Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Мамедова, Д. Н. Современные инновационные технологии в изучении дисциплины «Теплофикация и тепловые сети» / Д. Н. Мамедова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1708/ (дата обращения: 23.04.2024).



В настоящее время всё больше внимания в учебном процессе уделяется инновациям. Инновации в педагогической деятельности, так же как и в производстве, прежде всего, означают нововведения, обновление, изменение существующих педагогических технологий, применяемых в учебном и воспитательном процессах.

Нововведения, или инновации, характерны для многих профессиональных деятельностей человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных работников и целых коллективов.

Целями инновации в образовании являются: обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента; создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления; научение методологии нововведений в социально- экономической и профессиональной сферах; формирование устойчивого интереса к выбранной профессии, а также к инновационной инициативе.

Основным критерием инновации выступает новизна, имеющая равнозначное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для педагога, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. В этой связи необходимо подходить к включению преподавателей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик.

Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления. В качестве педагогических инноваций в учебном процессе могут выступать: содержание учебного материала, технические средства, педагогические технологии и т. д.

Метод кейс-стади — может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс-стади по дисциплине “Теплофикация итепловые сети” на тему: “Повышение энергетической эффективности котельной РК-3г. Карши”.

Педагогическая аннотация

Изучаемый предмет: “Теплофикация и тепловые сети”

Тема: Повышение энергетической эффективности котельной РК-3 г. Карши.

Основная цель Кейса: студенты должны проанализировать энергетический баланс предприятия, разработать предложения по уменьшению теплопотерь и увеличения КПД, развить навыки и знания, проверить свои полученные за время учебы знания.

Ожидаемые результаты:

‒ Приобретет навыки по изучаемой теме;

‒ Изучит энергетический баланс предприятия и основные энергопотери;

‒ Получит навыки по предложению рекомендаций решения проблем по уменьшению энергопотерь на предприятии

‒ Применит полученные теоретические знания при решении проблемы.

Для успешного решения Кейса необходимо:

Студент должен знать: Принцип работы предприятия, его основное и вспомогательное оборудование; расчет тепловых нагрузок; график продолжительности тепловой нагрузки; удельный расход топлива; расчетные параметры теплоносителя, дымовых газов и др.

Студент должен выполнять:

‒ Самостоятельно изучить проблему; определить особенности и причины возникновения проблемы; проанализировать информацию, использует полученные знания при решении проблемы и сделает выводы и обоснует предложения по решению проблемы.

Сдудент должен уметь:

‒ Работать в содружестве, сделать анализ состояний проблемы и поисков решений для выполнения презентации.

Характеристика Кейса по технологическим особенностям:

Рассматриваемый Кейс входит в категорию кабинетного. Составлен на основе технико-экономического состояния предприятия.

Объектом кейса является ОАО “Иссиклик манбаи”г.Карши (Узбекистан).

Кейс разработан на основе реальной информации и отчетов. Его объем соответствует средне вопросному кейсу. Согласно дидактическим целям проблемы решаемые Кейсом предназначены для тренинга. Этим Кейсом может пользоваться при изучении дисциплины “Теплофикация и тепловые сети”

Кейс на тему “Повышение энергетической эффективности котельной РК-3г. карши”.

Введение.

В нашей Республике за годы независимости под руководством главы нашего государства И. А. Каримова были проведены ряд творческих преобразований в также и в энергетической отрасли. Наше государство приобрело полную независимость и в энергетике. В настоящее время на станциях Энергосистемы Узбекистана в год вырабатывается до 50 млрд. кВтчас электроэнергии, из них более 80 % приходится на долю ТЭС.

В настоящее время в период финансово-экономического кризиса экономия энергоресурсов, использовать их с умом, модернизация предприятий и применение инновационных технологий стоит на повестке дня. В связи с этим Президент Узбекистана И. А. Каримов в своем произведении 1 дал несколько указаний по повышению эффективности теплоэнергетических предприятий коммунального хозяйства в частности.

В городе Карши Кашкадарьинской области ОАО “Иссиклик манбаи” занимается обеспечением населения города тепловой энергии. В ее ведомстве находятся более 10 районных котельных различной мощности. Выше указанные проблемы имеют место и на этом предприятии.

Ожидаемые результаты после решения Кейса:

‒ укрепить знания по принятой теме;

‒ разработать предложения по уменьшению потерь энергоресурсов на предприятии;

‒ проявятся навыки по умению работать самостоятельно или в группе;

‒ уметь применять на практике свои знания.

В Кейсе использовались производственные отчеты ОАО “Иссиклик манбаи” за 2015 год. (прил.1)

Задание:

1) Ознакомиться с основным и вспомогательным оборудованием котельной.

2) Ознакомиться с информацией о теплоаккумулирующих установках.

3) Ознакомиться с отчетом предприятия.

4) Подобрать необходимую установку.

5) Сделать выводы и составить рекомендации.

6) Подготовить презентацию.

II. Методические указания для студентав.

‒ Направление для студентов

‒ Предложения

‒ Критерии оценки

Технологическая карта практического занятия Кейс.

Рабочие этапы

Вид деятельности

Преподаватель

Студент

Подготовительный этап

(5 мин)

1) для ознакомления с Кейс раздается материал.

2) прилагается методическое указание.

3) разъясняет о влиянии умения решать Кейс на профессиональное мастерство студента.

Ознакомились с Кейс

Изучили предложенную литературу.

1 — этап знакомство с темой

(10 мин)

1.1. знакомит с темой, целью и задачами учебной работы, планом выполнения работы.

1.2. определяет значение и цели Кейса.

1.3. знакомит с критериями оценки.

1.4. на основании блиц –опроса активизирует знания студентов. (приложение № 2)

Слушают

Записывают тему, план занятия.

Отвечают на вопросы.

2 — этап основной

(60 мин.)

2.1. обсуждает приведенные в Кейсе задания

2.2. делит студентов на малые группы.

2.3. организует работу с Кейс в малых группах.

2.4. сообщает о презентации результатов.

2.5. сообщает о начале презентации, приглашает представителей групп;

2.6. организует межгрупповое оценивание;

2.7. обобщает работу каждой группы, делает выводы и оценивает.

В группах ведется совместное обсуждение;

Готовят результаты для презентации

3 — этап завершающий

(5 мин)

3.1. выполняются окончательные выводы;

3.2. учитывается вклад каждого участника отдельно, ответы на вопросы, правильность расчета;

3.3. решения прилагаются;

3.4. еще раз уточняет цели и его значение в укреплении профессиональных знаний.

Слушают.

Излагают свои мысли.

Задания для самостоятельной работы:

Таблица “Проблемной ситуации”:

Проблемы

Причина возникновения проблемы

Пути решения проблемы

1.Увеличение расхода энергии

2.Большие потери теплоты с уходящими газами.

3.Низкая экономическая эффективность котельной.

4.Экологический вред от дымовых газов.

Составление концептуальной таблицы

“Теплофикация итепловые сети”

Рекомендации, особенности категории идругие

Цели изадачи

История развития

Применение вУзбекистане

Районная котельная

Литература:

  1. Каримов И. А. Мировой финансово- экономический кризис и меры и направления его предупреждения в условиях Узбекистана. Т.: Узбекистан, 2009. — 48 стр..
  2. Аллаев К. Р. Энергетика и мира Узбекистана. — Т.: молия, 2007. — 388 с.
  3. Соколов Е. Я. Теплофикация и тепловые сети. М. Энергоиздат, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): Кейс, решение проблемы, энергетическая эффективность котельной, группа, знание, критерий оценки, передовой педагогический опыт, причина возникновения проблемы, учебный процесс, энергетический баланс предприятия.

Похожие статьи

Критерии оценки энергетической эффективности | Статья...

В настоящее время в связи с исчерпанием запасов ископаемого органического топлива и повышением тарифов на тепловую и электрическую энергию проблема энергосбережения встает все более и более остро.

Проблемы энергетических ресурсов | Статья в журнале...

Проблемы энергетических ресурсов. Авторы: Ибрагимова Хусния Ильхомовна, Халикова Альбина.

Но из всех рассматриваемых проблем можно выделить 3 основные группы

Для повышения обеспеченности энергетическими ресурсами следует отметить 2 критерия

Теоретические аспекты оценки эффективности работы...

Методические основы определения оценки эффективности работы отрасли, предприятия или цеха в основе своей сути одинаковы [3, с. 78].

Это свидетельствует о том, что критерием роста эффективности работы энергетической службы является — снижение удельных затрат...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

Однако, попав в школу, они остро ощущают недостаток опыта или просто не выдерживают учебной нагрузки.

Особенности организации процесса изучения и внедрения...

Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема. Опыт в педагогике рассматривается в нескольких смыслах: опыт учебный – система знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и.

Формирование профессиональной компетентности...

Решение данной проблемы требует существенного изменения системы подготовки студентов технических вузов, обучающихся по

Энергетический аудит (энергоаудит) — сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности и...

Повышение эффективности российских энергетических систем

В заключение необходимо отметить, что причиной низкой эффективности российских энергетических систем является распад СССР и последовавшая за этим реформа электроэнергетики. Из чего вытекают следующие проблемы

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая диагностика, критерий, показатель, инновационный проект, учебно-воспитательный процесс, качество, учебник, оценка, эффективность.

Проблемы и перспективы развития энергосбережения...

- подготовить критерии оценки энергетической эффективности проектов при строительстве новых и реконструкции существующих домов

Основные проблемы энергетики и возможные способы их решения. ‒ низкая энергетическая эффективность системы (КПД).

Похожие статьи

Критерии оценки энергетической эффективности | Статья...

В настоящее время в связи с исчерпанием запасов ископаемого органического топлива и повышением тарифов на тепловую и электрическую энергию проблема энергосбережения встает все более и более остро.

Проблемы энергетических ресурсов | Статья в журнале...

Проблемы энергетических ресурсов. Авторы: Ибрагимова Хусния Ильхомовна, Халикова Альбина.

Но из всех рассматриваемых проблем можно выделить 3 основные группы

Для повышения обеспеченности энергетическими ресурсами следует отметить 2 критерия

Теоретические аспекты оценки эффективности работы...

Методические основы определения оценки эффективности работы отрасли, предприятия или цеха в основе своей сути одинаковы [3, с. 78].

Это свидетельствует о том, что критерием роста эффективности работы энергетической службы является — снижение удельных затрат...

Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических...

В настоящее время в разных регионах России существует острая проблема нехватки педагогических кадров.

Однако, попав в школу, они остро ощущают недостаток опыта или просто не выдерживают учебной нагрузки.

Особенности организации процесса изучения и внедрения...

Опыт творческой деятельности как педагогическая проблема. Опыт в педагогике рассматривается в нескольких смыслах: опыт учебный – система знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе организованного обучения и.

Формирование профессиональной компетентности...

Решение данной проблемы требует существенного изменения системы подготовки студентов технических вузов, обучающихся по

Энергетический аудит (энергоаудит) — сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов в целях оценки возможности и...

Повышение эффективности российских энергетических систем

В заключение необходимо отметить, что причиной низкой эффективности российских энергетических систем является распад СССР и последовавшая за этим реформа электроэнергетики. Из чего вытекают следующие проблемы

Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы...

педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая диагностика, критерий, показатель, инновационный проект, учебно-воспитательный процесс, качество, учебник, оценка, эффективность.

Проблемы и перспективы развития энергосбережения...

- подготовить критерии оценки энергетической эффективности проектов при строительстве новых и реконструкции существующих домов

Основные проблемы энергетики и возможные способы их решения. ‒ низкая энергетическая эффективность системы (КПД).

Задать вопрос