Библиографическое описание:

Чекерда Е. А., Сосновских С. В., Бутримова М. А., Борисова М. А. Применение высоких технологий в образовании с целью обеспечения устойчивого развития образовательной организации и эффективного внедрения профессионального стандарта педагога // Образование и воспитание. — 2016. — №5.



Применение высоких технологий в образовании в наше время — процедура не просто рекомендуемая, а обязательная. Классы, в которых дети обучаются по новым федеральным образовательным стандартам, должны быть оснащены, например, интерактивными досками. Станет ли современное оборудование гарантией устойчивого развития образовательной организации? Ответ лежит на поверхности. Речь идет не об оборудовании, а о профессиональных компетенциях педагогов, об умении грамотно эффективно внедрять инновации в образовательный процесс, об умении организовывать сотрудничество с детьми и коллегами.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что педагогам необходимо пересмотреть свое скептическое отношение к высокотехнологичным средствам обучения. Помочь им это сделать может разработанная система внедрения инноваций, позволяющая превратить минусы в плюсы, уменьшить трудности, увеличить эффективность каждой технологии. В данной статье мы представляем наши идеи, которые помогут достичь образовательному учреждению устойчивого развития за счет организации высокотехнологичного образовательного процесса.

Одним из ключевых проблемных для учителей моментов, который был выявлен в ходе анкетирования, является необходимость затрачивать огромное количество времени на разработку каждого урока с использованием высоких технологий. Сообществу учителей на районном, региональном и всероссийском уровнях нами был представлен проект «Создадим урок вместе», который получил высокую экспертную и общественную оценку. Суть проекта заключается в том, что в ходе работы детско-взрослых сообществ создаются разнообразные цифровые образовательные ресурсы: интерактивные презентации и плакаты (глогстеры), наполняются материалами оболочки для систем интерактивного тестирования. Привлечение учащихся к такой работе дает тройной эффект — повторение и закрепление учащимися изученного материала в ходе выполнения ими интересных творческих заданий; наполнение базы данных педагогов гимназии ресурсами; установление партнерских взаимоотношений педагогов и обучающихся. Проект подробно описан в статье «Создадим образовательные продукты вместе» [1]. В настоящее время он продолжает развиваться: учащиеся осваивают новые виды презентаций, интернет-сервисы, расширяют коллекции образовательных ресурсов.

Все, безусловно, осознают, что устойчивое развитие возможно только при постоянном обновлении технопарка и постоянном освоении всех последних новинок, появляющихся на образовательном рынке. Проблема же заключается в невозможности обучить всех учителей на курсах повышения квалификации в короткие сроки. Мы видим решение в неформальном, т. е. внурикорпоративном, повышении квалификации. В нашей гимназии оно дало положительный результат. Как и любые другие формы организации повышения квалификации, оно имеет свои сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относятся: экономия материальных ресурсов; гибкий график занятий; учет индивидуальных потребностей педагогов; использование установленного в ОУ оборудования, программного обеспечения и т. д.; неограниченное количество индивидуальных консультаций в процессе освоения новых знаний. Отсутствие документа, подтверждающего обучение по той или иной программе, не является решающим отрицательным моментом, если у педагогов есть внутренняя мотивация к самосовершенствованию и повышению эффективности своего труда. Актуальным примером передачи опыта по использованию оборудования может стать робот для обеспечения возможности дистанционного обучения. Длительные пропуски по болезни вынуждены делать разные дети, следовательно, робот переходит из класса в класс. Вместе с роботом, конечно, учителя передают друг другу и накопленный опыт работы. Высокая квалификация наших сотрудников позволяет оказывать не только консультационную помощь коллегам, но и реализовывать курсовую подготовку.

Следующим минусом, который надо стремиться превратить в плюс, — это наличие на уроке у каждого ребенка своего собственного электронного устройства. Учителя запрещают доставать телефоны или планшеты, не решаются принять тот факт, что современное поколение детей живет в ином формате, и этот формат — цифровой. Мы начали внедрять технологию BYOD — Bringyourowndevice, что в переводе на русский язык означает «Принеси свое собственное устройство». Для эффективного внедрения данной технологии учителю необходимо быть в курсе технических возможностей учащихся — наличия безлимитного интернета, установленных приложений, встроенных инструментов. После выявления возможностей следует дать рекомендации по установлению бесплатных приложений, которые могут быть полезны не только для работы на уроке, но и для самостоятельного самосовершенствования. Использование мобильного интернета возможно при организации работы в группе как в урочной, так и внеурочной деятельности. Формирование познавательных умений — одно из важнейших в современном образовании. Поиску информации необходимо учить, а не ограничиваться формулировкой задания. Зачастую дети дальше википедии даже не пытаются продвинуться, забывая о ненадежности информации этого ресурса. Последний сайт, к которому им приходит в голову обратиться, — это официальный сайт объекта исследования.

Особо хочется отметить, что необходимо совершенствовать и профессиональные компетенции учителей, так как далеко не все достаточно знают о возможностях поисковых систем. Путь неформального повышения квалификации, о котором мы уже говорили, тоже уместен в данном вопросе. Учителя информатики могут обучить коллег подобным нюансам.

Доступ к ответам на задания любого учебника в интернете тоже не секрет для каждого из нас. Бесполезно запрещать ими пользоваться, лучше научить делать это правильно, поощряя внесенные исправления, сформулированные и заданные вовремя вопросы.

Очень полезный инструмент — GPS-навигатор, который может применяться для игры «Геокешинг». По заданным координатам дети с сопровождающим учителем перемещаются по некоторой территории, выполняя задания (предметные или метапредметные). Например, оказавшись у Академии Художеств, дети должны назвать фамилии известных русских художников, которые в ней обучались, или назвать архитектора Академии Художеств и стиль, в котором построено здание. При условии правильного выполнения задания они получают координаты следующего объекта с начислением баллов. Помимо навигатора можно разрешить использование мобильного интернета с условием уменьшения количества заработанных баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. С целью обеспечения безопасности вводить для команд критерий скорости прохождения игры нельзя.

Не стоит забывать и о встроенных в каждое устройство инструментах. Для любого предмета актуальны функции секундомера, таймера и диктофона. Таймер и секундомер помогут в формировании регулятивных умений, в выполнении лабораторной работы, а диктофонную запись можно отправить учителю для проверки, например, техники чтения на иностранном языке.

Хочется упомянуть еще один проблемный аспект. Наша образовательная программа, как и программы многих других гимназий, разработана с учетом профилей гуманитарных направлений. Большинство детей, обучающихся в нашей образовательной организации, не склонны к физике или химии, следовательно, для их типа мышления необходимо больше наглядности, больше практикоориентированных заданий. Применение интерактивного оборудования, 3D комплекса позволит достичь более высоких результатов в технических дисциплинах детям гуманитарного склада. Кроме того, те учащиеся, которые испытывают потребность в углублении и расширении знаний и умений, получаемых на соответствующих уроках, в исследовательской естественнонаучной деятельности смогут заниматься в оснащенных лабораториях в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования. Для достижения поставленных задач мы создали физическую и химическую лаборатории — учебные помещения, оснащенные специальной мебелью и комплектом необходимого для проведения демонстрационного, фронтального и лабораторного эксперимента оборудования.

Развивать разностороннюю личность, формировать основы научного мировоззрения необходимо с раннего возраста. В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому лабораторное оборудование должно начинать использоваться уже с начальной школы. Учителя в нашей гимназии используют на уроках окружающего мира цифровую лабораторию «Лабдиск Гломир». Большую роль в данной технологии играет эксперимент. Применение цифровой лаборатории значительно повышает самостоятельность школьников и при проведении эксперимента, и при обработке результатов. В мобильной лаборатории с мультисенсорным регистратором данных даже младшие школьники могут быстро провести эксперимент и получить реальный результат по разным разделам программы. Детям открывается доступ к семи научно-тематическим паркам: парк «Окружающая среда» (знакомство с воздействием различных физических факторов на экологическую ситуацию); парк «Электричество» (знакомство с понятием электричества и его ролью в повседневной жизни; парк «Погода» (знакомство с фактами о погоде, с методами измерения ее параметров — температуры, влажности, давления); парк «Движение» (ученики знакомятся с понятием расстояния, скорости, силы тяжести, особое внимание уделяется устройству Солнечной системы); парк «Человек» (внимание уделяется вопросам анатомии и физиологии человека, здоровому образу жизни, пользе занятий спортом); парк «Растения» (посвящен жизни растений от внутренних обменных процессов до влияния деревьев в лесу на земную жизнь в целом); парк «Химия» (знакомство с составом, строением и свойствами веществ и их превращениями в ходе химических реакций).

Последняя проблема, которую хотим затронуть, — это проблема управленческого характера, а именно проблема документооборота. При желании стабильно достигать высоких результатов в различных направлениях образовательной деятельности она должна быть сведена к минимуму. Одним из решений может стать создание документов с функцией совместного редактирования в облачном пространстве. Обучив работе с облачным документом всех сотрудников, у администрации исчезает необходимость сведения в единое целое многочисленных справок, заявок и т. п. Таблица учебно-методических комплексов, график контролей, паспорта кабинетов — это лишь немногие примеры важных документов, которые обеспечивают открытость и эффективность образовательной среды. К тому же такой вид документооборота является и формой обмена опытом, и формой взаимодействия друг с другом. К тому же, очень важным с точки зрения устойчивого развития становится аспект замены бумажных носителей виртуальной средой, что помогает в значительной степени снизить масштабы использования природных ресурсов.

Подводя итоги вышесказанному, представляется необходимым отметить, что все технологии имеют свои достоинства и недостатки, которые каждая образовательная организация имеет возможность направить в нужное русло при условии высокого кадрового потенциала.

Литература:

  1. Техносфера: формируем пространство жизни и обучения в гимназии 21 века: сборник статей. — Санкт-Петербург: НИУ ВШЭ, 2014
  2. Ю. М. Горохова Образование для устойчивого развития. — Доступно из URL: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-bobshchenie/library/2013/10/12/obrazovanie-dlya-ustoychivogo-razvitiya
  3. Корпоративная политика BYOD — плюсы и минусы [Электронный ресурс]. — Доступно из URL:http://www.gotoadm.ru/byod-pljusy-i-minusy/
  4. Что такое BYOD и насколько она эффективна в организациях? [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: http://ecm-journal.ru/post/Chto-takoe-BYOD-i-naskolko-ona-ehffektivna-v-organizacijakh.aspx
  5. Ковалёва Е. И. Нужна ли модель BYOD в школе? [Электронный ресурс]. — Доступно из URL: https://edugalaxy.intel.kz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов