Автор: Гвоздик Юлия Васильевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Библиографическое описание:

Гвоздик Ю. В. Как научиться оригами? // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 39-40.



Почему научиться, а не научить? Только потому, что на самом деле научить ничему нельзя: когда говорят, что и зайца можно обучить игре на барабане, речь идёт о дрессировке. Обучение же процесс активный, и здесь будет уместно изречение: «Один человек может подвести лошадь к водопою, но сто человек не смогут заставить ее напиться». Правда у этой мысли есть продолжение: «Дайте ей свободу, и она напьётся сама». Поставим вопрос так: Что и как надо делать, чтобы ребёнок научился оригами?

Из двух альтернатив учиться чему-нибудь или жить этим- предпочтительнее второе. Пускай это не покажется преувеличением: многие вещи в нашей жизни становятся частью нас самих и в конечном счёте формируют и личность и судьбу. Это и детские увлечения, и выросшие из них стремления взрослого человека. Увлеченность школьного учителя из провинции повлияла на судьбу мира: космонавтика в нашем сознании неразрывно связана с именем Циолковского. Детские увлечения немецкого археолога Шлимана привели его к открытию легендарной Трои. Имен можно назвать множество, но главное всё-таки в том, что увлечения есть у каждого ребёнка, и от нас взрослых, зависит, будут ли они развиваться или зачахнуть от невнимания и безразличия. Основное детское увлечение-игра.

Игра сама по себе парадокс парадоксов. Например, что происходит с детьми в творческих семьях? Какова причина их раннего развития: наследственность или влияние среды? Не будем торопиться с ответом. Рассмотрим пример того, как ребёнок может приобщиться к творчеству. Трёхлетняя Аня пришла к отцу, у неё много важных вопросов. Но вот незадача-отец занят, он рисует иллюстрации к книге. Он раздражается и хочет уже прогнать назойливую дочку, но вдруг находит выход из положения. «Анюта, давай сделаем так: я освобожу тебе место за своим столом, и мы поработаем вместе. Я буду делать свою работу, а ты свою. А потом покажем, что у нас получилось. Предложение с восторгом принято. Стол застилается большим листом бумаги, и работа закипела. Аня вдохновенно играет в «работу», даже говорит: «Я работаю!», а не «Я рисую». Очень скоро весь лист покрывается узорами, на столе сменяется несколько бумажных «скатертей». Обсуждение рисунков, и папиных, и дочкиных завязывается само собой. Оно становится естественным делом: ведь говорят коллеги. Анюта полностью погружается в «работу», она играет в неё даже с большим наслаждением, чем в куклы. И тут начинают происходить чудные вещи: оказывается, в эту игру (или работу?) она способна играть целый день, не уставая, как и в куклы. Скоро она начинает «работать» без папы, и притом, что, первый раз придя к отцу в мастерскую, она вовсе не собиралась рисовать. Постепенно «работа» становиться главной игрой (или жизнью?) девочки.

Это описание пестрит неуверенными «или», но действительно трудно определить, что является причиной, а что следствием, в чем влияние наследственности, а в чём влияние среды. Но самое главное другое: ребёнок от природы запрограммирован так, чтобы перенять всё от взрослого. Это и абсолютная обучаемость, и абсолютная ориентировка на мнение взрослого (до 11–12-летнего возраста), и наконец, непревзойденная способность детей все превратить в игру. Пользуясь этими способностями ребенок перенимает все у родителей, и все свое детство он играет в значимого для него взрослого, продолжая затем неосознанно играть в эту же игру даже в зрелом возрасте.

Рассмотрим первый способ игры в оригами, назовём его «Обезьянка»: взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребёнок просто копирует эти движения. Не относитесь к «Обезьянке» как к примитивному способу обучения. Прежде всего это обучение для взрослого партнёра: ведь в зависимости от его поведения игра может удасться или не удасться. Достаточно увеличить темп показа или показывать небрежно, и та невидимая, тонкая, как паутинка, связь между взрослым и порвется, и дело разладится. Ведущему (взрослому) приходится следить за темпом игры, и за тем, насколько нагляден его показ, т. е., на самом деле идет не подстройка ребёнка под взрослого, а взаимная подстройка. Главный результат игры- основные педагогические качества, приобретаемые взрослыми, а также взаимопонимание между взрослым и ребенком. Побочным результатом будет то, что малыш научится складывать фигурки, а взрослый научится делать их качественно.

Можно ввести несколько уровней сложности. Низший- когда взрослый объясняет и показывает приёмы, а в трудных случаях помогает ребёнку. Более высокий уровень сложности- когда прямой помощи нет. Можно показать сложный элемент ещё раз, дать ребёнку поразмыслить над проблемой и лишь в том случае, если он после нескольких попыток не найдёт выхода из создавшейся трудной ситуации, предложить разобрать и собрать сделанную вами фигурку оригами. Еще более высокий уровень- когда мы ставим условие: разговаривать во время игры нельзя (например в подводном царстве, где вместо слов получится бульканье, или в волшебном замке, который может разрушиться от звуков голоса, и т. п.). Все объяснять можно только знаками либо обходиться без объяснений, подстраивая темп игры по ребёнка и показывая приёмы чётко и выразительно.

Второй способ игры более сложный, назовем его «Бумажный лабиринт». Распространенная житейская ситуация- человек в незнакомом городе расспрашивает как пройти в нужное место, а ему отвечают: «Сначала пойдете прямо, направо…» В оригами это будет выглядеть так: взрослый выполняет несколько ходов изготовления фигурки (за 1 ход будем считать 1 сгиб или надрез, скручивание). Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листе бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов. Игра может иметь множество уровней сложности: «Воспроизведи 2 хода,3,4…15», выбирают очень простые фигурки и фигурки посложнее. Показ сопровождают объяснением, дают ребенку разобрать и собрать сделанные при показе сгибы или только показывают (при этом просят малыша сцепить пальцы на руках, чтобы он не мог повторять движения).

Третий способ- «Внештатная ситуация». Эта игра очень похожа на внештатную ситуацию в космосе, когда инструкторам приходится управлять действиями космонавта с помощью словесных команд, а от него требуется очень точно их выполнить. Вы объясняете действие, не показывая его, для этого придется пользоваться «тайным языком», о котором расскажем ниже.

Взрослый должен постоянно переводить зрительные образы в понятия, символы. Например, вы говорите: «Согните квадратик бумаги книжкой». И ребенок сгибает лист пополам.

Ребенок в этой игре постигает азы логического мышления. Оба же, и ребенок и взрослый, «шлифуют» взаимопонимание. «Ты отогнул от угла, обозначенного кружочком, а нужно было от угла, обозначенного крестиком. Давай сделаем еще раз». Таким образом шаг за шагом и будет изготовляться оригами. Можно воспользоваться и приемом игры «тепло-холодно».

«Внештатная ситуация» — игра сложная как для взрослого, так и для ребенка, поэтому лучше играть с простыми или хорошо знакомыми малышу фигурками.

Четвертый способ игры в оригами назовем «Загадка». Ребенок должен решить задачу: как нужно сложить бумагу, чтобы получилось ЭТО? Обычно игра происходит так: взрослый просит своего партнера закрыть глаза и складывает фигурку оригами, затем ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении), разбирает ее и изготавливает копию.

И наконец, ребенку можно предложить изготавливать поделку по чертежам, помещенным в книгах по оригами.

Литература:

  1. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.
  2. «Работа с бумагой: поделки и игры». И.Кобитина. М.: «Сфера».91г.
  3. «Подарки и игрушки своими руками», М. А. Гусакова, М.:ТЦ «Сфера», 1999г.
  4. «Учимся, играя», В. Волина, М.: «Новая школа», 94г.
  5. «Помоги принцу найти Золушку», Ю. А. Афонькина, М.: «Просвещение», 94г.
  6. Сказки оригами.Игрушки из бумаги.Соколова С.-М.:Эксмо,СПб.:Валери СПД,2004 г., 240
  7. Театр оригами. Игрушки из бумаги. Соколова С., — М.: Эксмо, СПб.:
  8. Игрушки из бумаги. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, — СПб.: Литера, 200г., 192с
  9. Игры и фокусы с бумагой. Афонькин С,Ю, Афонькина Е.Ю, — М.? Ральф, АКИМ, 1999 г., 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способ игры, фигурку оригами, влияние среды, уровней сложности, высокий уровень, «Внештатная ситуация», Афонькина Е.Ю, стремления взрослого человека, увлечения немецкого археолога, Театр оригами, большим листом бумаги, квадратик бумаги книжкой», открытию легендарной Трои, Второй способ игры, высокий уровень сложности, Основное детское увлечение-игра, ходов изготовления фигурки, приемом игры «тепло-холодно», Увлеченность школьного учителя, знакомыми малышу фигурками.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов