Автор: Алексеева Мария Иосифовна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Алексеева М. И. Теоретическая и практическая составляющие профессиональной этики как учебной дисциплины // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Теоретическая и практическая составляющие профессиональной этики как учебной дисциплины

Алексеева Мария Иосифовна, кандидат педагогических наук, доцент

Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России

В общей системе вузовского юридического образования особое место отводится этической подготовке, так как образующие ядро этической науки моральные ценности, принципы и нормы, в профессиональной деятельности будущих юристов должны стать тем необходимым смыслообразующим началом, которое формирует осознанность специалистов в понимании своих функциональных задач и ответственность в их выполнении.

Единство и взаимодополняемость теории и практики в обучении профессиональной этике является важнейшим условием становления этической культуры и этической зрелости обучающихся.

Именно поэтому проблема соотношения теории и практики в преподавании профессиональной этики стоит достаточно остро. С одной стороны, это объясняется строгостью теоретических положений, призванных в каждом последующем поколении закреплять необходимые для сохранения человеческого рода моральные устои, а, с другой стороны, неоднозначностью практики применения существующих догматов в реальных жизненных ситуациях, где разные субъекты общения далеко не всегда испытывают потребность следовать нормам должного поведения. Данное противоречие заключено в самой сути этической науки, где ее предмет (мораль) оставляет каждому право выбора — зная, как надо, по тем или иным причинам выполнять, либо нарушать неписаные нравственные нормы.

В профессиях, объектом труда которых является человек, вопросы специфической практической направленности фундаментальных теоретических положений этики всегда остаются актуальными.

Этическая культура юристов — не просто желательная черта, это неотъемлемая составляющая их профессионализма, гарант обеспечения законных интересов и прав граждан и поддержания правопорядка в государстве. Под этической культурой юристов мы понимаем ту важную часть общей культуры человека, которая представляет собой своеобразный синтез духовной, нравственной и правовой культур. Ее характерные черты — гуманистическая направленность ценностных ориентаций и мотивов поведения и приоритет социально одобряемых действий.

Этическая зрелость — это тот уровень этической культуры, который отличается привычными и устойчивыми осознанностью, ответственностью и самостоятельностью в ситуациях выбора разной степени сложности. Не случайно поэтому профессиональная этика занимает прочное место на первых курсах обучения в вузе, а полученные здесь базовые знания предполагают широкое закрепление и углубление на других дисциплинах гуманитарного и профессионального циклов.

Составляющими этической культуры являются: знания о нравственных нормах и принципах, сформированные на их основе нравственные убеждения личности и выработанные умения грамотно распоряжаться имеющимся багажом на практике.

Как же должен быть организован вузовский образовательный процесс, чтобы данное единство было достигнуто?

Сама структура морали как предмета этики дает ответ на данный вопрос, и он касается содержания данного направления образования. Это поэтапные и взаимообогащающие друг друга элементы, формирующие моральное сознание будущих юристов (теория) и создающие условия для получения ими опыта моральной деятельности и нравственных отношений (практика). Остановимся на их содержании.

Моральное сознание представляет собой эталонную сторону морали и носит обязательный характер, поскольку не существует здравомыслящего человека, не имеющего представлений об общепризнанной системе нравственных взглядов, идей, ценностей, представлений о добре и зле, достойном и недостойном поведении. Ограничивать моральное сознание только рациональными элементами (понятиями) ошибочно. Оно формируется в единстве с его эмоциональной стороной (нравственными чувствами) и волей (способностью сознательно управлять своими эмоциями и поступками). К числу рациональных элементов морального сознания относят: нравственные идеалы, моральные принципы, моральные нормы, моральные оценки и др. В своей совокупности они дают человеку понимание, чего от него ждут окружающие люди и общество в целом.

Возглавляют этот ряд понятий нравственные идеалы как высшие моральные ориентиры, представления о нравственно совершенной личности. Моральные принципы задают общее направление деятельности человека, их основу составляют нравственные ценности: гуманизм, патриотизм, интернационализм, справедливость, законность и др. Содержание принципов раскрывается, детализируется и конкретизируется в нормах. Моральные нормы представляют образцы поведения в типичных, часто повторяющихся ситуациях. В отличие от правовых норм они не имеют принудительной силы и рассчитаны на добровольное исполнение. Моральные оценки основаны на представлениях о добре и зле, положительном и отрицательном, достойном и недостойном. Формами выражения моральной оценки являются одобрение, похвала, согласие, симпатия или, напротив, порицание, осуждение, критика, неприязнь и т. п. Важное значение имеет и самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (угрызения совести, стыд, раскаяние, гордость и т. п.).

Необходимость изучения нравственных принципов и норм в формировании личности выпускника юридического вуза бесспорна. Данные категории являются теми исходными ориентирами, которые определяют осознанное и ответственное отношение обучающегося к собственному поведению и поведению других людей.

Специфика юридической морали состоит в том, что ее нормы закрепляются нормативными документами, например: Кодексом судейской этики, Кодексом профессиональной этики адвоката, Кодексом этики прокурорского работника, Профессиональным кодексом нотариусов Российской Федерации и др. Но, очевидно, что ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в реальной жизни и требующие принятия самостоятельного, иногда единственно верного решения и его исполнения.

Это уже область моральной деятельности и нравственных отношений. В юридической профессии к ним предъявляются высокие нравственные требования, соблюдение которых является обязательным. Следовательно, уже в вузе обучающийся должен получить такой опыт нравственного поведения, в необходимости соблюдения которого у него не будет сомнений.

Важно отметить, что прикладная этика в целом и юридическая этика в частности являются «приложением этических и моральных понятий и суждений к конкретным сложным, часто очень драматическим, и в любом случае — противоречивым ситуациям» [2]. Нередко они представляют собой моральные дилеммы — «когда одинаково правильными являются диаметрально противоположные точки зрения и способы поведения» [2]. Выход из них требует колоссального интеллектуального, эмоционального и психологического напряжения. Именно в этом процессе проверяются усвоенные заповеди и запреты. И тогда мы говорим, что подлинное формирование нравственности начинается, когда знания преобразуются в уверенность о недопустимости поступать безнравственно, что является показателем этической зрелости.

Практика свидетельствует, что такие результаты могут быть получены в ходе активной деятельности обучающегося в рамках гуманистически ориентированного образовательного процесса, современные тенденции которого наиболее полно проявляются в личностно-ориентированном образовании. Назовем его ключевые характеристики. Во-первых, знания и опыт становятся личностно значимыми, так как являются результатом не навязывания и принуждения, а реализацией собственных познавательных интересов и потребностей. Во-вторых, осознанное усвоение знаний делает студента носителем принятых идей и ценностей. В-третьих, включение в практическую деятельность актуализирует личностный и профессиональный потенциал будущего специалиста.

С точки зрения гуманистической педагогики, именно «гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни» [3]. Теоретический учебный курс «Профессиональная этика» занимает в этой нише особую роль.

Позволим некоторое допущение, что даже самые традиционные формы проведения вузовских занятий (лекции, семинары, практические занятия), являющиеся для вчерашних школьников абсолютно новыми, создают достаточные условия для формирования этических знаний и умений. Однако все возрастающая сложность задач, решаемых юристами, требует максимального использования в их профессиональной подготовке элементов современных образовательных технологий. К их числу можно отнести: проблемные лекции и семинары, дискуссии, «круглые столы» и др. Особую роль в формировании этической культуры будущих юристов играют практические задачи и ситуации, ролевые и деловые игры, требующие использования усвоенных теоретических положений в моделируемой практической деятельности. Организуемый в рамках перечисленных занятий диалог позволяет «открыть индивидуальному сознанию то, что было от него скрыто в силу одностороннего положения относительно предмета… именно поэтому участники взаимодействия выступают как ценности друг для друга» [1]. Налицо эффективные возможности для обеспечения единства теории и практики.

Подчеркнем, что присвоение этических ценностей и умелое владение этическими нормами возможно в условиях образовательного процесса, где слова об этически должном подкрепляются соответствующими действиями и поступками со стороны обучающихся и педагогов. Показателями такого образовательного пространства являются: уважение достоинства каждого, атмосфера внимания и доброжелательности, признание индивидуальности обучающихся, создание личностно утверждающих ситуаций, поощрение этически зрелого поведения.

Таким образом, содержательность и эффективность этической направленности образовательного процесса в юридическом вузе обеспечивается взаимообусловленным и взаимодополнительным характером ее теоретической и практической составляющих, преемственностью подготовки на всех курсах, использованием разнообразных форм организации обучения, интеграцией аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Вуз должен научить будущих юристов лучшим образцам профессионального поведения, сформировать у них важнейшие нравственные качества. От того, насколько молодой специалист будет готов использовать полученный теоретический багаж и первоначальный практический опыт, зависят не только его профессиональные успехи и личный авторитет, но и сила норм морали и права в государстве, гражданином которого он является.

Литература:

  1. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. — М.: МИРОС, 2002. — 296 с.
  2. Коновалова Л. В. Прикладная этика (по материалам западной литературы) / Л. В. Коновалова. Выпуск 1. Новая электронная библиотека [Эл. ресурс] http://read.newlibrary.ru/read/konovalova_l_v_/prikladnaja_yetika.html
  3. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. http://www.psyoffice.ru/3744-slobodchikov-v.i.-isaev-e.i.-osnovy.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов