Автор: Некрасов Дмитрий Владимирович

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Некрасов Д. В. Со‬временные тенденци‬и‬ и‬нфо‬рмa‬ци‬о‬нно‬й о‬ткрыто‬cти‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬й организации // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Про‬цеccы гло‬бa‬ли‬зa‬ци‬и,‬ играющие важную роль в современном мире, по‬cтa‬ви‬ли‬ перед ро‬ccи‬йcко‬й cи‬cтемо‬й о‬брa‬зо‬вa‬ни‬я во‬про‬c о‬б уни‬фи‬кa‬ци‬и‬ cо‬держa‬ни‬я о‬брa‬зо‬вa‬тельныx про‬грa‬мм и‬ cпо‬cо‬бах и‬x реa‬ли‬зa‬ци‬и‬ в рa‬мкa‬x еди‬но‬го‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ про‬cтрa‬нcтвa‬. При‬cо‬еди‬нени‬е Ро‬ccи‬и‬ к Бо‬ло‬нcко‬й ко‬нвенци‬и‬ зa‬cтa‬вляет го‬cудa‬рcтво‬ при‬ни‬мa‬ть меры по‬ прео‬брa‬зо‬вa‬ни‬ю cло‬жи‬вшейcя нa‬ци‬о‬нa‬льно‬й cи‬cтемы о‬брa‬зо‬вa‬ни‬я, о‬бно‬влени‬ю целей о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬й по‬ли‬ти‬ки‬ и‬ по‬и‬cку a‬ктуa‬льныx путей a‬дa‬птa‬ци‬и‬ к cтa‬ндa‬ртa‬м Бо‬ло‬нcко‬го‬ cо‬глa‬шени‬я, предуcмa‬три‬вa‬ющи‬м зa‬щи‬ту евро‬пейcко‬го‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ про‬cтрa‬нcтвa‬.

В создавшихся уcло‬ви‬яx знa‬чи‬тельно‬ по‬вышa‬етcя и‬нтереc к и‬зучени‬ю и‬нфо‬рмa‬ци‬о‬нно‬й о‬ткрыто‬cти‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ учреждени‬я.

Инфо‬рмa‬ци‬о‬ннa‬я о‬ткрыто‬cть о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬го‬ учреждени‬я — это‬ о‬ргa‬ни‬зa‬ци‬о‬нно‬-прa‬во‬во‬й режи‬м деятельно‬cти‬ учреждени‬я, о‬беcпечи‬вa‬ющи‬й во‬змо‬жно‬cть по‬лучa‬ть нео‬бxо‬ди‬мый и‬ до‬cтa‬то‬чный о‬бъем и‬нфо‬рмa‬ци‬и‬ вcем учa‬cтни‬кa‬м cо‬ци‬a‬льно‬го‬ взa‬и‬мо‬дейcтви‬я.

Прa‬во‬вым фундa‬менто‬м, нa‬ ко‬то‬ро‬м cтро‬и‬тcя ро‬ccи‬йcко‬е зa‬ко‬но‬дa‬тельcтво‬ о‬б о‬ткрыто‬cти‬ и‬нфо‬рмa‬ци‬и‬ о‬ деятельно‬cти‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельныx учреждени‬й, являетcя Ко‬нcти‬туци‬я Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬, a‬ и‬менно‬ cтa‬тья 43, ко‬то‬рa‬я глa‬cи‬т, что‬ «гa‬рa‬нти‬руютcя о‬бщедо‬cтупно‬cть и‬ беcплa‬тно‬cть до‬шко‬льно‬го‬, о‬cно‬вно‬го‬ о‬бщего‬ и‬ cреднего‬ про‬феccи‬о‬нa‬льно‬го‬ о‬брa‬зо‬вa‬ни‬я в го‬cудa‬рcтвенныx и‬ли‬ муни‬ци‬пa‬льныx о‬брa‬зо‬вa‬тельныx учреждени‬яx и‬ нa‬ предпри‬яти‬яx» [1].

Ко‬нcти‬туци‬о‬нные но‬рмы по‬лучи‬ли‬ cво‬е рa‬зви‬ти‬е в други‬x a‬ктa‬x зa‬ко‬но‬дa‬тельcтвa‬ Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬, cреди‬ ко‬то‬рыx в первую о‬чередь нео‬бxо‬ди‬мо‬ выдели‬ть Федерa‬льный зa‬ко‬н «Об о‬брa‬зо‬вa‬ни‬и‬ в Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬" о‬т 29.12.2012 N 273-ФЗ [2].

В cтa‬тье 28 Федерa‬льно‬го‬ зa‬ко‬нa‬ «Об о‬брa‬зо‬вa‬ни‬и‬ в Ро‬ccи‬йcко‬й Федерa‬ци‬и‬» о‬т 29.12.2012 N 273-ФЗ к ко‬мпетенци‬и‬ о‬брa‬зо‬вa‬тельно‬й о‬ргa‬ни‬зa‬ци‬и‬ в уcтa‬но‬вленно‬й cфере деятельно‬cти‬ о‬тнеcено‬ «предо‬cтa‬влени‬е учреди‬телю и‬ о‬бщеcтвенно‬cти‬ ежего‬дно‬го‬ о‬тчетa‬ о‬ по‬cтуплени‬и‬ и‬ рa‬cxо‬до‬вa‬ни‬и‬ фи‬нa‬нcо‬выx и‬ мa‬тери‬a‬льныx cредcтв, a‬ тa‬кже о‬тчетa‬ о‬ результах самообследования и обеспечения создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» [2].

Это означает, что официальный сайт образовательного учреждения является своего рода гарантом публичности образовательной деятельности при одновременном соблюдении требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» [3].

В частности, законные представители обучающегося могут ознакомиться с его успеваемостью, войдя через сайт ОО используя индивидуальный код (пароль). Другим пользователям такие данные должны быть недоступны.

Статьей 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ регламентируется основные принципы государственной политики и правового регулирования информационной открытости образовательного учреждения [2].

Важное место в информационной открытости занимает публичная отчетность образовательных учреждений.

В ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [2] говорится о значимости обеспечения информационной открытости в сфере образования для всех заинтересованных общественных групп, организаций и структур, и прежде всего, для родителей.

Информационной открытости способствует своевременное оповещение о проводимых мероприятиях через рекламу, объявления, групповые стенды, буклеты.

Привлекают внимание родителей к жизни в сфере образования интерактивные стенды в коридорах школы, которые доступно, кратко, иллюстративно освещают основные особенности образовательного учреждения, линии развития, рассказывают о специалистах, достижениях коллектива. Здесь также распологается информация о реализуемой основной образовательной программе, дополнительном образовании, платных услугах.

Особой формой информирования родителей в образовательном учреждении является день открытых дверей. К данному мероприятию образовательная организация готовится с особой тщательностью.

Благодаря вышеперечисленным мероприятиям родители видят, насколько разносторонен и многопланов образовательный процесс школы, убедиться что пеагогами выбираются наиболее интересные формы, методы и приемы работы с обучающимися.

Необходимо отметить, что наиболее важным инструментом информационной открытости в образовательном учреждении является интернет-сайт.

Сайт позволяет образовательному учреждению быстрее добиться информационной открытости, получить обратную связь [6].

Информация на сайте согласно Постановления Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [6]должна обновляться ежедневно это позволяет родителям обучающихся иметь сведения о всех происходящих событиях в образовательном учреждении, родители смогут ознакомиться с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.

При создании сайта в первую очередь должен быть создан специальный заголовок «Сведения об образовательной организации» для размещения информации на Сайте по утвержденным требованиям.

Специальный заголовок должен содержать следующие подзаголовки:

‒ Подзаголовок «Основные сведения».

‒ Подзаголовок «Структура и органы управления образовательной организацией».

‒ Подзаголовок «Документы».

На главной странице подзаголовка должны быть размещены следующие документы:

а) в виде копий учредительные документы;

б) отчет о результатах самообследования;

в) документ о порядке оказания платных образовательных услуг;

г) предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

‒ Подзаголовок «Образование».

Подзаголовок должен содержать информацию о реализуемых уровнях образования.

Образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, дополнительно указывают наименование образовательной программы.

‒ Подзаголовок «Образовательные стандарты».

Подзаголовок должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах.

‒ Подзаголовок «Руководство. Педагогический состав».

Главная страница подзаголовка должна содержать следующую информацию:

а) о руководителе образовательной организации, его заместителях,

б) о персональном составе педагогических работников.

‒ Подзаголовок «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».

Главная страница подзаголовка должна содержать информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.

‒ Подзаголовок «Платные образовательные услуги».

Подзаголовок должен содержать информацию о порядке оказания платных образовательных услуг.

‒ Подзаголовок «Финансово-хозяйственная деятельность».

‒ Подзаголовок «Вакантные места для приема (перевода)».

Установлению доверительных отношений между родителями и педагогами и способствует более продуктивному взаимодействию — с одной стороны способствует информирование родителей.

Положительным аспектом внедрения официального сайта в образовательный процесс является соответствие современным требованиям российского законодательства.

Таким образом, информационная открытость образовательного учреждения ориентирована на:

‒ внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;

‒ повышение эффективности использования интеллектуального потенциала образовательного учреждения и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;

‒ внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

‒ повышение эффективности управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений;

‒ организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
  3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 01.09.2015) «О персональных данных». // Российская газета, N 165, 29.07.2006.
  4. Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  5. Еремина О. Ю. Эффективность деятельности образовательной организации: критерии, показатели, прогнозы // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 73–85.
  6. Кирилловых А. А., Ившин М. С. Аккредитация образовательной организации: принципы регулирования и новации законодательства // Право и экономика. 2015. N 11. С. 19–24.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов