Библиографическое описание:

Глоба Л. Г. Система работы педагога-психолога с одарёнными детьми // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 6-10.

Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В “Концепции модернизации российского образования” отмечается, что важной задачей системы образования является “формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи”. Несмотря на активную позицию государства, в этом вопросе, невозможно собрать всех детей, имеющих признаки одарённости в специализированные учебные заведения, поэтому необходимо создавать условия для выявления и сопровождения одарённых детей в массовых образовательных учреждениях. Значит, создание эффективной системы работы образовательного учреждения с одарёнными детьми — это одна из важнейших задач в настоящее время.

Сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Одаренность — развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Первая особенность личности, которая может быть выделена — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.

В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка:

-        заикание,

-        повышенная тревожность,

-        конфликтный характер общения);

-        недостаток необходимых знаний, умений и навыков;

-        недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка;

-        трудные семейные обстоятельства,

-        недостаточная мотивация,

-        низкий уровень саморегуляции,

-        отсутствие необходимой образовательной среды.

По мнению Дьяченко О. М., в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. д. могут привести к снижению показателей успешности ребенка.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высокими социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, должные по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.

Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания– акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то специфической области, то родители заполняют его жизнь занятиями в данной области, препятствуя полноценному развитию прочих способностей и наклонностей ребенка.

Проблемы одарённых детей

1.        Неприязнь к программе детского сада, т. к. она не соответствует их способностям и скучна для них.

2.        Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3.        Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.        Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5.        Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

6.        Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим, его считают гиперактивным и отвлекающимся, т. к. он постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

7.        Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

8.        Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

9.        Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2–3 года) — Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе — пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3–4 года) — Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4–5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5–6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6–7 лет) — проявление одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к школе, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог, а при необходимости — указать пути обращения в школьные заведения, работающие с одарёнными детьми

Одаренные дети — особая психологическая реальность. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься.

Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных. (Я создала такую образовательную дополнительную программу развития логического мышления у детей, имеющих высокий уровень развития интеллекта, называется она «Звёздочки» и рассчитана на детей трёх возрастов средний, старший и подготовительный к школе, таким образом программа реализуется в течение трёх лет. Рецензировала программу зав кафедрой ЧИППКРО, канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ Едакова И. Б.

Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.

Занятия содержат индивидуальные и общие задания повышенной сложности для одаренных детей.

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно.

И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является кружковая работа.

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

-        создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

-        развитие предпосылок творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

-        формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

-        формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Таким образом, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

1.                  Учет синзитивности дошкольного детства.

2.                  Индивидуальный подход,

3.                  Своевременное начало.

4.                  Возможность выбора для ребёнка.

5.                  Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

6.                  Взаимодействие и сотрудничество детского сада с родителями и учреждениями образования.

Специальная образовательная работа с дошкольниками приводит к повышению общего уровня умственного развития как одаренных, так и детей с типичным уровнем интеллектуального развития. Есть исследования, в которых показано, что дети с умственным развитием выше среднего уровня, но не одаренные, могут достичь уровня развития одаренных детей.

Цель системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Систему работы с одаренными детьми можно поделить на несколько этапов:

I этап — подготовительный.

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности.

Ребенок диагностируется по следующим направлениям:

-        уровень развития мышления

-        уровень самооценки;

-        толерантность;

-        предпочтительные виды деятельности;

Стандартизированные диагностические методики:

Групповое обследование

1.                  Прогрессивные матрицы Равена. Определение уровня интеллектуального развития.

2.                  Тест Бендер. Исследование моторно — двигательной координации.

3.                  Разрезные картинки. Изучение способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, т. е. синтеза на предметном уровне, а также наглядно — действенно — образное мышления.

4.                  Кубики КООСА Выявление уровня сформированности перцептивного моделирования. Высокие результаты одаренные дети показывают при выполнении заданий субтеста «Кубики Косса», который характеризовался Д.Векслером как «ядро невербального интеллекта».

5.                  Тест Торренса (аналог Гилфорда) является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки.

6.                  Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б.

Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет). Тестирование охватывает такие характеристики, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.
Качественные показатели, исследуемые с помощью данных тестов:
Легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Также используются тесты:

-        «Учебная деятельность» Л. И. Цеханская

-        «Эталоны» О. М. Дьяченко

-        «Перцептивное моделирование Л. И..Цеханская

-        «Схематизация» Р. И. Бардина

-        «Систематизация» Л.А..Венгера

II этап — аналитический.

Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми. Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

В этом мне помогла учёба в Санкт — Петербурге на курсах — В. В. Воскобовича…Технология интенсивного развития мышления. «Сказочные лабиринты игры»;

-        О. И. Крулехт («Иматон») — «Практическая психодиагностика: инструментарий «Иматон»

-        Ю. Б. Гатанов (в Снежинске) «Организация и проведение курса развития творческого мышления» (в рамках программы «Умное поколение»)

-        В. Л. Шорохина «Развивающие занятия «Занимательные символы», -- А. З. Зак «Путешествие в Сообразилию», «Дебют мыслителя».

-        Настольные игры фирмы «Корвет», «Оксма»: «Собери узор», «Хамелеон», «Логическая мозаика», Блоки Дьнеша», «Палочки Кюизенера», «Кубики для всех», Кубики Никитина и другие.

III этап — организационно — деятельностный.

Цель: Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми.

Ход занятий.

-        Ритуальное начало: «Пирамида дружбы». Дети кладут свои руки на мою со словами «Мы дружнее всех на свете, поздороваемся дети- Здрав-ствуй-те!!!». Время от времени начало меняем вместе с детьми.

-        Работа у доски. Дети стоят возле плаката, на котором — иллюстрация к заданиям на развитие логики. Дети говорят по-очереди, слушают товарища, обсуждают или предлагают свои ответы. (Плакаты рисует на ватмане художник по моим эскизам, их очень много — несколько десятков)

-        Дети рассаживаются и получают ручку и листок с заданиями на развитие логики: «Найди девятый», «Вычеркни лишний предмет», «Продолжи цепочку» и т. д.

-        Работа на доске, где нарисованы логические цепочки, в которых дети отыскивают и сами исправляют ошибки, примеры на сложение и вычитание предметов с их частями, которые дети должны сами завершить. Например к квадрату прибавить треугольник получится =? — домик, вертикальная полоска плюс треугольник = флажок и т. д.

-        Основная часть занятия — задания А. З. Зака. «Покажи ходы Гусеницы, покажи ходы Муравья. С каждым днём задания усложняются: растёт число этажей домика, количество квартир и жильцов. Задания меняются: то нужно определить ход от заданной квартры, то узнать

В заключение хотелось бы дать несколько универсальных советов для работы с одаренными детьми. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка — безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов