Адаптация студента в периоде прохождения учебной и производственной практики | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

Дата публикации: 10.04.2015

Статья просмотрена: 1145 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова, А. А. Адаптация студента в периоде прохождения учебной и производственной практики / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/116/ (дата обращения: 25.04.2024).

Профессиональная адаптация — важнейший компонент системы профессиональной ориентации, как процесс приспособления студента к особенностям лечебного учреждения и к своей будущей специальности, условиям работы, новому социальному окружению.

Ключевые слова: образование, производственная практика, адаптация.

 

Рассматривая направленность образовательного процесса медицинской образовательной организации на формирование клинического опыта, предполагающего способность и готовность молодого специалиста к продуктивному взаимодействию в медицинском коллективе, необходимо выделить понятия «адаптация», «профессиональная социализация» и «интеграция», под которыми понимается следующее: адаптация — первый уровень ознакомления с клинической действительностью, «вживания» студента в медицинские коллективы, в дальнейшем — взаимодействия, характеризующееся приспособлением субъекта образовательной деятельности к новым условиям изменившейся учебной среды и изменяющейся социальной, когда новизной для студента выступает новый вид деятельности — учебной и производственная практика; профессиональная социализация — второй, более высокий уровень формирования клинического опыта, характеризующийся эффективным освоением социальных ролей и норм и успешным функционированием молодого специалиста в медицинском коллективе; интеграция — третий, самый высокий уровень профессиональной социализации, характеризующийся успешностью и творческой активностью молодого специалиста по преобразованию (развитию) профессиональной сферы в соответствии с ценностями профессии.

Нетрудно заметить, и многие опрошенные нами студенты с этим согласились, что только наличие высокой степени профессиональной компетентности, инициативности и профессиональной мобильности, в основе которых лежат навыки коллективной деятельности и формирующийся клинический опыт, могут обеспечить специалисту в перспективе нахождение своего места на рынке предоставления медицинских услуг населению.

Эффективность профессиональной деятельности медицинского работника находится в непосредственной зависимости от качества и своевременности профессиональной адаптация студента. Процесс адаптации студентов (его успешность, время, контактность) в значительной степени зависит от основного коллектива, от сознательности студента, от мотивации поведения, от формирования механизма профессиональной адаптации и взаимоотношений личности и коллектива. Когда студент без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою деятельность, в полной мере работает профессионально, в соответствии с требованиями преподавателя и учебной программы, то его адаптивный потенциал определяется как достаточный.

Таким образом, уровень адаптированности студента на преддипломном этапе образования, его успешность и удовлетворенность ею оказывают воздействие на основные профессиональные качества, создают определенную атмосферу в коллективе в целом. Задача профессиональной адаптации состоит в том, чтобы было постоянное стремление к совершенствованию своей деятельности, способствующей эффективности конечного результата.

-          Адаптация студента к профессиональной деятельности в лечебно-профилактических учреждениях требует постоянного анализа адаптирующей способности профессии, рабочего места.

-          Анализируя процесс профессиональной адаптации студентов как начального этапа формирования клинического опыта, мы оперировали следующими понятиями, которые сопровождают и регламентируют его содержание:

·           индекс адаптации — количественная оценка;

·           уровень адаптации — качественная оценка;

·           профиль адаптации — структурная динамика процесса;

·           перспективный индекс адаптации — складывающийся из всех — указанных составляющих и позволяющий зримо (гипотетически) представить результаты данного процесса без использования каких-либо диагностических процедур.

Указанные понятия непосредственно связаны с индивидуальной траекторией прохождения практики каждым студентом. Каждое из этих понятий раскрывается на соответствующем этапе производственной практики студента. Скорость прохождения каждого студента через указанные этапы, как показал наш опыт, неодинаков и определяется такими составляющими, как мотивация, система смыслов и ценностей, в том числе профессиональных, уровень подготовленности на предыдущем этапе, а также многими личностными характеристиками студента.

Исходя, из этого нами была разработана логика структуры профессиональной адаптации в период производственной практики, где выделены несколько уровней адаптированности студента:

-          готовность к профессиональному обучению — на этапе обучения;

-          готовность к профессиональной деятельности — теоретические знания;

-          ознакомление с лечебным учреждением;

-          осведомленность;

-          переход к самостоятельной деятельности;

-          профессиональная самостоятельность на этапе деятельности в лечебных учреждениях (таблица 1).

Таблица 1

Логика профессиональной адаптации студента

Лечебно-профилактические учреждения

Медицинские вузы

Профессиональная компетентность

Введение в специальность

Полная профессиональная самостоятельность

Формирование теоретических знаний

Переход к самостоятельной работе

Формирование теоретической компетентности

Ознакомление с лечебным учреждением

Готовность к профессиональной деятельности

 

Основными текущими и перспективными задачами учебной и производственной практики повышенного уровня являются:

-          углубление и закрепление теоретических знаний студентов;

-          формирование и закрепление основных профессиональных медицинских умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов медицинского образования и квалификационной характеристики специалиста;

-          развитие у будущих работников медицинских учреждений сознания и профессионально значимых качеств личности;

-          развитие профессиональной культуры, ценностных ориентаций, деонтологических качеств и клинического мышления;

-          выработка основ владения профессиональными технологиями и медицинской техникой;

-          обучение методам изучения и анализа многомерного клинического опыта и привнесение его в практику;

-          формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней;

-          профориентация и профессиональное воспитание, развитие и закрепление интереса к профессиональной деятельности и общей психологической работе с пациентами;

-          выработка умений осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к пациентам;

-          овладение студентами методикой изучения пациентов и разновозрастного контингента больных;

-          развитие потребности в профессиональном самообразовании и постоянном самоусовершенствовании;

-          изучение современного состояния и перспектив лечебно-профилактической работы в различных типах учреждений здравоохранении и медицинского образования, передового и нетрадиционного опыта.

В связи с этим условия организации учебной и производственной практики студентов в лечебно-профилактических учреждениях с целью формирования клинического опыта имеют свою специфику.

Специфика профессионализма в разных профессиях наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, эталонную модель специалиста, заложенную в содержание образовательных стандартов. В профессиограмме содержатся указания на нормативные характеристики деятельности медицинских работников и психологические качества, которыми должен обладать медицинский работник.

Исходя из этого мы выделили несколько компонентов структуры учебной и производственной практики, которые напрямую способствуют профессиональной адаптации студентов:

теоретические знания интегративного характера, являющиеся базой как общего, так и клинического опыта;

профессиональные умения, рассматриваемые как знание в действии, что выступает главным условием перспективной практической деятельности медицинского работника;

интеллектуальные и мануальные навыки медицинского работника, рассматриваемые нами как умения, доведенные до автоматизма;

сформированное клиническое мышление, культура взаимодействия;

развитая потребностно-мотивационная сфера будущего специалиста.

Таким образом, рассмотрение профессионально-адаптивных функций учебной и производственной практики позволяет моделировать организацию учебной и производственной практики как составную часть формирования профессионализма у будущих медицинских работников, а само пространство практической деятельности студентов рассматривать как единую гармоническую часть дидактической системы подготовки компетентного специалиста.

Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, профессиональная деятельность, медицинский работник, профессиональная адаптация, клинический опыт, лечебное учреждение, Адаптация студента, медицинское образование, профессиональная адаптация студентов, профессиональная компетентность.

Похожие статьи

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

Выделяют два вида адаптации: первичная и вторичная. О первичной адаптации говорят, когда имеют в виду молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности.

Особенности и трудности адаптации первокурсников...

Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Роль учебной и производственной практики на базе...

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник, профессиональная деятельность, формирование...

Роль практики в формировании профессионального...

практика, студент, профессиональное становление, социальный работник.

Адаптация студента в периоде прохождения учебной... социальной, когда новизной для студента выступает новый вид деятельности — учебной и производственная практика; профессиональная...

Формирование профессиональной направленности у студентов...

производственная практика, профессиональная деятельность, медицинский работник, профессиональная адаптация, клинический опыт, лечебное учреждение, медицинское образование...

Дипломная работа как основной метод самореализации будущего...

Студенты анализируют работу некоторых отделений ЛПУ, профессиональную деятельность медицинских работников различных организаций. Немаловажной задачей выполнения и защиты дипломной работы является также определение степени готовности студента к...

Проблема адаптации к профессиональной деятельности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся.

Адаптация студента в периоде прохождения учебной... Ключевые слова: образование, производственная практика, адаптация.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Рубрика: Среднее профессиональное образование.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом.

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза.

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика

Адаптация студента в периоде прохождения учебной...

Похожие статьи

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

Выделяют два вида адаптации: первичная и вторичная. О первичной адаптации говорят, когда имеют в виду молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности.

Особенности и трудности адаптации первокурсников...

Статья посвящена обсуждению особенностям и трудностям адаптации студентов первокурсников к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

Роль учебной и производственной практики на базе...

медицинский работник, учебно-производственная практика, профессиональная компетенция, будущий медицинский работник, профессиональная деятельность, формирование...

Роль практики в формировании профессионального...

практика, студент, профессиональное становление, социальный работник.

Адаптация студента в периоде прохождения учебной... социальной, когда новизной для студента выступает новый вид деятельности — учебной и производственная практика; профессиональная...

Формирование профессиональной направленности у студентов...

производственная практика, профессиональная деятельность, медицинский работник, профессиональная адаптация, клинический опыт, лечебное учреждение, медицинское образование...

Дипломная работа как основной метод самореализации будущего...

Студенты анализируют работу некоторых отделений ЛПУ, профессиональную деятельность медицинских работников различных организаций. Немаловажной задачей выполнения и защиты дипломной работы является также определение степени готовности студента к...

Проблема адаптации к профессиональной деятельности...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся.

Адаптация студента в периоде прохождения учебной... Ключевые слова: образование, производственная практика, адаптация.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Рубрика: Среднее профессиональное образование.

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом.

Методическое сопровождение (обеспечение) производственной...

Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза.

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика

Адаптация студента в периоде прохождения учебной...

Задать вопрос