Библиографическое описание:

Бухтиярова И. Н., Прончев Г. Б. Использование облачных технологий при подготовке студентов-социологов // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 74-78.

На примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Проанализирована функциональность интернет-сервисов Dipity и Timetoast, приведены описания практических работ.

Ключевые слова: интернет-сервисы, облачные технологии, виртуальная образовательная среда.

 

Современные мультимедийные интернет-технологии находят широкое применение в учебном процессе высшей школы [1, 2], позволяют создавать новые виртуальные образовательные среды [3, 4], предполагающие распределенную и удаленную обработку и хранение данных. Такая парадигма работы с данными получила название облачные вычисления (англ. cloud computing) или облачные технологии [5].

С точки зрения пользователя, облачные технологии представляют собой интернет-приложения, доступ к которым осуществляется посредством стандартного интернет-браузера, установленного на компьютере пользователя. Таким образом, для работы с облачными приложениями необходим лишь минимальный набор программного обеспечения на компьютере пользователя, который обычно имеется на компьютерах в учебной аудитории. Все специализированные приложения можно найти в «облаке» Интернета.

В данной работе на примере создания «Лент времени» показана возможность использования облачных технологий при обучении студентов-социологов. Для создания Лент времени нами были использованы интернет-сервисы Dipity и Timetoast, работающие в парадигме облачных технологий. Подробный обзор облачных сервисов, используемых для создания электронных презентаций и лент времени можно найти в нашей работе [6].

Интернет-сервис Dipity

Dipity (интернет-ресурс http://te-st.ru/tools/dipity) — онлайн сервис для создания лент времени. При регистрации новой учетной записи на интернет-ресурсе пользователю предлагается ввести фамилию, имя, пароль, адрес электронной почты, а также указать желаемое имя, которое будет адресом для доступа к работам пользователя (http://www.dipity.com/username). Онлайн сервис дает возможность создания собственных лент времени, в которых наглядно представлены события с привязкой ко времени и местоположению на карте Google. Таким образом, ленты времени представляют собой шкалу с делениями-датами (дни, месяцы, годы), где отображаются различные события. В качестве событий ленты времени можно использовать фотографии и видеоролики, созданные как самим пользователем, так и интегрированные из различных социальных сервисов. Вход на сервис Dipity возможен также посредством регистрационных данных социальной сети Facebook.

При создании новой ленты времени необходимо указать:

-                   длину временной шкалы, которая может составлять от одного получаса до 500 лет,

-                   иллюстрации событий — цифровые изображения, видеоролики, фрагменты текста, картографические координаты и ссылки на различные сайты, содержащие дополнительную текстовую информацию.

В сервисе Dipity предусмотрена возможность изменения формы представления информации. Существуют следующие режимы:

-                   Timeline — в виде шкалы времени,

-                   Flipbook — в виде блокнота, на каждой странице которого располагаются отдельные события,

-                   List — в виде списка событий,

-                   Map — в виде карты, на которой указаны места событий.

В настройках доступа к презентации можно разрешить возможность редактирования и добавления комментариев.

Созданные с помощью сервиса Dipity презентации можно хранить на странице ресурса или на рабочей станции.

Сервис Dipity позволяет анализировать различную информацию в Интернете, структурировать и организовывать данные по времени. Dipity позволяет пользователям собирать Ленту времени из источников в реальном времени, из социальных медиа, традиционных поисковых систем, лент новостей RSS и объединять их в единый, простой в использовании, понятный интерфейс в виде цифровой шкалы. К Ленте времени можно подключить существующие интернет-сервисы, такие как YouTube, Facebook, Google, Twitter, Flickr, чтобы импортировать содержимое в свободную шкалу.

Интернет-сервис Timetoast

Timetoast (интернет-ресурс http://www.timetoast.com) также представляет собой онлайн сервис для создания Лент времени. С точки зрения функциональности Timetoast выглядит более простым для работы конечных пользователей по сравнению с сервисом Dipity. Так, в сервисе отсутствует возможность добавления видео. События можно представлять в виде текста, графического изображения, гиперссылки. Лента времени включает фиксированную дату, описание, ссылку.

Для начала работы с Timetoast пользователю необходимо пройти регистрацию или воспользоваться своей учетной записью в социальной сети Facebook.

Лабораторная работа № 1

Интернет-сервис Dipity. Создание ленты времени «Информационные революции».

Цель работы: научиться структурировать и организовывать текстовые, графические и мультимедийные данные по времени, используя интернет-сервис Dipity.

Оборудование: персональный компьютер с установленной операционной системой и доступом в Интернет.

Программное обеспечение: операционная система семейства Windows, flash-player последней версии, браузер Google Chrome (для корректного отображения данных и использования онлайн перевода просматриваемых страниц).

Литература:

1.                  Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 С.

2.                  Чугунов А. В. Социальная информатика: Учебное пособие. — СПб.: НИУ ИТМО, 2012, 223 С.

3.                  Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

Порядок выполнения работы:

1.      Откройте в браузере портал Dipity.

2.      Создайте свою учетную запись, выбрав пункт меню Join Dipity (см. рис. 1).

Рис. 1. Создание учетной записи

 

3.         При регистрации введите Имя, логин и адрес почтового ящика. После регистрации пользователь получает URL-адрес, где будут храниться созданные Ленты времени.

4.         Создайте новую Ленту Времени (Create a Timeline). В открывшемся диалоговом окне укажите название Ленты «Информационные революции», дайте описание, категорию, логотип ленты времени, настройте вариант доступа к Ленте времени «Для всех» с разрешением просмотра.

Описание: Рис_2.jpg

Рис. 2. Создание Ленты времени

 

5.         Используя литературные источники, указанные в списке литературы, а также открытые интернет-источники о периодизации информационных процессов, наполните Ленту времени событиями (текстовыми, графическими, мультимедиа), отражающими основные этапы Информационных революций. Для этого в окне добавления событий ленты времени введите название события, дату, описание, изображение, ссылку для углубленного изучения темы, географические координаты для отображения события на карте (если необходимо), ссылку на информационный источник.

Описание: Рис_3.jpg

Рис. 3. Добавление событий на Ленту времени

 

Просмотр Ленты времени можно осуществлять в виде временной шкалы Timeline, блокнота Flipbook, списка List. Используя вкладку Map можно наблюдать географическую привязку событий. На Ленту времени можно поместить до 150 событий. Для возможности пакетной загрузки и скачивания ленты времени Dipity необходимо зарегистрироваться как Премиум-пользователь (Dipity Premium). Эта опция является платной.

Рис. 4. Просмотр Ленты времени в виде шкалы, списка, карты

 

6.         Полученную Ленту времени разместите на своем сайте, блоге или странице в социальных сетях. Для этого скопируйте код ленты Embed и вставьте на своем интернет-ресурсе.

Лабораторная работа № 2

Интернет-сервис Timetoast.com. Создание ленты времени «История социологии в лицах».

Цель работы: научиться структурировать и организовывать текстовые, графические и мультимедийные данные по времени, используя интернет-сервис Timetoast.com.

Оборудование: персональный компьютер с установленной операционной системой и доступом в Интернет.

Программное обеспечение: операционная система семейства Windows, flash-player последней версии, браузер Google Chrome (для корректного отображения данных и использования онлайн перевода просматриваемых страниц).

Литература:

1.                  Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 С.

2.                  История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В. И. Добренькова. — М.: ИНФРА-М, 2004.

3.                  Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт имени С. О. Макарова. — Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf

Порядок выполнения работы:

1.         Откройте в браузере портал Timetoast.com.

2.         Создайте свою учетную запись, выбрав пункт меню Create your account.

3.         Зарегистрируйтесь на портале, при регистрации введите Имя, логин и адрес почтового ящика. После регистрации пользователь получает URL-адрес, где будут храниться созданные Ленты времени. Для создания бесплатной учетной записи выберите пункт «For the free plan with ads and 1 user but no premium features».

4.         Создайте новую Ленту времени (Create your first timeline). В открывшемся окне укажите название Ленты «История социологии», категорию, логотип ленты времени, настройте вариант доступа к Ленте времени «Для всех» с разрешением просмотра.

Описание: Рис_5.jpg

Рис. 5. Создание Ленты времени

 

5.         Используя литературные источники, указанные в списке литературы, а также открытые интернет-источники о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие зарубежной и русской социологии, заполните Ленту времени текстовыми и графическими событиями, отражающими основные этапы становления социологической мысли. Для этого в окне добавления событий (Edd Events) ленты времени введите название события, дату, описание, изображение, ссылку для углубленного изучения темы.

Описание: Рис_6.jpg

Рис. 6. Добавление событий на Ленту времени

 

На временную шкалу можно поместить до 150 событий. Этот сервис не поддерживает даты до н. э. На интернет-ресурсе можно использовать для описания даты события только год. Для просмотра ленты времени в режиме отображения необходимо активировать View this timeline в левой части окна. Для редактирования события необходимо выбирать кнопку Edit timeline.

Просмотр Ленты времени в виде временной шкалы Timeline и списка List доступен лишь в режиме отображения при переключении ползунка Beta Timline-List, расположенного под шкалой времени.

Для использования дополнительных возможностей Ленты времени Timetoast необходимо получить платный доступ к версиям Basic и Pro.

Рис. 7. Просмотр Ленты времени в виде шкалы и списка.

 

6.         Полученную Ленту времени разместите на своем сайте, блоге или странице в социальных сетях. Для этого скопируйте код ленты Embed и вставьте на своем ресурсе.

Заключение

Описанные лабораторные работы прошли апробацию на практических занятиях по информатике для студентов-социологов. Созданные Ленты времени нашли свое применение на занятиях по истории социологии и социологии. Приобретенные навыки работы с облачными технологиями пригодились студентам для создания Лент времени по другим дисциплинам.

 

Литература:

 

1.                  Прончев Г. Б., Монахов Д. Н., Монахова Г. Н. Информационные технологии в науке и образовании. — М.: МАКС Пресс, 2013, 196 с.

2.                  Монахов Д. Н., Монахова Г. А., Монахов Н. В., Прончев Г. Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2013, 132 С.

3.                  Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Информационная система для создания виртуальной образовательной среды в общеобразовательной школе // Педагогическая информатика, 2013, № 1, С. 12–19.

4.                  Прончева Н. Г., Прончев Г. Б. Информационные системы удаленного доступа для образовательных целей // Инновационные информационные технологии, 2013, Т. 1, № 2, С. 360–364.

5.                  Монахов Д. Н., Монахов Н. В., Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А. Облачные технологии: Теория и практика: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2013, 128 С.

6.                  Прончев Г. Б., Кузьменков Д. А., Бухтиярова И. Н. Интернет-ресурсы для создания электронных презентаций / Труды молодежного научного общества. Выпуск 2 / Отв. ред. Г. Б. Прончев, С. О. Елишев. — М.: Экон-информ, 2015, С. 103–109.



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 13–01–00392-а).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов