Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство»
Автор: Александрова Лилия Минихаевна
Рубрика: Этнопедагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.
Дата публикации: 17.03.2015
Статья просмотрена: 274 раза
Библиографическое описание:
Александрова, Л. М. Этнопедагогическая подготовка студентов на занятиях по дисциплине «Народное декоративно-прикладное искусство» / Л. М. Александрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/90/ (дата обращения: 19.04.2024).
В статье рассматривается роль и значение дисциплины народное декоративно-прикладное искусство, на которых студенты знакомятся с народной педагогикой в различные периоды истории народа, условиями функционирования и развития эстетических ценностей, определением сущности и значения их в истории культуры.
Ключевые слова: этнопедагогика, декоративно-прикладное искусство, духовность, нравственность, культура, традиция, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.
В последние годы этнопедагогика республики Башкортостан, история и культура народов Башкортостана стали предметом специального изучения в вузовской программе. Башкирский народ имеет давние глубокие, уходящие своими корнями вглубь веков традиции и художественные ценности.
Знакомясь с уникальными образцами произведений культуры разных эпох, будущие педагоги убеждаются в том, как находят свое дальнейшее развитие национальные традиции башкирского народного искусства на опыте прошлых веков. Все это способствует повышению общего уровня культуры и роста нравственного самосознания будущих педагогов [1].
Актуальность проблемы использования идей народной педагогики в практике обучения и воспитания молодого поколения связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа.
Человечество веками стремилось сохранить то духовное богатство, которым владело испокон веков. Одна из основных задач современного обучения и воспитания — приобщение детей к народному творчеству, которое отражает самобытность и художественный гений народа, его мудрую простоту взглядов и чувств, воспитывает лучшие черты народного характера. Поэтому, поняв свои национальные идеалы культуры, можно усвоить ценности других времен и народов. Народ во все времена в художественной форме стремился выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изучая декоративно-прикладное искусство в начальных классах, дети раскрывают богатство культуры народа. Чтобы проводить работу с учащимся с идеями народной педагогики учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства и опыт накопленный веками [2].
Приобщая студентов к народному искусству, необходимо учитывать следующее:
- в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
- произведения народного и декоративного искусства способствуют развитию художественного вкуса, творческих начал личности.
Широкими возможностями для изучения и знакомства с народными промыслами обладают уроки изобразительного искусства.
Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения. В частности, включить материалы народных промыслов в уроки изобразительного искусства, построив их таким образом, чтобы у студентов сложилась определенная система знаний о народном искусстве, национальной культуре. Достигнуть это поможет включение в уроки образцов народного творчества.
Для оптимизации воспитания посредством целенаправленного применения элементов национальной культуры на занятиях изобразительного искусства используются наиболее рациональные методические приемы, которые экспериментально проведены и апробированы:
а) раскрытие сущности шедевров национальной культуры как олицетворения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей; его цель — выявить и продемонстрировать студентам глубинный онтологический смысл каждого произведения рук и ума наших предков и современников как единичного образца воплощения творчества и национальной культуры, как социально значимых ценностей;
б) составление, демонстрация и обсуждение тематических коллекций изделий народных промыслов; его цель — наглядно подкрепить, определить и тем самым объектировать образующиеся в сознании студентов представления о мощном нравственном заряде, о неутомимости и высоком энергетическом накале творческого поиска в области совершенствования духовной культуры Отечества;
в) приглашение на учебные занятия мастеров рукоделия; его цель: максимально приблизить к студентам процесс изготовления предметов народного творчества, и тем самым сформировать у них четкое представление о посильности соответствующих производственных процессов и оптимистическую убежденность в возможности самим включиться в творческую деятельность;
г) проведение экскурсии в музеи; его цель: создание, закрепление и упрочнение мировоззренческо-методологических образований, расширение исторического кругозора, осмысление духовной культуры;
д) предъявление студентам заданий творческого характера; его цель- активизация индивидуально-личностного начала в образовательно-воспитательном процессе, предоставление им возможности самоутвердиться в сфере национальной культуры, народного творчества;
е) организация выставок и конкурсов творчества студентов; его цель- включение в образовательно-воспитательный процесс элементов состязательности, создание условий для повышения социального статуса студентов средствами учебно- творческой деятельности.
Любой народ высоко ценит свои устоявшиеся традиции и обычаи. Они ценны тем, что способствуют воспитанию подрастающего поколения и сдерживанию людей от нарушения принятых в данном обществе норм личной и общественной жизни. Сохранение, соблюдение и развитие народных традиций и обычаев является прогрессивным явлением и социально необходимым для любого исторического периода жизни человечества.
Известно, что традиции и обычаи каждого народа имеют свои особенности и направления. Они охватывают широкие области воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, умственное и др.
Основными проводниками народных традиций и обычаев, осуществляющих преемственность поколений, является семья, школа, религия.
Изучая декоративно-прикладное искусство в начальных классах, дети раскрывают богатство культуры народа. Чтобы проводить работу с учащимся с идеями народной педагогики учитель должен правильно использовать истоки педагогического мастерства и опыт накопленный веками [3].
Башкирское декоративно-прикладное искусство, являясь одной из форм народного мышления выражая художественно-эстетическую и нравственную суть башкирского народа имеет большую силу воспитательного воздействия. Его педагогический потенциал в художественно-эстетическом воспитании учащихся огромен, знакомство школьников с его произведениями способствует развитию у них умения отличать настоящее искусство от его суррогатов, способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах культуры, расширению и развитию художественных представлений, духовных потребностей, становлению художественного и эстетического вкуса, учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. Возвращение к культурно-историческим истокам на примере башкирского декоративно-прикладного искусства способствует идейно-нравственному развитию личности. Кроме того, причастность учащихся к творческому процессу изготовления изделий, какие создавали башкирские народные умельцы, позволяет учащимся не только ощутить радость и удовлетворение от того, что они научились делать красивые и полезные вещи, но и позволяет им почувствовать себя творцом прекрасного (следует отметить, что творчески ребенок развивается лишь тогда, когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, проявления фантазии и воображения, а не является пассивным слушателем и зрителем). Эстетическое наслаждение процессом и продуктом деятельности вселяет надежду на успех, способствует развитию интереса к занятиям художественно-эстетического цикла. Изготовление декоративных изделий с применением традиций башкирского декоративно-прикладного искусства способствует развитию технических навыков с различными материалами и инструментами, развитию мелкой моторики рук, координации действий руки и глаза. А, как известно, «истоки способностей и дарований детей — на кончике их пальцев» (В.Сухомлинский)
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в учебно-воспитательном процессе применение декоративно-прикладного искусства, знакомство с учащихся с его произведениями, изготовление ими изделий с применением традиций башкирского декоративно-прикладного искусства способствует развитию, в первую очередь, национального самосознания личности, основанного на ощущения духовной связи с народом, пробуждает и развивает чувство национального достоинства и гордости за свой народ, воспитывает у школьников (через конкретное национальное) чувство гуманности в сфере межнациональных, общечеловеческих отношений, воспитывает активное, творческое отношение к окружающей действительности, развивает чувство композиционного равновесия и цветовой гармонии, технические навыки и трудовые умения, художественно-творческие способности. Использование в доступной учащимися художественно-эстетической деятельности (в соответствии с возрастными особенностями) всего разнообразия башкирского декоративно-прикладного искусства позволяет с успехом решать задачи художественно-эстетического воспитания, развития культуры и национального самосознания подрастающего поколения
Литература:
1. Н. А. Актуализация кросскультурных процессов и этнопедагогическое образование // Известия академии педагогических и социальных наук. — 2003. — Выпуск 7. — С. 107–111.
2. Башкиры (История башкир с древнейших времен до к. XVIII в.) // Сост. Мавлетов B. C. Под ред. канд. ист. Наук Кузбекова Ф. Т. — Уфа, 2009.
3. Ешич М. Б. Этничность и этнос как феномены различия и феномены развития // Мир психологии. — 2004. — № 3 (39). — С. 24–37.
4. Константинова С. С. История декоративно-прикладного искусства.// Конспект лекций. — Ростов н/Дону: Феникс, 2004. — 192 с.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство, культура, нравственность, духовность, традиция, этнопедагогика, художественные ценности, эстетическое и национальное воспитание, художественные ценности.Похожие статьи
Народное декоративно-прикладное искусство как основа...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Методика изучения народных художественных промыслов...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Народное декоративно-прикладное искусство — основа...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...
декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...
Народное декоративно-прикладное искусство как средство...
Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам
Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и...
Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники. Традиции имеются в истории в культуре каждого народа, нации и государство.
Развитие художественного образования в области народного...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...
декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное... Подпишитесь на нашу рассылку
Декоративно-прикладное искусство как средство...
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.
Похожие статьи
Народное декоративно-прикладное искусство как основа...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Методика изучения народных художественных промыслов...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Народное декоративно-прикладное искусство — основа...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического...
декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное...
Народное декоративно-прикладное искусство как средство...
Воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались
Русское народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам
Богатство и разнообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и...
Традиции декоративно-прикладного искусства как средство...
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, эстетическое воспитание, традиции, эстетическое отношение, младшие школьники. Традиции имеются в истории в культуре каждого народа, нации и государство.
Развитие художественного образования в области народного...
народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования...
декоративно-прикладное искусство, педагогический потенциал, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, художественно-педагогическое образование, профессиональный этап, народное... Подпишитесь на нашу рассылку
Декоративно-прикладное искусство как средство...
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, патриотическое воспитание, художественно-эстетические ценности,изобразительное искусство,народные промыслы.