Автор: Едиханова Галиябану Галимжановна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Едиханова Г. Г. Профессиональное самоопределение как условие успешной реабилитации обучающихся с ОВЗ // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.

Профориентация — это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения воспитанников. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентации является всестороннее развитие личности и активизация самих обучающихся в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них положительную мотивацию, активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки обучающимися своих психофизиологических особенностей.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует само регуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом индивидуальных особенностей.

Целью профориентационной работы лицами с ОВЗ является оказание помощи и подбор видов и направлений профессиональной деятельности, максимально соответствующих физическому и психическому развитию, функциональному состоянию отдельных органов и систем, состоянию здоровья в целом и одновременно отвечающим интересам, способностям человека, потребностям рынка труда.

Из выше сказанного вытекают нижеследующие задачипрофориентационной работы с обучающимися с ОВЗ:

− развитие обще трудовых качеств и навыков;

− расширение границ самопознания, предоставление информации о мире профессий, о путях профессиональной подготовки;

− формирование способности соотносить индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации;

− формирование установок на труд и позитивного отношения к труду, мотивационной готовности к труду, к выполнению профессиональных функций, определенных видов деятельности.

Профориентационная работа проводится поэтапно и по классам:

1 этап (1–4 кл.) — формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в обществе; развитие интереса к трудовой деятельности.

− 2 этап (5–7 кл.) — работа, направленная на осознание обучающимися личных интересов, понимание общественных ценностей; создание представлений о профессиях.

− 3 этап (8–9 кл.) — развитие положительной мотивации к профессиональному самоопределению, умения адекватно оценивать свои возможности в соответствии с требованиями избираемого вида деятельности.

− 4 этап (10–12 кл.) — оценка готовности к избранной деятельности.

На первом этапе формирования профессионального самоопределения у детей с ОВЗ особых расхождений с нормой не наблюдается. Сложности начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения — профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед обучающимися встаёт проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями. Профессиональная направленность и самосознание обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности. Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.

Большое значение в формировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную, имеют:

− развитость мотивов, так как это главный источник активности человека, и они лежат в основе направленности личности;

нравственные установки;

− ценностные ориентации;

− самосознание;

− становление и развитие интересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видах деятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.

Для характеристики готовности обучающихся к трудовой деятельности приняты следующие критерии:

Критерий информированности — предполагает знание обучающимися содержания, условий работы, результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях, качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития, особенностях ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, а так же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам и особенностям человека.

Критерий мотивационно-потребностный — предполагает освоение обучающимися труда как образа жизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии, наличие у обучающихся интересов и сочетание труда с его материальным вознаграждением.

Критерий деятельностно-практический — предполагает овладение обучающимися умениями и навыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у обучающихся коммуникативных и организационных способностей, индивидуального плана дальнейшей жизни, труда и профессионального обучения.

Вышеперечисленные критерии служат ориентиром и воспитателям и воспитанникам. Зная эти критерии, воспитатели в своей воспитательной деятельности формируют у обучающихся те качества личности, которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Обучающимся же любого возраста, знание этих критериев дает возможность иметь представление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях и возможностях, ограничениях и их причинах.

Существенным компонентом интереса к выбору профессии выступает мотив. Обучающиеся могут мотивировать свой интерес к той или иной профессии. А для выявления мотивов выбора профессии целесообразно проводить тестирование.

В систему профориентационной деятельности входит также и работа с родителями по подготовке обучающихся к правильному выбору профессии. Семья в профессиональном становлении ребенка играет важную роль на протяжении всего периода взросления.

Серьёзная проблема, с которой сталкиваются выпускники школы-интерната — это выбор будущей профессии. Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Одной из функций школьного образования должна стать подготовка обучающихся к жизни в условиях реального мира. Выпускники должны понимать, какие задачи встанут перед ними, что они способны сделать в ответ на ожидания общества. В решении важнейших задач социальной реабилитации и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в специальной коррекционной школе.

В процессе обучения производительному труду обучающийся специальной коррекционной школы приобретает знания, умения, навыки, использует их на практике. Обучение труду способствует созданию наиболее благоприятных условий для коррекции имеющихся недостатков мыслительной деятельности, высших психических функций, физическому и эстетическому развитию. Таким образом, обучение труду в специальной коррекционной школе не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире, и влияние на дальнейшую судьбу обучающегося неизмеримо больше.

Трудовая и профессиональная подготовка в процессе обучения и воспитания в условиях нашего реабилитационно-образовательного центра рассматривается как одно из основных средств реабилитации и адаптации к жизни и в обществе.

Трудовая подготовка осуществляется в три этапа.

Первый этап — дополнительное образование, проводится в режиме занятий в кружках и секциях. Во время первого этапа дается представление о трудовой деятельности, на этом уровне осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, развивается интерес к различным видам трудовой деятельности, проводится обучение элементарным навыкам работы; выявляется область интересов склонностей и творческих способностей обучающихся.

Второй этап — допрофессиональная трудовая подготовка. На этом этапе осуществляется совершенствование ранее полученных навыков и профессиональной направленности трудовой деятельности. Прохождение этого этапа организовано на уроках трудового обучения. Учителя трудового обучения используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности

Третий этап — профессиональное обучение. Для организации этого этапа в центре функционирует отделение профессиональной подготовки, где обучение организовано для обучающихся имеющих:

− основное общее образование:

− среднее (полное) общее образование;

− для выпускников специальных (коррекционных) образовательных школ.

Выбор профессии обуславливается индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся

Основными документами, на основании которых осуществляется профессиональная подготовка, являются стандарты профессионального образования, перечень рекомендуемых профессий. Программы составлены и адаптированы на основании учебной программы для подготовки в общеобразовательных учреждениях России квалифицированных рабочих по профессиям: оператор ЭВМ, швея, переплётчик, вышивальщица.

Трудовое обучение также является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работе. С помощью разнообразных средств коррекционно-воспитательной работы компенсируются многие недостатки, и формируется готовность к доступным видам труда.

Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность, испытывающая удовлетворение и получающая возможности для самореализации.

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа-интернат, центр должны способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.

Литература:

  1. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2009.
  2. Гордиевская Е. Профессиональная проба в процессе профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство их профессионального самоопределения.
  3. Григорьева М. Р. Подросток в мире профессий Дата издания: 2009.
  4. Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы. // Трудовое обучение во вспомогательной школе. — М., 1988.
  5. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.
  6. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  7. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 2: учебник для студ. высш. пед. учеб.; под ред. В. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009
  8. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е. М. Старобиной. — М., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов