания, развития культуры и национального самосознания подрастающего поколения

 

Литература:

 

1.         Н. А. Актуализация кросскультурных процессов и этнопедагогическое образование // Известия академии педагогических и социальных наук. — 2003. — Выпуск 7. — С. 107–111.

2.         Башкиры (История башкир с древнейших времен до к. XVIII в.) // Сост. Мавлетов B. C. Под ред. канд. ист. Наук Кузбекова Ф. Т. — Уфа, 2009.

3.         Ешич М. Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития // Мир психологии. — 2004. — № 3 (39). — С. 24–37.

4.         Константинова С. С. История декоративно-прикладного искусства.// Конспект лекций. — Ростов н/Дону: Феникс, 2004. — 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов