Библиографическое описание:

Новоселова О. А., Волкова Н. А. Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Мастер-класс — одна из эффективных форм работы с семьёй в пространстве ДОУ.

Ключевые слова: мастер-класс, родители, педагоги, дети, сотрудничество, партнерство

В условиях реализации ФГОС ДО в образовании произошло смещение акцентов с усвоения фактов (результат — знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат — умения). Поэтому, основной педагогической задачей при применении системно-деятельностного подхода является организация условий, инициирующих детское действие. В связи с этим считаем целесообразным применение метода совместных мастер-классов, стержнем которого является творческая, познавательная, продуктивная. деятельность детей. Совместные мастер-классы успешно зарекомендовали себя в Детских садах. Нам представляется, что это реальный путь повышения качества социальной адаптации воспитанников.

Современное общество ставит перед дошкольной педагогикой задачи, которые подчас выходят за привычные рамки воспитания и обучения дошкольников. Найти способы гуманистического воспитания в условиях изменяющего мира является одной из важнейших задач педагогической науки, на пути формирования гражданина, обладающего высокими коммуникативными качествами. Одним из таких педагогических способов является погружение маленького человека в общечеловеческую культуру, посредством совместной деятельности педагог-ребенок-родитель.

Организация совместной досуговой деятельности для детей дошкольного возраста имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка и ее эффективность зависит от отбора содержания материала, использования специальных приемов и форм работы.

Взаимодействие с родителями — не самоцель и не формальная обязанность, а осознанная обеими сторонами необходимость. Выявляя образовательные запросы родителей, работники Детского сада закладывают основу деятельности Детского сада. Это позволяет находить среди родителей союзников и даже партнеров.

Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагогов. Использование только традиционных методов и форм сотрудничества Детского сада и семьи в современных условиях недостаточно эффективно, а порой и не находит отклика у родителей, поэтому необходим поиск иных решений задач сотрудничества.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное с приобретением нового качества жизни или неуспешное с последствиями для здоровья.

К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся четкими границами и формальностью общения, которые затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка.

Н. К. Крупская писала о том, что надо заботиться о помощи родителям в деле самообразования, их практике в детских садах. И подчеркивала, что детский сад «служит организующим центром», «влияет...на домашнее воспитание». Таким образом, у родителей должна быть выражена активная позиция включения в жизнь детского сада.

Один из опытов работы сотрудничества с родителями хорошо зарекомендовавший себя — это проведение совместных мастер классов «дети-родители-педагоги». Такие совместные мероприятия позволяют повысить уровень педагогической культуры родителей. Поскольку преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели, и они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, то нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.Важно объединить, сплотить всех участников образовательно-воспитательного процесса, установить единство в воспитании ребенка, создать систему сотрудничества и партнерства, научиться взаимно, доверять друг другу, воспитать терпимость и доброжелательность.

Данная форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве детского сада, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем.

Для получения максимального результата от мероприятия, необходимо выяснить, что интересно родителям в плане воспитания и обучения детей с помощью анкетирования, опроса или индивидуальной беседы с ними. Проанализировать запросы родителей и возможности педагогов в организации мастер-классов.

Для привлечения внимания родителей к мероприятиям, необходимо использовать яркие, красочные рекламные проспекты, пригласительные билеты, сделанные руками детей, желательно разместить информацию на сайте детского сада.

Чтобы у детей сформировался интерес к теме, прежде чем проводить мастер-класс, полезно организовать с ними непосредственно — образовательную, продуктивную, игровую деятельность, провести ознакомительные беседы в рамках темы мероприятия.

Родителям важно понимать значение, задачи и цель мероприятия.

Поэтому для них целесообразно подготовить ознакомительную презентацию или предложить мини викторину с дополнительной энциклопедической информацией.

Для создания дружеской атмосферы на таких мероприятиях, лучше придерживаться неформального доброжелательного общение между всеми участниками мастер-класса: родителями, педагогами и детьми.

Часто поведение ребенка дома отличается от поведения его в коллективе группы детского сада. Благодаря проведению такой формы работы у родителей появляется возможность посмотреть на ребенка с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. В процессе таких мероприятий в совместной деятельности между ребенком и родителем возникает партнерское взаимодействие, что способствует укреплению детско — родительских отношений.

В результате проведения мастер-классов повышается уровень педагогических знаний, умений и навыков родителей. Постоянный контакт с семьёй позволяет пробудить чувство расположения и доверие. Родители осознают важность сотрудничества с педагогами сада. Возникает атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Данная форма работы с родителями является действенным средством обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, поддерживает интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.

Литература:

  1. Запорожец, И. Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду/ Сост. И. Ю. Запорожец.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-72с.
  2. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.
  3. Тавберидзе, Е. А., Калугина, В. А. Организация и содержание работы с родителями/ Из опыта родительского клуба «Светлячок». -М.: Школьная пресса, 2008.-с.- («Дошкольное воспитание и обучение-приложение к журналу «Воспитание школьников» Вып.174).
  4. Гумен, О. И. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников/ О. И. Гумен// Воспитатель ДОУ. 2008. № 10.
  5. ttps://infourok.ru/organizaciya-masterklassov-s-roditelyami-kak-sovremennaya-forma-raboti-s-semey-po-vovlecheniyu-ee-v-pedagogicheskiy-process-1059231.html
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-master-klasov-kak-aktivnoi-formy-vzaimodeistvija-s-roditeljami.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов