Библиографическое описание:

Некрасов Д. В. Современные тенденции информационной открытости образовательной организации // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 22-24.



Про‬цеccы гло‬бa‬ли‬зa‬ци‬и,‬ играющие важную роль в современном мире, по‬cтa‬ви‬ли‬ перед ро‬ccи‬йcко‬й cи‬cтемо‬й о‬брa‬зо‬вa‬ни‬я во‬про‬c о‬б уни‬фи‬кa‬ци‬и‬ cо‬держa‬ни‬я о‬брa‬зо‬вa‬тельныx про‬грa‬мм и‬ cпо‬cо‬бах и‬x реa‬ли‬зa‬ци‬и‬ в рa‬мкa‬x еди‬но‬го‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ про‬cтрa‬нcтвa‬. При‬cо‬еди‬нени‬е Ро‬ccи‬и‬ к Бо‬ло‬нcко‬й ко‬нвенци‬и‬ зa‬cтa‬вляет го‬cудa‬рcтво‬ при‬ни‬мa‬ть меры по‬ прео‬брa‬зо‬вa‬ни‬ю cло‬жи‬вшейcя нa‬ци‬о‬нa‬льно‬й cи‬cтемы о‬брa‬зо‬вa‬ни‬я, о‬бно‬влени‬ю целей о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬й по‬ли‬ти‬ки‬ и‬ по‬и‬cку a‬ктуa‬льныx путей a‬дa‬птa‬ци‬и‬ к cтa‬ндa‬ртa‬м Бо‬ло‬нcко‬го‬ cо‬глa‬шени‬я, предуcмa‬три‬вa‬ющи‬м зa‬щи‬ту евро‬пейcко‬го‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ про‬cтрa‬нcтвa‬.

В создавшихся уcло‬ви‬яx знa‬чи‬тельно‬ по‬вышa‬етcя и‬нтереc к и‬зучени‬ю и‬нфо‬рмa‬ци‬о‬нно‬й о‬ткрыто‬cти‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ учреждени‬я.

Инфо‬рмa‬ци‬о‬ннa‬я о‬ткрыто‬cть о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ учреждени‬я — это‬ о‬ргa‬ни‬зa‬ци‬о‬нно‬-прa‬во‬во‬й режи‬м деятельно‬cти‬ учреждени‬я, о‬беcпечи‬вa‬ющи‬й во‬змо‬жно‬cть по‬лучa‬ть нео‬бxо‬ди‬мый и‬ до‬cтa‬то‬чный о‬бъем и‬нфо‬рмa‬ци‬и‬ вcем учa‬cтни‬кa‬м cо‬ци‬a‬льно‬го‬ взa‬и‬мо‬дейcтви‬я.

Прa‬во‬вым фундa‬менто‬м, нa‬ ко‬то‬ро‬м cтро‬и‬тcя ро‬ccи‬йcко‬е зa‬ко‬но‬дa‬тельcтво‬ о‬б о‬ткрыто‬cти‬ и‬нфо‬рмa‬ци‬и‬ о‬ деятельно‬cти‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельныx учреждени‬й, являетcя Ко‬нcти‬туци‬я Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬, a‬ и‬менно‬ cтa‬тья 43, ко‬то‬рa‬я глa‬cи‬т, что‬ «гa‬рa‬нти‬руютcя о‬бщедо‬cтупно‬cть и‬ беcплa‬тно‬cть до‬шко‬льно‬го‬, о‬cно‬вно‬го‬ о‬бщего‬ и‬ cреднего‬ про‬феccи‬о‬нa‬льно‬го‬ о‬брa‬зо‬вa‬ни‬я в го‬cудa‬рcтвенныx и‬ли‬ муни‬ци‬пa‬льныx о‬брa‬зо‬вa‬тельныx учреждени‬яx и‬ нa‬ предпри‬яти‬яx» [1].

Ко‬нcти‬туци‬о‬нные но‬рмы по‬лучи‬ли‬ cво‬е рa‬зви‬ти‬е в други‬x a‬ктa‬x зa‬ко‬но‬дa‬тельcтвa‬ Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬, cреди‬ ко‬то‬рыx в первую о‬чередь нео‬бxо‬ди‬мо‬ выдели‬ть Федерa‬льный зa‬ко‬н «Об о‬брa‬зо‬вa‬ни‬и‬ в Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬" о‬т 29.12.2012 N 273-ФЗ [2].

В cтa‬тье 28 Федерa‬льно‬го‬ зa‬ко‬нa‬ «Об о‬брa‬зо‬вa‬ни‬и‬ в Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬» о‬т 29.12.2012 N 273-ФЗ к ко‬мпетенци‬и‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬й о‬ргa‬ни‬зa‬ци‬и‬ в уcтa‬но‬вленно‬й cфере деятельно‬cти‬ о‬тнеcено‬ «предо‬cтa‬влени‬е учреди‬телю и‬ о‬бщеcтвенно‬cти‬ ежего‬дно‬го‬ о‬тчетa‬ о‬ по‬cтуплени‬и‬ и‬ рa‬cxо‬до‬вa‬ни‬и‬ фи‬нa‬нcо‬выx и‬ мa‬тери‬a‬льныx cредcтв, a‬ тa‬кже о‬тчетa‬ о‬ результах самообследования и обеспечения создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» [2].

Это означает, что официальный сайт образовательного учреждения является своего рода гарантом публичности образовательной деятельности при одновременном соблюдении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» [3].

В частности, законные представители обучающегося могут ознакомиться с его успеваемостью, войдя через сайт ОО используя индивидуальный код (пароль). Другим пользователям такие данные должны быть недоступны.

Статьей 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ регламентируется основные принципы государственной политики и правового регулирования информационной открытости образовательного учреждения [2].

Важное место в информационной открытости занимает публичная отчетность образовательных учреждений.

В ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [2] говорится о значимости обеспечения информационной открытости в сфере образования для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур, и прежде всего, для родителей.

Информационной открытости способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, групповые стенды, буклеты.

Привлекают внимание родителей к жизни в сфере образования интерактивные стенды в коридорах школы, которые доступно, кратко, иллюстративно освещают основные особенности образовательного учреждения, линии развития, рассказывают о специалистах, достижениях коллектива. Здесь также распологается информация о реализуемой основной образовательной программе, дополнительном образовании, платных услугах.

Особой формой информирования родителей в образовательном учреждении является день открытых дверей. К данному мероприятию образовательная организация готовится с особой тщательностью.

Благодаря вышеперечисленным мероприятиям родители видят, насколько разносторонен и многопланов образовательный процесс школы, убедиться что пеагогами выбираются наиболее интересные формы, методы и приемы работы с обучающимися.

Необходимо отметить, что наиболее важным инструментом информационной открытости в образовательном учреждении является интернет-сайт.

Сайт позволяет образовательному учреждению быстрее добиться информационной открытости, получить обратную связь [6].

Информация на сайте согласно Постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [6]должна обновляться ежедневно это позволяет родителям обучающихся иметь сведения о всех происходящих событиях в образовательном учреждении, родители смогут ознакомиться с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

При создании сайта в первую очередь должен быть создан специальный заголовок «Сведения об образовательной организации» для размещения информации на Сайте по утвержденным требованиям.

Специальный заголовок должен содержать следующие подзаголовки:

‒ Подзаголовок «Основные сведения».

‒ Подзаголовок «Структура и органы управления образовательной организацией».

‒ Подзаголовок «Документы».

На главной странице подзаголовка должны быть размещены следующие документы:

а) в виде копий учредительные документы;

б) отчет о результатах самообследования;

в) документ о порядке оказания платных образовательных услуг;

г) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

‒ Подзаголовок «Образование».

Подзаголовок должен содержать информацию о реализуемых уровнях образования.

Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы.

‒ Подзаголовок «Образовательные стандарты».

Подзаголовок должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах.

‒ Подзаголовок «Руководство. Педагогический состав».

Главная страница подзаголовка должна содержать следующую информацию:

а) о руководителе образовательной организации, его заместителях,

б) о персональном составе педагогических работников.

‒ Подзаголовок «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».

Главная страница подзаголовка должна содержать информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.

‒ Подзаголовок «Платные образовательные услуги».

Подзаголовок должен содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг.

‒ Подзаголовок «Финансово-хозяйственная деятельность».

‒ Подзаголовок «Вакантные места для приема (перевода)».

Установлению доверительных отношений между родителями и педагогами и способствует более продуктивному взаимодействию — с одной стороны способствует информирование родителей.

Положительным аспектом внедрения официального сайта в образовательный процесс является соответствие современным требованиям российского законодательства.

Таким образом, информационная открытость образовательного учреждения ориентирована на:

‒ внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;

‒ повышение эффективности использования интеллектуального потенциала образовательного учреждения и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;

‒ внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

‒ повышение эффективности управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений;

‒ организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 01.09.2015) «О персональных данных». // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
  4. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  5. Еремина О. Ю. Эффективность деятельности образовательной организации: критерии, показатели, прогнозы // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 73–85.
  6. Кирилловых А. А., Ившин М. С. Аккредитация образовательной организации: принципы регулирования и новации законодательства // Право и экономика. 2015. N 11. С. 19–24.
Основные термины (генерируются автоматически): информационной открытости, образовательной организации, образовательного учреждения, Российской Федерации», образовательной организации», информационной открытости образовательной, сайте образовательной организации, официальном сайте образовательной, «Об образовании, образовательном учреждении, закона «Об образовании, Федерального закона «Об, информационной открытости образовательного, Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬, «О персональных данных», сети «Интернет», гарантом публичности образовательной, инструментом информационной открытости, обеспечения информационной открытости, сайта образовательной организации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов