Краеведение как средство патриотического воспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (2) апрель 2015 г.

Дата публикации: 03.04.2015

Статья просмотрена: 3737 раз

Библиографическое описание:

Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 18.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Оно является главнейшей проблемой нашего общества. Система образования была и должна быть центром воспитания патриотизма, где молодежь укрепляется в нравственности, обогащается духовно, осмысливает культурно-исторический опыт народа. Основной материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине даёт краеведение.

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская.

 

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Он вырабатывался веками. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, составляет духовно-нравственную основу личности, формирует ее гражданскую позицию и желание достойно служить родной стране. Во все времена гражданско-патриотическое воспитание рассматривалось как фактор объединения всего общества, как источник политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. [2]

Наше государство переживает сейчас не лучшие времена. Вот уже год наша страна живёт в условиях санкций, наложенных западными странами. Ухудшилась экономическая ситуация. На нашу страну обрушился шквал лжи, подтасовок, угроз, одёргиваний, освещения нашего прошлого в таких нелицеприятных красках, что становится очевидным — нашими недругами поставлена определённая цель — разделить нашу нацию на 2 группы. Внести сомнения в головы наших соотечественников и, особенно, молодёжи. Ведь единое понимание истории всеми гражданами государства — основа сильного государства. На разъединение нации и рассчитывают отдельные политологи. Наступил тот самый крутой поворот в истории, когда настала пора опять, как в годы Отечественных войн, нашествий орд, стихийных бедствий, объединиться, проникнуться благородными порывами и отстоять честь и достоинство, правду и величие нашей Родины. Доказать всему миру и самим себе любовь к России, к своей родной земле. Показать всем, что мы патриоты Отечества.

Я работаю преподавателем истории в одном учебном заведении 34 года. Возраст моих студентов — 15–17 лет. Причём, в основном это — девушки. Они пришли к нам из разных школ и разных местностей. Большинство из них равнодушно относятся к героическому опыту прошлых поколений, не интересуются русской историей. Проживая рядом с историческими местами, молодые люди не проявляют интереса к прошлому. И моя задача — разбудить этот интерес. Учебное заведение занимает огромное место в их жизни. Они проводят здесь большую часть своего времени на протяжении 2,5 лет. Возраст моих студенток является оптимальным для патриотического воспитания. Дети закончили основную среднюю школу, выбрали профессию. У большинства из них заметно стремление к самообразованию и самовоспитанию, к самостоятельности. Они прогнозирует собственную стратегию жизни, намечают свои жизненные ориентиры. Они пытаются доказать, что они совсем взрослыми и высказывают своё собственное мнение. Иногда их точка зрения уже заметно поражена ржавчиной СМИ. Для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей, резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. В этот период очень важно внимание педагогов, которые способны помочь, направить, подсказать и предостеречь. На протяжении всего периода моей педагогической деятельности я уделяю огромное внимание воспитанию патриотизма. Всегда, и в советские времена, и в лихие 90-е, и, особенно сейчас, старалась следовать словам В. А. Сухомлинского: «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя её блага и могущества». В советское время существовали «идеологические опоры», которые помогали и облегчали воспитание советского патриотизма. Сейчас — другие времена. И другие дети. Век информатизации изменил нашу жизнь, усложнил задачи педагога.

В настоящее время моя задача, как преподавателя и куратора группы — возродить интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого всем нам. Заинтересовать обучающихся, обсуждать вопросы спорные, представлять разные точки зрения. Основой для разговора должны быть объективность и честность. Поэтому актуальны, как никогда, слова Добролюбова Н. А.: «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть ещё у нас».

Воспитание патриотизма необходимо вести постоянно: и на уроках, и на внеурочных, внеклассных мероприятиях. Большая роль в системе патриотического воспитания отводится историко-краеведческому направлению.

Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы студенты смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своих предках, о своей родной земле, надо постоянно включать этот материал в свою работу. И я не устаю это делать, хотя жестко ограничена во времени.

Одной из самых первых тем по истории родного края, которая связана с героизмом и беззаветной любовью калужан к своей стране, является тема «Монголо-татарское вторжение на Русь». Обязательно использую на уроке презентацию и даю студентке подготовить сообщение о Козельске. Этот маленький населённый пункт Калужской области в 1238 году семь недель оказывал сопротивление монголам. Он был сожжён дотла и назван Батыем «Злым городом». Жители города, не сдавшись врагу, проявили «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…» [1]

Чувство гордости и огромный интерес вызывает материал, связанный с тем, что Калужская область тесно связана с династией Романовых. С огромным вниманием и уважением слушают материал о том, что Калужская земля является отчим домом 3-ёх цариц великой династии Романовых. Из города Мещовска Калужской области родом первая русская царица, мать всех детей первого царя из Дома Романовых Михаила Федоровича (родоначальница царского рода и бабушка Петра Великого) — Евдокия Лукьяновна Стрешнева и последняя русская царица — Евдокия Фёдоровна Лопухина (первая супруга Петра Великого). Тарусский район — родина второй супруги царя Алексея Михайловича (сына Евдокии Лукьяновны) — Натальи Кирилловны Романовой (урождённой Нарышкиной). Вот уже 2 года провожу классный час, посвящённый этой теме. Обязательно показываю материалы с международной конференции «У истоков Российской государственности. Роль женщины в истории России», на которой присутствовали и наши студенты.

Существенный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, к малой родине, её героическому прошлому нахожу в теме «Отечественная война 1812 г».. Целый урок посвящаю 2-м событиям: в Тарутино, где была одержана первая победа русских войск в Отечественной войне 1812 года после Бородинского сражения, укрепившая дух русской армии, и сражению под Малоярославцем, который переходил 8 раз из рук в руки. Оба этих населенных пункта находятся в Калужской области. Сразу находятся студентки, которые живут поблизости от тех мест. Они и организовывают нам заочную экскурсию по музеям этих городков. Не остаются равнодушными девушки к сообщениям о том, как героически вели себя калужане в трудные годы войны, как сам Кутузов вёл переписку с городским главой города Калуги И. В. Торубаевым, который пожертвовал свой огромный двухэтажный дом под лазарет и был награждён в декабре 1812 года золотой медалью «За усердие». Причастность города и его жителей к таким значимым событиям нашей истории позволяют учащимся по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию. Разговор по теме «Отечественная война 1812 г». обязательно продолжаю и во внеурочной работе. Например, провожу внеклассное мероприятие «Вспомним, братцы, россов славу И пойдём врагов разить!…», викторину «Немного таких городов в Московском государстве…»

Уроки по теме Великая Отечественная война дают самый ценный материал для патриотического воспитания. Но этих уроков так мало! На что я обращаю внимание на уроках по теме «Великая Отечественная война»? Во-первых, Маршал Победы Г. К. Жуков — наш земляк. Во-вторых, на территории Калужской области прошли решающие сражения Великой Отечественной войны: Московская и Курская битвы, Смоленская наступательная операция «Суворов». Стараюсь рассказать о героизме Алексея Шумавцова, о подвиге скромной учительницы Веры Андриановой, о героизме Михаила Гурьянова — наших земляках. В этом учебном году провела также серию классных часов, посвящённых Великой Победе. Это следующие мероприятия: «Калужский край в годы Великой Отечественной войны», литературная композиция ко дню освобождения г. Калуги от немецко-фашистских оккупантов «Поднимала война народная в битву юношей и отцов…», «Памятные места в г. Калуге, связанные с Великой Отечественной войной», «Улицы Героев Великой Отечественной войны в г. Калуге».

Эффективным методом решения проблемы патриотического воспитания является сбор материал о родословной своей семьи, сбор материала об участии родственников студенток в Великой Отечественной войне, изучение истории родного маленького городка или посёлка, нашего областного центра, истории установления памятников героям войн. Это работа способствует проявлению самостоятельности, активности, инициативы, творчества, ответственности студенток и более глубокому познанию истории.

Экскурсия — показ достопримечательных мест, памятников прошлого и культуры. Она является сильнейшим образовательным и воспитательным средством. Воспитательные возможности экскурсий определяются тематикой. [3] Я предпочитаю водить студентов на исторические и военно-исторические экскурсии. По плану воспитательной работы я планирую каждый год посещение наших городских музеев: Краеведческого, Художественного, Музея истории космонавтики. С огромным желанием посещаем Государственный музей Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, расположенный в городе Жуков Калужской области. Эти экскурсии знакомят студенток с историческими фактами и культурой родного края, развивают эстетические чувства, расширяют их кругозор, прививают любовь к Родине.

Мои уроки и внеклассные мероприятия по краеведению призваны прививать представителям молодого поколения базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальную солидарность, стремление к истине.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Закончится и этот трудный период. Главное не забывать, что своеобразным фундаментом величия нашей Родины является патриотизм и не забывать культивировать его.

Россия должна либо духовно возродиться, либо исчезнуть. Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.

 

Литература:

 

1.                  Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002.

2.                  Лутовинов В. И. Современное понимание российского патриотизма // Патриотическая идея накануне ХХ1 века: прошлое или будущее России: Материалы межрегион. науч.- практ. конф. Г.Волгоград, 129 -20 нояб. 1998г. — Волгоград: Перемена, 1999.

3.                  Кирюханцев К. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ [Текст] / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, Отечественная война, родная земля, малая родина, моя задача, родной край.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская. Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание...

Краеведение как средство патриотического воспитания. Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...» Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание дошкольников | Статья в журнале...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Ключевые слова:патриотизм, Великая Отечественная война, воспитание, родина, история, родной, город, Калужская. Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности.

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной...

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры.

Великая Отечественная война, патриотическое воспитание...

Краеведение как средство патриотического воспитания. Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, Калужская область, Россия, воспитание патриотизма, родная земля, Отечественная война, моя задача, малая родина, родной край.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Проект по патриотическому воспитанию «Родной свой край...» Патриотизм определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия...

Роль районного музея в патриотическом воспитании школьников

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная образовательная организация, народное искусство, народная культура, дошкольный возраст, воспитание любви.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. сталинградская битва, занятие, ребенок, Великая Отечественная война, сталинград, патриотическое воспитание, малая Родина, изготовление открыток, военный Сталинград, труженик тыла.

Задать вопрос