Автор: Волкодав Надежда Михайловна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Волкодав Н. М. Совершенствование коммуникативных навыков во внеурочной деятельности // Образование и воспитание. — 2016. — №5.



Интеграционные процессы, происходящие в современном обществе, стремление к диалогу культур, бурный рост науки и техники являются причинами актуальной проблемы сотрудничества и общения между людьми. Казалось бы, цивилизация влечет за собой развитие общительности людей, но, как показывают наблюдения, наоборот, «… происходит расщепление людского общения, растет количество одиноких и изолированных индивидов, ослабляются семейные узы». Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения детей. Способность общаться дана человеку практически с самого начала его жизни. Улыбка в ответ на взгляд — это уже общение. В улыбке рождается основа всех положительных переживаний и чувств маленького человека.

Зарождение и становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка. В этот период общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности.

В психолого-педагогических исследованиях показана ведущая роль общения детей с взрослыми и сверстниками в формировании основных психических функций, обеспечении эмоциональной устойчивости, интеллектуального и речевого развития детей на разных возрастных этапах.

Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное развитие, но и в большей мере — для детей с ограниченными возможностями.

Способность общаться или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

− желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

− знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»);

− умение организовать общение («Я умею»).

Поэтому наш задача, как воспитателей состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

Для этого необходимо:

− сформировать коммуникативную грамотность воспитанников, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека и коллектива;

− вооружить воспитанников основными правилами эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях;

− способствовать коррекции эмоционально-волевого развития воспитанников, создавать ситуацию успеха;

− содействовать воспитанию умения взаимодействовать друг с другом.

Одним из главных качеств личности, которое помогает устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими.

Следовательно, у воспитанников нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, понимание того, что общение — это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать. Наконец, воспитанников надо ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим.

Общение — сложная, многогранная деятельность, требующая специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе социализации.

Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является школа, поскольку именно в этот период обучающиеся легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Учитывая особенности детского возраста, можно сказать, что одним из лучших способов организации формирования умений и навыков общения является игра. Кроме того, игры ближе всего к категории общения.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Вспомните, как мы с вами в детстве говорили, и сейчас дети так же говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает: «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!».

Учитывая многовековой опыт игрового общения, можно сказать, что правильно организованное общение является не только залогом успешной профессиональной деятельности, но и условием сохранения культуры общения.

Следовательно, в процессе игровой деятельности накапливается опыт коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка, формируется необходимый для общения эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстность, доброта, контактность. Каждому ребенку свойственно радостно уметь и мочь. В игре рождается детское содружество, а значит, и дружба, такие ее слагаемые, как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь.

Использование игровых ситуаций в работе с детьми, позволяет развивать у них эмоционально-чувственную сферу, нравственные качества, интеллектуально-познавательные способности, умения устанавливать контакт; развивать способности слушать и понимать других; формировать уважительное отношение к взрослым и сверстникам и умение взаимодействовать друг с другом.

Педагогическими условиями, способствующими совершенствованию коммуникативных навыков у детей являются:

− наличие педагога — воспитателя, обладающего знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно осуществлять педагогический процесс целенаправленного и систематического формирования навыков общения;

− наличие комплексной воспитательной программы, способствующей развитию коммуникативных качеств у воспитанников;

− партнерство педагога и воспитанника в процессе социально-культурной реабилитации, а так же включения его в активные формы деятельности;

Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Дети обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Словом, жестом, действием, молчанием педагог непрерывно влияет на всех воспитанников сразу и на каждого из них в отдельности. Очень точно подметил эту особенность А. С. Макаренко: «Не думайте, говорил он, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету — всё это имеет для ребёнка большое значение».

Каждый воспитатель должен стремиться к тому, чтобы воспитанник чувствовал удовлетворение от общения с взрослыми и со сверстниками при выполнении какой-либо совместной деятельности, чтобы ученик испытывал глубокие эмоциональные переживания нравственных ценностей, предстающих перед ним в данный момент. Благодаря этому будут создаваться условия для формирования у воспитанника соответствующей коммуникативной культуры.

Литература:

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  2. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006. — 160с.
  3. Сергеечева В. Как говорить убедительно: Стратегия и тактика общения. СПб: Питер, 2002. — 221с.
  4. Киселёва Т. Ю. Педагогическая арт-терапия. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1/2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов