Автор: Стерхова Наталья Сергеевна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

Библиографическое описание:

Стерхова Н. С. Теоретическое исследование потенциала самостоятельной познавательной деятельности в профессиональной подготовке студентов педвуза // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 46-50.

Современное общество предъявляет высокие требования к специалисту с высшим образованием. На современном этапе его развития недостаточно того, чтобы выпускник вуза успешно усвоил курс обучения и научился применять полученные знания на практике, необходимо также, чтобы он в процессе обучения научился самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Поэтому одной из приоритетных задач высшего образования выступает подготовка специалиста, готового к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности [8]. Особое место в исследовании обозначенного вопроса отводится исследованию потенциала самостоятельной познавательной деятельности в контексте профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

В словарно-энциклопедической литературе «потенциал» может определяться как совокупность наличных средств, возможностей в некоей области, некоем отношении [5, с. 347] или как некоей совокупности — навыков, знаний или способностей отдельных людей, организаций или секторов в отношении выполнения определенных ролей или изготовления конкретной продукции [10]. Опираясь на синтез содержания предложенных выше определений понятия «потенциал», мы пришли к выводу, что потенциалом самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза являются средства и способы данного вида деятельности, используемые в ходе решения познавательных задач в разных областях деятельности.

Изучение потенциала самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза представляется возможным на основе анализа понятий «средство», «средство познавательной дельности».

В словарно-энциклопедической литературе средство — все то, что необходимо для реализации цели [8, с. 83]. Опираясь на это положение, Коршунова Н. Л. подчеркивает, что смысловая связь между категориями «условие» и «средство» коренится в категории «возможность», которая в условиях представлена в обобщенном, идеализированном виде, а в средстве воплощается в действительность, обретая конкретные форму и содержание. Автор считает, что средство вне цели и вне деятельности не существует, поэтому средства взаимозаменяемы, и их можно представить в формализованной понятийной системе как переменные некой константы — условий [4, с. 9].

Придерживаясь точек зрения Н. Л. Коршуновой и Н. Н. Трубникова, под средствами понимаем все то, что необходимо для реализации цели, а именно — приемы, способы действий для достижения чего-нибудь; совокупность вещных элементов; орудия труда, приспособления и т. д.

Далее обратимся к выявлению содержания понятия «средства познавательной дельности». Поскольку познавательная деятельность рассматривается нами в контексте педагогического процесса, логичным будет рассмотрение понятия «средства обучения».

Учитывая содержание понятия «средства обучения», предложенного А. Ю. Коджаспировым и Г. М. Коджаспировой [3, с.142], сформулируем понятие «средства познавательной деятельности». Итак, средства самостоятельной познавательной деятельности — это материальные и идеальные объекты, которые служат источником информации или инструментами для усвоения её содержания. Характеристику средств познавательной деятельности студентов педвуза мы представили в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика средств самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза

№ п/п

Название средства познавательной деятельности

Характеристика средств самостоятельной познавательной деятельности

 

Объекты, служащие источниками информации

дидактические средства — словарно-энциклопедическая литература, учебники, учебные пособия, дидактические материалы, материалы контроля знаний, сборники задач, инструкции для самостоятельной работы, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочие тетради; деятельность преподавателя, методы и формы организации учебной деятельности и т. д.;

изображения и отображения модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи);

материалы самостоятельно накопленного опыта познавательной деятельности — конспекты, сообщения, доклады, словари-справочники, дневники наблюдений и т. д.

натуральные объекты — книги-первоисточники, музейные экспонаты (оригиналы, представляющие историческую ценность), образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, минералы и т. д.;

описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики) текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты и т. д.;

средства массовой информации — периодические издания (газеты, журналы и т. д.), радио, телевидение и т. д.

 

Объекты, служащие инструментами освоения различных источников информации

технические средства: компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; электронная техника (диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, магнитофоны, компьютеры); новые информационные технологии и т. д.;

инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качественного и количественного исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, технические приспособления, аппараты, установки, приборы, которые могут являться также объектами изучения);

оборудование: учебно-производственное, учебное, демонстрационное и т. д.;

тренажеры (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т. д.; механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией и т. д.; светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т. д.; индивидуального, группового и поточного использования; с линейной или разветвлённой программой, с альтернативным выбором двигательного действия или со свободным конструированием программы ответа и т. п.).

 

Особая роль в современном образовании отводится электронным источникам получения информации, поскольку современное информационное общество выдвигает перед будущим учителем ряд непосредственно связанных с познавательной деятельностью задач: 1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; 2) самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; 3) четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены; 4) быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; 5) грамотно работать с информацией, обладать информационной культурой и т. д. [1, с. 54].

На основе анализа материалов исследования И. А. Цвелой [9] мы составили таблицу 2 «Современные электронные источники получения информации, используемые студентами педвузов».

Таблица 2

Современные электронные источники получения информации, используемые студентами педвузов

Название электронных источников информации

Характеристика электронных источников информации

Достоинства электронных источников информации

Интернет

Интернет — информационная среда, где имеется предметно-образовательная область, отражающая возможности глобальной сети, ее услуги

Широкое общение, сближение, стирание границ между отдельными социумами; свободный обмен мнениями, идеями, информацией участников совместного проекта, вполне естественное желание познать новое, расширить кругозор и т. д.

Электронные учебники и учебные пособия

Электронные учебники: это литература нового поколения, объединяющая достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий

Обеспечение доступа к электронному учебнику с любой машины, подключенной к сети Интернет, возможность включения в электронный учебник любого дополнительного материала через гиперссылки на внешние ресурсы Интернет

Мультимедиа

Мультимедиа — система современных ТС, позволяющих работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком (речь, музыка, эффекты), анимационной компьютерной графикой (рисованные фильмы, графика) в едином комплексе

Важным достоинством мультимедиа является предоставление обучающемуся, практически на любом этапе работы с компьютерной программой, возможность осуществить выбор из нескольких альтернатив с последующей оценкой правильности выбранного шага.

Электронные энциклопедии и практикумы, лекции, презентации, задачники, компьютерные деловые игры

Обладают теми же качествами, что и Интернет-учебник

Такие материалы могут использоваться самостоятельно или включаться в виде структурных элементов в состав электронных учебников

Электронные библиотеки или каталоги библиотек

Материалы библиотек мира и их каталоги в электронной версии

Доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках. Доступность ресурсов библиотечной системы пользователю круглосуточно

 

Следует заметить, что использование электронных ресурсов для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза не заменяет использование традиционных носителей информации знаний. Расширение доступа к электронным ресурсам должно дополнять, а не замещать работу с традиционными носителями информации.

Напомним, что потенциал самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза, кроме охарактеризованных выше средств, составляют способы данного вида деятельности, используемые в ходе самостоятельного решения познавательных задач.

Изучая способы самостоятельной познавательной деятельности, мы выявили, что для её успешного осуществления важное место отводится способам управления и контроля данного вида деятельности, поскольку для студента важно осознать суть проблемы, разработать план её решения, подобрать необходимые средства и наиболее рациональные способы решения обозначенной проблемы, довести решение познавательной задачи до конца и соотнести результаты работы с изучаемыми явлениями и т. д.

Далее, мы определили, что самостоятельная познавательная деятельность основывается на работе с информацией. В связи с этим возникает необходимость использования способов работы с различными источниками информации [6, с.18–19]. В данную группу способов познавательной деятельности входят: 1) методы поиска информации; 2) методы понимания (интериоризации) информации; 3) методы обработки информации; 4) методы накопления и систематизации информации; 5) методы представления информации (демонстрационные методы).

Третью группу методов самостоятельной познавательной деятельности, взаимодополняющую уже перечисленные и обеспечивающую её успех, составляют способы исследовательской деятельности. Выбор данной группы методов обусловлен тем, что результаты познавательной деятельности студентов педвуза должны отвечать научному уровню познания и выполнены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-исследовательской работе в вузе. Исследуя вопросы организации учебно-исследовательской работы в вузе, Н. В. Ипполитова и Н. С. Стерхова [2, с. 84–94] указывают, что наиболее значимыми для высших учебных заведений являются индивидуальные (доклады, рефераты, статьи, сообщения, исследовательские проекты, курсовые, дипломные и ВК работы и т. д.), групповые (исследовательские кружки, сообщества, объединения, семинары, проблемные группы и т. д.) и массовые (Недели науки, конференции, форумы, симпозиумы, ассамблеи, конгрессы и т. д.) формы исследовательской деятельности.

Выделив группы способов самостоятельной познавательной деятельности, мы определили их содержание, которое отразили в таблице 3.

Таблица 3

Способы самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза

Название группы способов

Содержание группы способов

способы управления и контроля

осознание сути проблемы; разработка плана решения проблемы; подбор необходимых средств и наиболее рациональных вариантов решения обозначенной проблемы; соотношение результатов работы с изучаемыми явлениями; регулярная фиксация результатов работы и отслеживание их динамики; чередование работы и отдыха и т. д.

способы работы с различными источниками информации

методы поиска информации: поиск учебной литературы по разделам («Общий», «Философия», «Религия», «Общественные науки (математика)», «Прикладные науки», «Искусство и спорт», «Литература и литературоведение», «История», «География») библиотечного каталога: персональному, тематическому картотечному; алфавитному, систематическому, предметному; учетному, служебному, алфавитному, сводному и электронному; поиск информации в системе Интернет: указание адреса страницы; передвижение по гиперссылкам; обращение к поисковому серверу (поисковой системе); поиск информации в действиях преподавателя физической культуры; поиск информации посредством повседневной познавательной деятельности — наблюдение, беседы, опросы и т. д.

методы понимания (интериоризации) информации: следование заданному или выбранному направлению действий; прогнозирование событий; изложение мыслей другого человека своими словами; формулировка излагаемой в тексте проблемы; выявление сути изучаемого текста; разбиение текста на смысловые куски; составление глоссария; выявление связей и отношений, характеризующих данный фрагмент реальности; анализ и репродукция техники двигательного действия преподавателя и т. д.

методы обработки информации: составление плана; составление схем; составление таблиц; тезирование; аннотирование; конспектирование; реферирование; контент-анализ различных видов информации (зрительной, слуховой, двигательной и т. д.);

методы накопления и систематизации информации: составление картотек; составление тематических каталогов; составление баз данных; составление портфолио; составление фото-, видео-, аудиорядов с последовательным изображением элементов двигательного действия; собирание пазла целостного двигательного действия из элементов; систематизация двигательных действий по признакам и т. д.

методы представления информации (демонстрационные методы): составление презентаций и слайд-шоу; составление портфолио; подготовка кейсов самостоятельной познавательной деятельности; оформление фото-, выставок результатов самостоятельной познавательной деятельности; демонстрация спортивных достижений во время смотров-конкурсов и т. д.

способы исследовательской деятельности

теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта и т. д.); эмпирические методы (педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (интервью, беседа, анкетирование и др.); методы математической статистики и т. д.).

 

Итак, проведенное теоретическое исследование показало, что:

-        потенциалом самостоятельной познавательной деятельности студентов педвуза, являются средства и способы данного вида деятельности, используемые в ходе решения познавательных задач;

-        к средствам самостоятельной познавательной деятельности относится все то, что необходимо для реализации цели данного вида деятельности (самостоятельное решение познавательных задач), а именно — материальные и идеальные объекты, которые служат источником информации или инструментами для усвоения её содержания;

-        для успешного осуществления самостоятельной познавательной деятельности необходимо использование трех групп методов: 1) способы управления и контроля данного вида деятельности; 2) способы работы с различными источниками информации; 3) способы исследовательской деятельности.

 

Литература:

 

1.         Диканская Н. Н. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования / Н. Н. Диканская. — Ставрополь, 2000. — 182 с.

2.       Ипполитова Н. В. Организация исследовательской деятельности студентов вуза в свете компетентностной парадигмы образования [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // Актуальные проблемы непрерывного образования: сборник научных статей / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. — Москва-Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010. — С. 84–94.

3.         Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176 с.

4.         Коршунова Н. Л. Единство и различие значений терминов «условие» и «средство» в педагогике [Текст] / Н. Л. Коршунова // Новые исследования в педагогических науках. Вып.1. — М.: Педагогика, 1991. — С. 9.

5.         Словарь психолога-практика [Текст] / сост. Ю. Головин. — Изд 2-е, перераб. и доп. — Минск: Харвест, 2003. — 976 с.

6.       Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / кол. авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010. — 432 с.

7.         Стерхова, Н. С. Развитие познавательной самостоятельности будущих учителей физической культуры [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. С. Стерхова, Е. А. Шамонин; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2011. — 128с.

8.         Трубников Н. Н. О категориях «цель», «средство», «результат» [Текст] / Н. Н. Трубников. — М.: Высш. школа, 1968. — 120 с.

9.         Цвелая И. А. Применение новых информационных технологий при изучении общетехнических дисциплин [Текст]: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования / И. А. Цвелая. — Брянск, 2000. -167 с.

10.     Kay, M. Глоссарий терминов обследования. Электронное здравоохранение. ВОЗ 6. Глобальное обследование электронного здравоохранения. — 2005г. [Интернет ресурс] / M. Kay, J. Dzenowagis, М. Olesen, P. Boucher. — Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/622/word.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов