Автор: Смородинова Мария Васильевна

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.

Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся, основное общее образование, цель, задачи, подходы, принципы, педагогические условия, методы, формы, этапы, показатели, уровни

Необходимость построения модели формирования предметных компетенций учащихся диктуется рядом обстоятельств. Данная модель поможет дать представление о целостности реализации и формировании предметных компетенций, её структуре, взаимосвязи и взаимодействии её элементов.

Цель моделирования заключается в создании общего представления о том, как наиболее эффективно формировать предметные компетенции учащихся основного общего образования.

Модель формирования предметных компетенций — это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке учащихся.

Модель — это воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде. Следовательно, модель наглядна, прогностична и отображает важные моменты любого исследования.

Поиск модели развития предметных компетенций потребовал тщательного рассмотрения современных психологических и дидактических теорий. В итоге было выбрано структурное моделирование. По способу реализации данная модель относится к идеальной, и представляет собой упорядоченную схему, отражающую цель, принципы, этапы, подходы, механизмы реализации модели, включая педагогические условия, предполагаемый результат и уровни сформированности предметных компетенций учащихся. Созданная модель даёт целостное представление о формировании предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Основным исходным элементом данной модели является цель. Целью предлагаемой модели является получение высокого уровня сформированности предметных компетенций, в том числе за счёт внутреннего стремления учащегося к максимальной реализации себя в учебной деятельности. Этот уровень позволяет учащимся формировать собственные предметные компетенции в соответствии с потребностями учебной деятельности в целях наиболее полного и качественного усвоения информации.

Цель выступает основным компонентом изучаемого процесса, она обеспечивает его целостность. В данном случае цель ориентирует преподавателя на развитие предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

‒ формирование интереса и положительной мотивации в учебном процессе, которое выражается в потребности личности в обладании значительным объёмом информации относительно изучаемого предмета;

‒ повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся;

‒ разработке процедуры работы по формированию предметных компетенций;

‒ использование комплекса форм и методов обучения, способствующих повышению интереса учащихся к обучению.

Методологическую основу формирования предметных компетенций учащихся составят подходы: компетентностный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный.

При построении модели были выделены следующие принципы:

принцип целостности (формирование у учащихся целостного представления о мире);

принцип целеполагания (самостоятельное определение целей учащимися и их коррекция в соответствии с учебными);

принцип цикличности (обучение носит цикличный характер);

принцип технологичности (использование современных средств образовательного процесса).

Следующим элементом модели являются педагогические условия, способствующие эффективному формированию предметных компетенций учащихся:

1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся (заключаются в личностно-ориентированном взаимодействии между учащимися и учителем; в создании комфортных условий в процессе обучения и благоприятной психологической атмосферы в классе);

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся (предлагаемый учебный материал должен соответствовать возрастным, психологическим, интеллектуальным, языковым и речевым особенностям учащихся)

3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся (заключается в том, что, исследуя данную динамику и опираясь на результаты педагог, получает возможность управлять учебно-познавательным процессом учащихся более эффективно, определять и вносить конструктивные и верные коррективы в проводимую им работу);

Реализация указанных педагогических условий на практике позволит обеспечить более глубокое «погружение» учащихся в изучаемый предмет, и, как следствие, приведет к повышению уровня их предметных компетенций. Взаимосвязь элементов модели обеспечивается совокупностью педагогических условий, способствующих эффективному функционированию и взаимодействию элементов системы.

В качестве следующего элемента модели выделены методы формирования предметных компетенций учащихся:

‒ дискуссия — это обмен мнениями между учащимися по проблеме прочитанного произведения;

‒ беседа, в рамках которой с помощью специально формируемых вопросов решается задача по побуждению учащихся к актуализации ранее накопленных знаний, достижения более глубокого усвоения новых знаний, позволяющих более успешно формировать предметные компетенции, путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений;

‒ задание — целенаправленное выполнение часто повторяющихся действий с целью более глубокого их освоения;

‒ игровой метод (например: передача содержания произведения от имени разных персонажей; инсценирование содержания произведения и др.);

‒ метод проектов (презентации, доклады/рефераты и др.) (сущность их состоит в том, чтобы ученики приобретали знания и умения в процессе самостоятельного выполнения). В рамках реализации разработанной нами модели применяются вышеуказанные методы формирования предметных компетенций.

Далее следуют формы организации учебного процесса:

— урок (является основной формой организации учебного процесса в школе). В рамках занятий учащиеся взаимодействуют с текстовой информацией (произведениями), в том числе с чтением, являющимся универсальным видом речевой деятельности, которое обеспечивает возможность совершенствования у учащихся коммуникативных навыков. Таким образом, чтение выступает одновременно в качестве и цели, и средства.

Кроме того, могут быть использованы следующие формы урока:

‒ урок теоретического обучения (лекция) (в данном виде урока главенствующую позицию занимает учитель, он последовательно и систематически излагает урок, а ученики выступают в роли пассивных слушателей).

‒ урок-семинар (является одним из основных видов практических занятий, на которых ученики выступают с докладами/рефератами по теме выбранной самостоятельно или предложенной учителем);

‒ урок-диспут (один из видов урока, на котором ученики вступают в активный, оживленный спор или полемику по теме выбранной самостоятельно или предложенной учителем);

‒ урок-диалог (это особая форма урока, в рамках которого ученики должны прийти к единому результату, цели);

Например, могут быть использованы следующие внеурочные занятия:

‒ внеурочные мероприятия (в процессе внеурочного чтения у учащихся, представляется возможность проявить сформированные на уроке литературы предметные компетенции в самостоятельной практической деятельности, реализуя их (предметные компетенции) как средство личностного саморазвития).

‒ интеллектуальные игры (данный вид занятия предполагает освоение или закрепление определенный темы в игровой форме (устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы и др.);

‒ факультатив (это необязательный учебный предмет, который ученики посещают по собственному желанию для общего развития);

‒ научно-практическая конференция (это одна из форм организации учебного процесса, в рамках которой школьники представляют и обсуждают свои работы вместе с одноклассниками и учителями).

Таким образом, мы выделяем несколько форм и видов организации учебного процесса, которые могут быть применены как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности учащихся. Следовательно, и на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, возможно, осуществлять процесс формирования предметных компетенций.

Все предложенные выше формы и виды обучения позволяют выявить показатели сформированности предметных компетенций, а также обнаружить отдельные детали и характеристики их проявления в конкретных видах учебной деятельности. Всё это может быть включено в урок, не нарушая его целостности.

Для того чтобы более содержательно рассмотреть предметные компетенции, необходимы следующие технологические этапы: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочно-результативный.

Следующим элементом модели являются показатели сформированности предметных компетенций:

‒ осмысленность — это особенность восприятия учащимся определенного предмета или явления, а также проявление активности и интереса при его изучении;

‒ информативность — это знание или осведомленность ученика о содержании учебного предмета и его применении в различных учебных и жизненных ситуациях.

‒ применимость — это умение ученика применять на практике знания в области предметных компетенций;

‒ творческое использование — это преобразование и применение учеником приобретенных знаний, в новых ситуациях.

На основании представленных показателей мы определили уровни сформированности предметных компетенций учащихся. В модели использовалась общепринятая методика в которой выделены следующие уровни:

‒ низкий (выражается в том, что у учащихся отсутствует самостоятельность, интерес к изучаемому предмету, творческая активность; характеризуется низким уровнем мотивации; неумением осуществлять самоанализ и самоконтроль.);

‒ средний (характеризуется наличием у учащихся самостоятельности в деятельности, а также невысокой творческой активностью; проявлением небольшого, но осознанного интереса к познанию; средним уровнем мотивации к обучению.);

‒ высокий (характеризуется наличием высокой творческой активности, самостоятельностью, коммуникативностью, высокой степенью интереса к познанию; умением проводить самоанализ и самоконтроль; высоким уровнем мотивации в процессе обучения).

Выделенные компоненты процесса формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования позволили построить его структурную модель, отразить содержание каждого из её компонентов и определить их функциональные связи (см. ниже рис. 1).

Таким образом, для реализации разработанной модели формирования предметных компетенций учащихся необходим комплекс педагогических условий, развитие положительной мотивационной сферы личности учащегося, обеспечение регулярного контроля и оценки результатов обучения, как учителем, так и учащимися.

Рис. 1. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

Предложенная авторская модель формирования предметных компетенций, может быть использована не только в рамках уроков литературы, но и других предметов филологического цикла, т. к. они обладают общими формами организации учебного процесса и в рамках данных уроков можно применять одинаковые приёмы и методы формирования предметных компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов