Библиографическое описание:

Лебедева Л. В., Антохина Н. В., Козина И. В., Каушкаль О. Н. Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы с дошкольниками в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 82-86.

В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования должна включать содержание коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи, их интеграция, использование эффективных нетрадиционных подходов, что ведет к освоению ими общеобразовательных программ дошкольного образования, к равным стартовым возможностям в школьном обучении.

Проектный метод в логопедической работе.

В настоящее время на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на формирование у дошкольников инициативности, самостоятельности и творческой активности в поиске интересных решений проблемы.

Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность- современная технология образовательного процесса.

В методической литературе проект рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта с презентацией.

Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Скажи мне– и я забуду, покажи мне– и я запомню, вовлеки меня — и я научусь» — так гласит восточная мудрость. Действительно, только работая самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает знания и опыт.

Безусловно, метод проекта является очень актуальным, интересным для педагогов. Проектирование заставляет педагога творчески подходить к своей профессиональной деятельности не допускает применения трафаретных действий. Однако, область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

Наше учреждение несколько лет использует в своей работе проектный метод, и мы хотим поделиться нашим опытом.

По предметно-содержательной области выделяют монопроекты- проект, реализуемый в рамках одной образовательной области и межпредметные (интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.

Логопед может сконцентрироваться на решении узкоспециализацированных коррекционных задач, и организовать логопедические монопроекты, например такие как «Послушный ветерок», «Рифмовки», «Копилка «трудных» слов», «Такие длинные слова». Но на наш взгляд именно межпредметные интегрированные проекты заслуживают особого внимания со стороны учителя-логопеда, именно такие интегрированные проекты мы реализуем в нашем учреждении.

Интегрированные проекты в наибольшей степени позволяют осуществить принцип комплексного подхода при коррекции речевых нарушений, интеграцию логопедии в образовательный процесс жизнедеятельности детей, с позиции практической значимости навыков для ребенка, способствует установлению тесного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса.

И особенно хочется подчеркнуть возможность проектного метода в решении одной из важнейших логопедических проблем- перенос отработанных речевых навыков на логопедическом занятии в свободную высокомотивированную речевую деятельность детей, в том числе и в формате публичных выступлений.

Т. к. речь и общение сопровождают все виды детской деятельности, и любой проект завершается презентацией продукта проекта мы пришли к выводу, что эффективность использования проекта с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, возрастет, если структуру проекта подчинить решению вопросов коррекции и развития речи на фоне интереса детей.

Таким образом, в любом проекте решаются основные логопедические задачи.

-        Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.

-        Развивать речевые и творческие способности детей.

-        Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

-        Увеличить объем коррекционного воздействия.

-        Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.

-        Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Основные логопедические задачи конкретизируются в зависимости от темы проекта, которые в свою очередь связанны с изучением лексических тем, рекомендованных программой коррекции речи.

При разработке проекта учитель-логопед совместно с воспитателем:

определяют тему, цель, задачи общеобразовательной деятельности и коррекционной работы, а так же продукт проекта, намечают этапы и содержание работы, составляют общий план проекта, по образовательным областям и видам детской деятельности.

Содержание плана, составленного логопедом охватывает основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми.

-        Совершенствование лексико-грамматической стороны речи

-        Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

-        Совершенствование произносительной стороны речи

-        Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Мы используем в проекте разные формы организации логопедической работы: фронтально-подгрупповые занятия, индивидуально-подгрупповые занятия, комбинированные занятия, экскурсии, речевой досуг.

Работа над реализацией любого проекта состоит из трех этапов.

1.      Мотивационный

2.      Проблемно-деятельностный

3.      Заключительный этап. Презентация продукта.

Рассмотрим деятельность логопеда на каждом этапе.

На первом, мотивационном этапе проекта в тесной взаимосвязи с воспитателем идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы.

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни ребенка и значима, прежде всего, для ребенка. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск.

Наличие проблемной ситуации, важной и понятной ребенку, выявленной им, при грамотном участии взрослого, является сильной мотивацией для ребенка вступить в общение, рассуждать, и, следовательно, активно пользоваться речью, формулировать свои мысли. Для него важно в этот момент быть понятым, услышанным другими, отстоять свою позицию.

В качестве примера рассмотрим реализацию познавательно-речевого проекта «Лес родился» на мотивационном этапе.

Проблемная ситуация- нам подарили маленький саженец ели. «Что нам делать с саженцем ели»? — поиск решения проблемы. Дети предлагали свои варианты, и обсуждали их. Так, Ребенком было предложено посадить саженец в лесу, но это решение вызвало затруднения, лес далеко. Другой ребенок предложил помощь отвести с папой ель и посадить в лесу рядом с его дачей, но многим стало жаль расставаться с елью. Следующим предложением было нарисовать лучший дом для елочки- лес. Мы поддержали детскую инициативу. Ребята выполнили замечательные рисунки, мы обсудили их работы. Дети испытывали удовлетворение и гордость, что их идеи воплотились. Это в свою очередь вдохновляет и раскрепощает детей, их речь становится уверенней, ярче, интересней. Дети понимали, что проблема все еще не была решена, дом на бумаге настоящей елочки не подходит. И тогда ребенок предложил было посадить ель около детского сада. Дети засомневались, сможет ли она вырасти у нас? И вдруг, один ребенок вспомнил, что видел на территории сада хвойные деревья. Решение было найдено. Ель посажена на нашем участке.

На этом этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности.

Содержание данного этапа проекта позволяет логопеду решать задачи:

-        обогащения и активизации словаря детей, в том числе за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, эпитетов, характеризующих личностные качества;

-        развитие связной речи (дети составляют рассказы, описывают содержание рисунков, коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения).

Задача логопеда сконцентрировать речевую деятельность детей. С этой целью он подбирает, а зачастую придумывает новые речевые игры, упражнения, готовит дидактический материал.

На заключительном этапе реализации проекта идет обобщение материала, оформление коллективного продукта проекта и его публичная презентации.

Развиваются навыки публичного выступления, речевого творчества детей, выразительности и убедительности высказываний. Реализация заключительного этапа осуществлялась не только в групповом помещении, так же были организованы экскурсии в наш лес, посаженный детьми на территории детского сада. На этих экскурсиях дети публично представляли продукт проектной деятельности, общались. Делились своими впечатлениями.

В режиме проектной деятельности наше учреждение работает ни один год. Реализованы такие проекты, как: «Кукольный мир», «Давайте познакомимся, Заяц», «Если бы они умели говорить», «Встречи в июне» и другие.

Все они были многогранны, интересны, строились на решении проблемных ситуаций, но самое важное, что каждый из них был богат детской речевой деятельностью.

По нашему мнению, проекты — это особая среда в развитии речи детей.

Обучение пересказу с использованием средств наглядного моделирования.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, совершенствуется структура речи, звукопроизношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Базируясь на произведения художественной литературы, был создан целый цикл занятий по обучению детей пересказу. В основу были положены произведения природоведческой детской литературы. Они писались специально для детей настоящими мастерами художественного слова. При знакомстве с природоведческой литературой дети приобщаются к подлинно художественной речи, учатся владеть родным языком.

Рассказы, которые используются в работе, специально адаптировались для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитывались следующие требования:

-        высокая художественная ценность произведения;

-        идейная направленность;

-        динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;

-        объем пересказа (в соответствии с возрастом детей);

-        словарно-грамматическое наполнение текста.

Разработанный цикл охватывает 27 специально подготовленных занятий по трем возрастным группам детей — средняя, старшая, подготовительная. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения.

Обязательной составляющей частью каждого занятия является моделирование. Графические схемы помогают детям составить план рассказа и, опираясь на этот графический план, дети пересказывают рассказы в логической последовательности с использованием выразительных средств языка.

Каждое занятие оснащено оригинальными пособиями. Например, к занятию по обучению пересказу в подготовительной группе рассказа «Стожок» подготовлена панорама.

А к занятию по обучению пересказу в средней группе рассказа «Корова» подготовлено панно — трансформер «Корова с теленком».

В 2014 году были разработаны и изданы рабочие тетради к пособию «обучение дошкольников пересказу». Эти тетради помогают реализовывать индивидуальное сопровождение каждого ребенка в домашних условиях. В заданиях прослеживается интеграция речевого развития и изобразительной деятельности.

Например, в среднем возрасте детям предлагается раскрасить сюжетную картинку к произведению, в старшем дошкольном возрасте предлагается по пунктирным точкам нарисовать сюжетную картинку, а затем раскрасить, а в подготовительной к школе группе детям предлагается самостоятельно изобразить сюжет к произведению.

Обследование, проводимое специалистами детского сада на протяжении нескольких лет, показало хорошую динамику детей по обучению пересказу. Если в начале обучения детей пересказу отмечается боязнь, страх, неуверенность в своих силах. Но постепенно от занятия к занятию у детей появляется умение, а главное желание красиво и связно говорить.

Сказки в песочнице.

Поиск нетрадиционных форм привел нас в песочницу. Игры в песок начинаются с первых шагов ребенка и являются одним из самых любимым занятием детей.

Почему песок? Именно через игры с песком решаются многие задачи: коррекционно-обучающие, развивающие и воспитательные. Совершенствуется речь, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, совершенствуется конструктивная деятельность, формируются положительные эмоции и навыки коммуникации.

Дети делают из песка постройки, фигуры, фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, «оречевляют» свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках».

Игры в песочнице проводятся на свежем воздухе в теплый период года. Сказка составляется педагогом, дети из предлагаемого природного и специального подготовленного материала выполняют песочные постройки, а затем раскрывают содержание сказки. Может быть, и другая форма проведения, когда дети после постройки из песка сами сочиняют сказку. Игры в песочнице могут проводится по мотивам известных сказок по программному материалу в соответствии с возрастом детей.

Для детей все в этом мире интересно, все хочется знать и обо всем рассказать, ну а постройках, сделанных своими руками — особенно.

Речевой досуг

Логопедический или речевой досуг — всем хорошо знакомая нетрадиционная форма организации деятельности детей. Мы расскажем о своем опыте работы.

Цель досуга: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Именно в досугах очень ярко выражаются такие принципы психического развития, как мотивация (желание выразить свои знания, умения, навыки) и амплификация (обогащение, усиление и углубление детского развития).

Широкое использование разных игровых приемов (интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, сюрпризы, игры, соревнования и т. д.) способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее знаний, умений и навыков. Досуг является показателем работы педагогов, прежде всего логопеда, за определенный период обучения дошкольников.

Он не требует специальной подготовки. Строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей и требований программ дошкольного обучения и воспитания. К участию в отдельных этапах досуга могут приглашаться родители и дети других групп.

Возможны различные по содержанию и организации формы логопедического досуга: КВН, викторины, сюжеты, … Они проводятся в тесном сотрудничестве логопеда и других педагогов, становятся плодом их совместного с детьми творчества. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка, которая благотворно влияет на психологическое состояние детей, закрепляет умения согласовывать свои движения с музыкальным сопровождением.

При любой форме организации досуга необходимо помнить следующее:

-        Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых.

-        Должны участвовать все дети.

-        Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок.

Исходя из периодов обучения, последовательности коррекционной работы, целесообразно проводить досуги в ноябре, феврале и мае.

Нами разработаны и апробированы конспекты досугов по трем возрастным группам.

При их составлении мы активно использовали следующие методические приемы:

Театрально-игровая деятельность. (Игры-драматизации, кукольный театр, творческие игры, в которых основным моментом является исполнение роли) Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработки коллективных умений.

В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Она выступает для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям.

Логопедами были изготовлены авторские куклы специально для досугов.

Посмотрите, пожалуйста, небольшой отрывок из досуга с использованием театрально-игровой деятельности.

Следующий методический прием: Артикуляционная гимнастика. Она вырабатывает полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

Опорные схемы. Моделирование оказывает неоценимую помощь в планировании детских высказываний, являясь планом внутренней речи ребенка.

Участие родителей (в подготовке и проведении). Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает эффективный результат в коррекционной работе. Практика показала, что даже присутствие родителей на различных детских мероприятиях делает их более живыми, интересными и результативными.

Логоритмические упражнения. Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых расстройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях.

Малые фольклорные формы. Они обогащают детскую речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность.

Скороговорки и чистоговорки способствуют улучшению дикции, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произнесении трудных сочетаний звуков.

Пальцевый игротренинг. Самомассаж кистей рук. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (Василий Александрович Сухомлинский). Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Пальцевый тренинг должен быть разнообразным, эмоциональным, приятным, неутомительным и динамичным.

Кинезиологическая гимнастика. Она развивает межполушарное взаимодействие, повышает не только активность правого полушария головного мозга, но и включает левое — влияет на мышление.

Фитбол-гимнастика. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Мяч посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячами, усиливает их эффект.

Дыхательная гимнастика полезна не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Правильно подобранные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Гимнастика для глаз. Регулярная тренировка глаз очень важны для сохранения зрения, снятия усталости, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.

Интерактивные пособия. На свободном поле дети создают тематические сюжеты из предложенных форм.

Анализируя результативность проведенных досугов, мы опираемся на следующие критерии:

Коррекционно-развивающие (высшие психические функции, словарь, грамматический строй, словообразование, связная речь, фонетика, подготовка к обучению грамоте, речевая активность детей, речь логопеда)

Физкультурно-оздоровительные (время проведения, безопасность оборудования, эмоциональное состояние, смена деятельности, учет возрастных особенностей, мелкая и общая моторика)

Воспитательные (умение общаться со сверстниками, культура поведения, оформление досуга)

Образовательное (уровень знаний и представлений детей, соответствующий этапу обучения)

Использование приемов и методов (дидактические игры и упражнения, использование нетрадиционных приемов (опорные схемы, участие родителей, использование кукол и др.), разнообразие игр и упражнений, целесообразность методов и приемов, использование музыкальных произведений)

В результате наших наблюдений мы убедились, что участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения, навыки.

Информационно-коммуникационные технологии в логопедии.

Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Каковы преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения?

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

ИКТ обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.).

Еще можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, мобильность, многофункциональность.

Организация и режим занятий с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиНа.

В коррекционной работе с детьми уже давно используются компьютерные программы. В настоящее время все еще остается проблемой нехватка программ таково рода, недостаточная пропаганда уже имеющихся развивающих программ, неподготовленность специалистов использовать компьютерные технологии.

В связи с этим попытаемся сделать небольшой обзор коррекционно-педагогических компьютерных программ в специальной педагогике.

Одной из первых развивающих компьютерных игр является программа «Кроссворды». Она строится по тематическому принципу. Важно то, что ребенок в любой момент выполнения задания может получить помощь, если наберет слово «помоги». Если ребенок ошибается, то компьютер сообщает об этом.

В дефектологии широко используется программа «Видимая речь» (три версии). Была решена проблема визуализации компонентов акустической структуры речи. Считается, что до настоящего времени в мире нет аналогов данной программы. В России эта программа стала использоваться с 1991 года.

Затем появилась программа «Мир за твоим окном», которая используется для детей младшего школьного возраста с различными нарушениями.

Еще одна специализированная компьютерная логопедическая игра «Игры для тигры» В нее входят четыре блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение».

В последние годы появились программы «Учимся с Логошей», «Уроки Мудрой Совы» и другие.

После того, как интернет вошел в логопедические кабинеты, появилась возможность использовать программу Мерсибо. Она помогает в ведении документации, подготовке и проведении занятий, коммуникации с родителями. Сайт Мерсибо содержит 136 игр по всем направлениям коррекционной работы. Регулярно проводятся вебинары с участием ведущих специалистов. Всем участникам выдаются сертификаты.

В нашем учреждении активно используются ИКТ при проведении занятий, праздников, досугов. Приведем лишь несколько примеров. Проводится работа по созданию мультфильмов, в основу которых положено детское творчество. По следам Маршрутов выходного дня дети делятся своими впечатлениями в нетрадиционной форме с использованием слайд-шоу. К празднику 8 Марта ребята подарили мамам видеооткрытки.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов