Библиографическое описание:

Гончарова И. В., Прончев Г. Б. Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 66-69.

На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в этом процессе способствует нравственному воспитанию молодежи.

Ключевые слова: воспитание, молодежь, люди с ограниченными возможностями здоровья, Интернет, виртуальные социальные среды.

 

Ограниченность физических возможностей препятствует инвалидам вхождению в гражданское общество в качестве полноценных участников. Без принятия специальных мер со стороны государства и гражданского общества социальная реабилитация и адаптация таких людей просто невозможна.

Следует отметить, что государство в последнее время уделяет этой проблеме серьезное внимание. В качестве примера можно привести Программу государственной поддержки инвалидов «Доступная среда» на 2011–2015 годы [1].

Со стороны гражданского общества наблюдается появление новых общественных организаций, осуществляющих социальную, образовательную или исследовательскую работу, которые являются существенным дополнением к существующим государственным службам здравоохранения и социальной сферы, необходимым звеном, достраивающим систему социальной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

Современным трендом в работе по социальной интеграции и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья является активное использование мультимедийных возможностей глобальной сети Интернет [2–4].

В настоящее время молодежь является самым активным пользователем современных мультимедийных сервисов Интернета. Поэтому, именно молодежь может стать той социальной группой, которая возглавит работу в Интернете по социальной реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. С другой стороны, эта работа может стать механизмом для нравственного воспитания самой молодежи.

Наша статья посвящена анализу научно-исследовательской деятельности студентов-социологов МГУ имени М. В. Ломоносова, связанной с социальной интеграцией и адаптацией инвалидов по зрению в контексте их нравственного воспитания.

Современные средства адаптации людей с ограниченными возможностями по зрению

В последние годы для социальной интеграции и адаптации инвалидов в значительной мере используются информационные средства, в частности, возможности глобальной сети Интернет. Восприятие информации в основном ведется по визуальному каналу, что представляет значительные затруднения или становится невозможным для инвалидов по зрению [4].

Для решения этой проблемы создаются принципиально новые и адаптируются существующие информационно-коммуникационные технологии (брайлевский дисплей, синтезаторы речи, тифлопринтеры с точечно-рельефной печатью), обеспечивающие доступ людей с нарушением зрения ко всему объему и всем типам информации. Ведется обучение инвалидов как самостоятельному пользованию этими технологиями, так и в специализированных центрах Всероссийского общества слепых, Российской государственной библиотеки для слепых, школами-интернатами для слепых и др.

Благодаря программе государственной поддержки инвалидов «Доступная среда» на 2011–2015 годы [1] в виртуальном пространстве все сайты государственных организаций, реализующие государственные социальные услуги, обязаны поддерживать режим для слабовидящих, прописанный в ГОСТе Р 52872–2012. Это увеличение размера шрифта, изменение контрастности, звуковое сопровождение.

Большие возможности для вовлечения людей с нарушением зрения в виртуальные социальные среды дают специальные приложения для смартфонов и планшетных компьютеров, позволяющие делать звонки, отправлять sms-сообщения, входить в Интернет, общаться в обычных и специализированных социальных сетях. Реабилитационные центры также помогают в освоении таких программ. Например, отделом по аддитивным технологиям «Культурно-спортивного реабилитационного комплекса» Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых разработана программа «Невизуальная доступность сматфона NOKIA» [5].

Оригинальный подход к созданию виртуальной социальной среды для людей с нарушением зрения продемонстрировал специалист по радиосвязи из Казани Артем Токранов. Созданная им телефонная социальная сеть «Небо (Не будь одиноким)» представляет бесплатный голосовой обменник сообщениями. Пользователям, позвонившим на бесплатный многоканальный номер, предлагаются голосовые подсказки, с помощью которых можно зарегистрироваться в сети, отправить сообщение, принять любую информацию, участвовать в форуме. В сети организована служба психологической поддержки. На данный момент социальная сеть «Небо (Не будь одиноким)» объединяет 180 пользователей из Казани, Москвы и Санкт-Петербурга [6].

Популярная в России социальная сеть «Вконтакте» (http://vk.com), включает 10 сообществ инвалидов по зрению: «Молодежное движение инвалидов по зрению», «Центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата», «Инвалиды по зрению», «Дети-инвалиды по зрению», «Спортивный клуб инвалидов по зрению Ахиллес-ФСС», «Образ инвалида по зрению в СМИ», «Городское общественное объединение родителей детей-инвалидов по зрению». Социальная сеть «Небо» также имеет свою страничку «Вконтакте» Наибольшей популярностью пользуются первые две группы.

В социальной сети «Facebook» (https://ru-ru.facebook.com/) также имеются открытые группы содействия людей с нарушением зрения, способствующие интеграции в современное общество. Например, в сообществе «Библиотеки для слепых и слабовидящих» зарегистрировано 110 участников (https://www.facebook.com/groups/biblblind, 05.10.2014). В группе можно найти и поделиться информацией о развитии библиотечных структур слабовидящих, в частности, о состоянии и перспективах унификации русского Брайля. Еще одна открытая группа «PROзрение» для слепых и зрячих включает 195 участников (https://www.facebook.com/groups/prozreniepro, 05.10.2014). Социальная группа активно развивает проект «Фотография по технике «рисование светом»», направленный на развитие творческих способностей незрячих людей. «Выключаем свет. Открываем диафрагму. Ставим выдержку на несколько минут. Начинаем рисовать светом. Так работают слепые фотографы».

Нравственное воспитание молодежи

В Федеральном законе «Об образовании в Российской федерации» дано определение понятия «воспитание» как деятельности, направленной «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [7].

Нравственное воспитание описывается в различных теориях: будь то советская педагогика [8], православная педагогика [9], западные педагогические теории [10]. В целом, высоконравственной личности присущи такие качества, как терпение, милосердие, сострадание и соучастие, уважительное отношение к людям и себе, чувства долга и ответственности, стоящие в одном ряду с гражданственностью и патриотизмом, способность к различению добра и зла, оказание товарищеской помощи и проявление самоотверженной любви, готовность служения Отечеству и людям.

Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности, связанной с проблемой интеграции слабовидящих в гражданское общество, реализует основные принципы нравственного воспитания и является решением ряда задач.

Во-первых, это установление координации воспитательного процесса с учебной и научной деятельностью, приобщение молодежи к социально-значимым проблемам общества.

Во-вторых, это создание микроклимата для полноценного вхождения студенчества в социальное пространство университета, обеспечение условий для становления студента как нравственной личности с четкими жизненными принципами гражданина России, осознающего свою ответственность за будущее своей Родины.

В-третьих, это развитие профессиональной компетентности студентов в контексте общего мировоззрения, достижение понимания значимости выбранной профессии — социолога.

В-четвертых, это обеспечение мероприятий по поддержанию инициатив творческой и талантливой молодежи, реализация индивидуального подхода в воспитательной работе.

В-пятых, использование студенческих ресурсов в общественной жизнедеятельности и сфере развития молодежи.

Нравственное воспитание формируется в целостной системе образовательного процесса. Учащиеся «не создают понятий, образцов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения... осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной жизни» [11]. Такое понимание находит свое отражение в новых образовательных стандартах и в компетентностном подходе как главном направлении модернизации российского образования. Однако, научно-обоснованной концепции соединения воспитания и обучения на сегодня нет, хотя поиски ведутся, например, теория знаково-контекстного обучения в школе А. А. Вербицкого [12].

В этом отношении привлечение студентов-социологов к такой социально значимой теме российского общества представляет собой уникальный случай взаимодействия этих двух ключевых составляющих современной образовательной системы.

Обсуждение данной проблемы вызывает стремление узнать мир слабовидящих людей. На первый план выступает морально-этическая сторона вопроса. Желание оказания посильной помощи сменяется боязнью быть непонятым в своем побуждении. В этом смысле вступление в сообщества для слабовидящих людей в социальных сетях является первым шагом и представляет наиболее простой способ для знакомства, особенно среди молодежи. Дальнейшее общение показывает, что люди открыты для диалога. Более того, они приглашают в гости на концерты, встречи, например, в КСРК ВОС, а так же делятся своими успехами и проблемами.

Установление контакта накладывает определенную ответственность обеих сторон в прогрессе взаимодействия. Не жалость, а внимание и уважение со стороны здоровых людей являются приоритетными факторами, благоприятствующими сотрудничеству и способствующими интеграции людей с ограниченными возможностями в гражданское общество на равных. Доброта, терпимость и понимание — нравственные качества личности, превалирующие в данном вопросе, проявление которых происходит естественным образом.

Индивидуально-личностные установки студента, углубление социальной зрелости в процессе общения с инвалидами по зрению позволяют в концепции профессионального становления найти подходящие траектории для научно-исследовательской работы.

Профессиональная сфера интересов складывается из анализа ситуации в современном обществе, поиска путей преодоления, мер, предпринимаемых государством, изучения опыта зарубежных стран и т. д. Например, изучение государственной программы «Доступная среда» явилось началом для социологического исследования, первоначальные результаты которого были отправлены на Международною научную конференцию студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015» [13].

Разработки другого направления «Сообщества в социальных сетях для людей с ограниченными возможностями по зрению» легли в основу аналитического исследования социальной сети Facebook. В ходе работы были сформулированы промежуточные выводы:

-          популярность социальной сети Facebook достаточно высока, посещения пользователей регулярны, активность от средней до высокой;

-          существующие сообщества немногочисленны и имеют невысокое количество членов;

-          активистами, занимающимися проблемами слабовидящих, задействованы не все доступные Интернет-ресурсы;

-          наблюдается острая нехватка инициативных частных лиц, которые бы вели систематическую работу в социальной группе для слабовидящих.

Исследование также участвует в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015» [13].

Заключение

Таким образом, процесс решения социально-значимых проблем российского общества, связанных с социальной интеграцией и адаптацией инвалидов по зрению в гражданское общество, помимо достижения основного результата — оказания помощи инвалидам по зрению, может являться инструментом нравственного воспитания и профессионального становления молодежи.

 

Литература:

 

1.                  Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы / Утверждена постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175.

2.                  Муравьев В. И., Прончев Г. Б., Прончева Н. Г. Современные Интернет-технологии как средство сглаживания социального неравенства в контексте взаимоотношений гражданского общества с государством // Образование и право, 2013, № 12, С. 77–85.

3.                  Прончев Г. Б. Социальные сети людей с ограниченными возможностями здоровья / Социальный компьютинг: основы, технологии развития, социально-гуманитарные эффекты (ISC-14). Материалы Третьей Международной научно-практической конференции. — М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014, С. 182–188.

4.                  Гончарова И. В., Прончев Г. Б. Виртуальные социальные среды для людей с нарушением зрения // Политика и общество, 2015, № 3.

5.                  Невизуальная доступность смартфона Nokia. Образовательный курс / Интернет ресурс «Культурно-спортивный реабилитационный комплекс» Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых http://www.ksrk-edu.ru. 05.10.2014

6.                  Телефонная социальная сеть «Небо (Не будь одиноким)» / Интернет ресурс http://nebo.ws. 05.10.2014.

7.                  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета № 5976 от 31.12.2012.

8.                  Болдырев Н. И. К вопросу о нравственном воспитании в советской школе // Советская педагогика, 1939, № 1, С. 37–50.

9.                  Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. — Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998, 576 с.

10.              Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский дом «Форум» — Инфра-М, 1998, 113 с.

11.              Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986, 240 с.

12.              Вербицкий А. А. Современные проблемы воспитания // Актуальные проблемы профессионального образования: походы и перспективы: материалы 9-ой международной научно-практической конференции. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011, С. 3–6.

13.              Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2015» / Интернет-ресурс http://lomonosov-msu.ru/rus/event/3000. 29.03.2015.



[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект 13–01–00392-а).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов