Автор: Гвоздик Юлия Васильевна

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Гвоздик Ю. В. Как научиться оригами? // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



Почему научиться, а не научить? Только потому, что на самом деле научить ничему нельзя: когда говорят, что и зайца можно обучить игре на барабане, речь идёт о дрессировке. Обучение же процесс активный, и здесь будет уместно изречение: «Один человек может подвести лошадь к водопою, но сто человек не смогут заставить ее напиться». Правда у этой мысли есть продолжение: «Дайте ей свободу, и она напьётся сама». Поставим вопрос так: Что и как надо делать, чтобы ребёнок научился оригами?

Из двух альтернатив учиться чему-нибудь или жить этим- предпочтительнее второе. Пускай это не покажется преувеличением: многие вещи в нашей жизни становятся частью нас самих и в конечном счёте формируют и личность и судьбу. Это и детские увлечения, и выросшие из них стремления взрослого человека. Увлеченность школьного учителя из провинции повлияла на судьбу мира: космонавтика в нашем сознании неразрывно связана с именем Циолковского. Детские увлечения немецкого археолога Шлимана привели его к открытию легендарной Трои. Имен можно назвать множество, но главное всё-таки в том, что увлечения есть у каждого ребёнка, и от нас взрослых, зависит, будут ли они развиваться или зачахнуть от невнимания и безразличия. Основное детское увлечение-игра.

Игра сама по себе парадокс парадоксов. Например, что происходит с детьми в творческих семьях? Какова причина их раннего развития: наследственность или влияние среды? Не будем торопиться с ответом. Рассмотрим пример того, как ребёнок может приобщиться к творчеству. Трёхлетняя Аня пришла к отцу, у неё много важных вопросов. Но вот незадача-отец занят, он рисует иллюстрации к книге. Он раздражается и хочет уже прогнать назойливую дочку, но вдруг находит выход из положения. «Анюта, давай сделаем так: я освобожу тебе место за своим столом, и мы поработаем вместе. Я буду делать свою работу, а ты свою. А потом покажем, что у нас получилось. Предложение с восторгом принято. Стол застилается большим листом бумаги, и работа закипела. Аня вдохновенно играет в «работу», даже говорит: «Я работаю!», а не «Я рисую». Очень скоро весь лист покрывается узорами, на столе сменяется несколько бумажных «скатертей». Обсуждение рисунков, и папиных, и дочкиных завязывается само собой. Оно становится естественным делом: ведь говорят коллеги. Анюта полностью погружается в «работу», она играет в неё даже с большим наслаждением, чем в куклы. И тут начинают происходить чудные вещи: оказывается, в эту игру (или работу?) она способна играть целый день, не уставая, как и в куклы. Скоро она начинает «работать» без папы, и притом, что, первый раз придя к отцу в мастерскую, она вовсе не собиралась рисовать. Постепенно «работа» становиться главной игрой (или жизнью?) девочки.

Это описание пестрит неуверенными «или», но действительно трудно определить, что является причиной, а что следствием, в чем влияние наследственности, а в чём влияние среды. Но самое главное другое: ребёнок от природы запрограммирован так, чтобы перенять всё от взрослого. Это и абсолютная обучаемость, и абсолютная ориентировка на мнение взрослого (до 11–12-летнего возраста), и наконец, непревзойденная способность детей все превратить в игру. Пользуясь этими способностями ребенок перенимает все у родителей, и все свое детство он играет в значимого для него взрослого, продолжая затем неосознанно играть в эту же игру даже в зрелом возрасте.

Рассмотрим первый способ игры в оригами, назовём его «Обезьянка»: взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребёнок просто копирует эти движения. Не относитесь к «Обезьянке» как к примитивному способу обучения. Прежде всего это обучение для взрослого партнёра: ведь в зависимости от его поведения игра может удасться или не удасться. Достаточно увеличить темп показа или показывать небрежно, и та невидимая, тонкая, как паутинка, связь между взрослым и порвется, и дело разладится. Ведущему (взрослому) приходится следить за темпом игры, и за тем, насколько нагляден его показ, т. е., на самом деле идет не подстройка ребёнка под взрослого, а взаимная подстройка. Главный результат игры- основные педагогические качества, приобретаемые взрослыми, а также взаимопонимание между взрослым и ребенком. Побочным результатом будет то, что малыш научится складывать фигурки, а взрослый научится делать их качественно.

Можно ввести несколько уровней сложности. Низший- когда взрослый объясняет и показывает приёмы, а в трудных случаях помогает ребёнку. Более высокий уровень сложности- когда прямой помощи нет. Можно показать сложный элемент ещё раз, дать ребёнку поразмыслить над проблемой и лишь в том случае, если он после нескольких попыток не найдёт выхода из создавшейся трудной ситуации, предложить разобрать и собрать сделанную вами фигурку оригами. Еще более высокий уровень- когда мы ставим условие: разговаривать во время игры нельзя (например в подводном царстве, где вместо слов получится бульканье, или в волшебном замке, который может разрушиться от звуков голоса, и т. п.). Все объяснять можно только знаками либо обходиться без объяснений, подстраивая темп игры по ребёнка и показывая приёмы чётко и выразительно.

Второй способ игры более сложный, назовем его «Бумажный лабиринт». Распространенная житейская ситуация- человек в незнакомом городе расспрашивает как пройти в нужное место, а ему отвечают: «Сначала пойдете прямо, направо…» В оригами это будет выглядеть так: взрослый выполняет несколько ходов изготовления фигурки (за 1 ход будем считать 1 сгиб или надрез, скручивание). Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листе бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов. Игра может иметь множество уровней сложности: «Воспроизведи 2 хода,3,4…15», выбирают очень простые фигурки и фигурки посложнее. Показ сопровождают объяснением, дают ребенку разобрать и собрать сделанные при показе сгибы или только показывают (при этом просят малыша сцепить пальцы на руках, чтобы он не мог повторять движения).

Третий способ- «Внештатная ситуация». Эта игра очень похожа на внештатную ситуацию в космосе, когда инструкторам приходится управлять действиями космонавта с помощью словесных команд, а от него требуется очень точно их выполнить. Вы объясняете действие, не показывая его, для этого придется пользоваться «тайным языком», о котором расскажем ниже.

Взрослый должен постоянно переводить зрительные образы в понятия, символы. Например, вы говорите: «Согните квадратик бумаги книжкой». И ребенок сгибает лист пополам.

Ребенок в этой игре постигает азы логического мышления. Оба же, и ребенок и взрослый, «шлифуют» взаимопонимание. «Ты отогнул от угла, обозначенного кружочком, а нужно было от угла, обозначенного крестиком. Давай сделаем еще раз». Таким образом шаг за шагом и будет изготовляться оригами. Можно воспользоваться и приемом игры «тепло-холодно».

«Внештатная ситуация» — игра сложная как для взрослого, так и для ребенка, поэтому лучше играть с простыми или хорошо знакомыми малышу фигурками.

Четвертый способ игры в оригами назовем «Загадка». Ребенок должен решить задачу: как нужно сложить бумагу, чтобы получилось ЭТО? Обычно игра происходит так: взрослый просит своего партнера закрыть глаза и складывает фигурку оригами, затем ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении), разбирает ее и изготавливает копию.

И наконец, ребенку можно предложить изготавливать поделку по чертежам, помещенным в книгах по оригами.

Литература:

  1. «Оригами игрушки из бумаги». С.Соколова. М.: «Махаон». 99г.
  2. «Работа с бумагой: поделки и игры». И.Кобитина. М.: «Сфера».91г.
  3. «Подарки и игрушки своими руками», М. А. Гусакова, М.:ТЦ «Сфера», 1999г.
  4. «Учимся, играя», В. Волина, М.: «Новая школа», 94г.
  5. «Помоги принцу найти Золушку», Ю. А. Афонькина, М.: «Просвещение», 94г.
  6. Сказки оригами.Игрушки из бумаги.Соколова С.-М.:Эксмо,СПб.:Валери СПД,2004 г., 240
  7. Театр оригами. Игрушки из бумаги. Соколова С., — М.: Эксмо, СПб.:
  8. Игрушки из бумаги. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю, — СПб.: Литера, 200г., 192с
  9. Игры и фокусы с бумагой. Афонькин С,Ю, Афонькина Е.Ю, — М.? Ральф, АКИМ, 1999 г., 192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов