Как направить потребность в движении дошкольника в правильное русло | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Диденко, И. А. Как направить потребность в движении дошкольника в правильное русло / И. А. Диденко, Е. А. Королькова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1675/ (дата обращения: 23.04.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования. Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому Стандарт предъявляет определённые требования к одному из направлений развития личности ребёнка — физическому развитию. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). [1. с. 5] Для растущего и развивающегося организма движения оказывают огромное значение. Они тренируют все системы организма, улучшают функции различных систем в организме, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Ребёнок, находящийся всегда в движении, меньше болеет, у него лучше развит иммунитет. Гиподинамия, свойственная современному обществу, негативно воздействует на нервную систему, ребёнку сложнее справиться с раздражительностью, контролировать свои эмоции; нарушаются обменные процессы в организме, приводящие к избытку веса; снижается вообще желание к активным действиям. Для всех является аксиомой то, что двигательная активность напрямую связана с умственным развитием ребёнка, оказывает огромное влияние на восприятие окружающего, мышление, пространственные представления детей. Физическое развитие детей предполагает воспитание в себе волевых качеств: настойчивость, целеустремлённость и других. Желание детей освоить новое движение или комбинацию движений всегда должно быть поддержано взрослым, конечно, с учётом безопасности ребёнка, хорошо, если при этом взрослый ещё и покажет различные способы. Например, укатившийся мяч можно догнать, обежав все препятствия, а можно, с учетом условий, перелезть через бревно, перепрыгнуть ямку, подлезть под ветку, бежать подскоками; пройти по возвышенности разными способами.

Очень важно в дошкольном возрасте развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, выносливость, координацию. Это достигается обучением и совершенствованием таких основных движений как ходьба, бег, прыжки, лазание. Наилучшие результаты достигаются при сочетании разнообразных видов движения. Хорошо усвоенные движения дают возможность дошкольникам проявить инициативу, активность, творческий подход в играх. Например, ребёнок сам предлагает подвижную игру сверстникам; с большей энергией и активностью выполняет хорошо знакомое движение; предлагает изменить или усложнить правила, условия реализации знакомой игры.

Дети дошкольного возраста не умеют регулировать двигательную нагрузку, особенно, если они увлечены, у них сильно учащается дыхание, розовеет или краснеет кожа лица и груди. И, если саморегуляция, потребность организма сменить двигательную активность на спокойные движения или задействовать другие группы мышц, не происходит, то задача воспитателя заключается в переключении внимания ребёнка на другой более спокойный вид движений. В свою очередь чередование интенсивности двигательной деятельности и нагрузки на разные группы мышц совершенствует различные качества необходимые в повседневной жизни, играх, трудовых навыках.

Во взаимодействии с детьми младшего возраста очень важен сам пример взрослого, его искренняя заинтересованность, непосредственное участие в движениях с малышами, потому что эмоциональная сторона движения для ребятишек, в силу своих возрастных особенностей, привлекательнее качества и результативности. А вот старшим дошкольникам никак не обойтись без желания достигнуть результатов в различных видах движений — и самому получить удовольствие от достигнутого, и показать окружающим свои способности. В этот момент воспитатель не должен упустить шанс поддержать интерес и желание детей к физическим упражнениям и приобретённым навыкам: справедливо оценить, сказать подбадривающие фразы; сравнить сегодняшний результат ребёнка с его же вчерашним; а, иногда, просто жестом, улыбкой. Такой интерес взрослого к двигательной деятельности детей стимулирует их к достижению больших результатов. Приобретённый опыт вселяет в детей уверенность, упорство, решительность, смелость. Им легче организовать игры со сверстниками в свободной самостоятельной деятельности. Теперь желания детей могут совпасть с их возможностями. Нередко в дошкольном возрасте проявляются способности в чувстве ритма, прыгучести, умению быстро осваивать какой-то вид спорта или его элементы; желание заниматься любимым делом. В дошкольном возрасте необходимо с вниманием отнестись к детям малоподвижным и необщительным, а так как авторитет взрослого у детей, в силу их возраста, высокий, рекомендации для группы детей принять такого ребёнка в игру будут иметь значение. Воспитатель при этом может особо выделить его положительные качества; указать уже играющим на необходимость ещё одного участника игры.

Физические нагрузки для детей после перенесённых заболеваний должны быть постепенными, например, упражнения с меньшим количеством повторов, в более спокойном темпе. Таких детей включать в игры малой подвижности и на короткий период времени в игры большей интенсивности или заменить их участие только на помощь в переносе ими мелкого спортивного инвентаря.

Дошкольники младшего возраста имеют высокую потребность в двигательной активности, и здесь воспитатель может с лёгкостью использовать эту возможность для обучения тому или другому правильному движению, показать их разнообразность. Часто хаотические, многократно повторяющиеся действия направлять в «нужное русло», например, бросать мяч и вдаль, и в коробку, и в руки взрослого; да и способы выбрать разные (снизу, из-за головы, одной рукой, двумя руками и т. д.). Воспитатель, при необходимости поправляет положение рук, ног или туловища, многократно может предложить повторить движение из необходимого положения, таким образом, закрепляет его правильное выполнение. Для поддержания интереса ребёнка к упражнению, подбадривать, хвалить, предлагать игровую ситуацию, например, попрыгать высоко, как зайчата; перемещаться прыжками, как лягушата с кочки на кочку; перепрыгивать через невысоко натянутый канат, как кенгуру. Результат обязательно будет при терпеливом отношении взрослого, при постоянстве и систематичности выполнений различных движений. В детском саду для развития двигательной активности отводится в режиме дня много времени: утренняя гимнастика, физкультурные минутки в организованной образовательной деятельности, непосредственно занятия физкультурой, подвижные игры, динамические минутки, эстафеты, спортивные развлечения и праздники, самостоятельная деятельность. Постепенно диапазон двигательных способностей у детей расширяется, совершенствуется за счет овладения ими основными видами движений и некоторыми спортивными упражнениями. Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в первых своих соревнованиях, таких как городской спартакиаде, сдают нормы ГТО по программе дошкольников.

Условия, которые создаются в детском саду для развития движений, систематичность занятий физической культурой с учётом возрастных возможностей и индивидуальных способностей дают возможность использовать ребёнку большое разнообразие освоенных движений и их вариативность в спортивных играх, в самостоятельной деятельности, в состязаниях. Соответственно развиваются и двигательные качества — ловкость, выносливость, быстрота, сила, гибкость.

Для освоения тех или иных движений очень важен процесс обучения, при котором дети осваивают их намного быстрее, реже допускаются ошибки и не закрепляются неправильные навыки, ведь переучить бывает сложнее. Показывать правильность выполнения упражнения следует в насколько возможном замедленном темпе. Когда освоено правильное движение, многократно повторено в разных ситуациях, появляется в движениях детей лёгкость, непринуждённость, раскованность, эмоциональная удовлетворённость умениями, например, с расправленными плечами и взглядом вперёд бег; скоординированные движения рук и ног при лазании, ходьбе по ограниченной плоскости; далёкий прыжок при правильном отталкивании. Важно не отклониться в другую сторону требований: в случаи получения у ребёнка результатов движения с лёгкостью вовремя не усложнить упражнение, интерес к выполнению может пропасть, не будут развиваться такие качества, как целеустремлённость, упорство и стремление к достижению лучших результатов по отношению к своим предыдущим. В процессе обучения следует придерживаться принципа от простого к сложному, например, научился ребёнок отбивать мяч от пола двумя руками, усложняем упражнение — отбивать левой или только правой рукой, затем предложить это движение с продвижением. К оценке старших дошкольников предъявлять повышенные требования к качеству выполнения упражнений, к проявлению инициативы, самостоятельности, выдержки и упорству, взаимовыручки и помощи товарищу. Включать с соревновательные игры и упражнения, хорошо усвоенные движения, чтобы при торопливости, эмоциональном накале физические действия были точными, красивыми и сводились к нулю возможности получения травм.

И сколько бы времени не уделялось физическому развитию детей в детском саду, без активной помощи родителей воспитателям никак не обойтись. Поэтому одной из целью ФГОС является взаимодействие с родителями в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [1. с. 12] Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. И воспитатели через беседы, консультации, рекомендации могут предложить тот объем умений и особенности их выполнения, которыми может и должен владеть их ребенок в данной возрастной группе. Формирование разнообразных движений, важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Положительный пример в занятиях спортом окружающих родных и близких для детей является особым преимуществом для включения малышей в такую же двигательную деятельность. Формы здесь разные — туристские походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Заложить прочные основы хорошего здоровья, правильного физического развития можно с ранних лет, используя для этого ту детскую потребность в движениях, которую дала сама природой.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основные термины (генерируются автоматически): движение, двигательная активность, дошкольный возраст, ребенок, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший возраст.

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация двигательной активности детей на прогулке

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид движений, двигательная активность, детский сад, значительное место.

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший возраст.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

ребенок, пособие, двигательная активность, движение, динамический час, самостоятельная двигательная деятельность

Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду.

Формирование двигательной активности у детей дошкольного...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как... Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

Похожие статьи

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность.

Охарактеризованы пути оптимизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Организация двигательной активности детей на прогулке

игра, ребенок, упражнение, подвижная игра, двигательная активность детей, прогулка, основной вид движений, двигательная активность, детский сад, значительное место.

О самостоятельной двигательной деятельности детей...

движение, двигательная активность, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, желание детей, игра, двигательная деятельность, дошкольное образование, младший возраст.

Роль двигательной активности в формировании личности детей...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как...

ребенок, пособие, двигательная активность, движение, динамический час, самостоятельная двигательная деятельность

Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду.

Формирование двигательной активности у детей дошкольного...

природа, дошкольный возраст, Ребенок, детский сад, программа, экологическое образование, экологическая культура, окружающая среда, экологический проект, экологическое воспитание дошкольников.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

ребенок, игра, ранний возраст, игрушка, взрослый, тип мотивации, игровая деятельность, детский сад, детская мебель, игровой материал.

Условия развития координации у детей дошкольного возраста...

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как... Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость.

Формирование двигательной активности воспитанников...

двигательная активность, дошкольный возраст, развитие, ребенок, оздоровительная работа, упражнение, детский сад, детский возраст, ранний возраст, двигательная деятельность.

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет...

У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

Задать вопрос