Автор: Караханян Карина Грикоровна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Караханян К. Г. Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов // Образование и воспитание. — 2016. — №5.

Препринт статьи



В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования волевых качеств личности студента определяет актуальность данной темы.

Ключевые слова: учебная деятельность, студенты, академическая успеваемость

Keywords: learning activities, students, academic performance

Как отмечается авторами наиболее объемных исследований психологических особенностей студентов, основным фактором, обусловливающим успешность учебной деятельности, является не выраженность отдельных психических свойств личности, а их структура, в которой ведущую роль играют волевые качества. По В. А. Иванникову, человек проявляет свои волевые качества, когда совершает действие, которое изначально недостаточно мотивировано, то есть уступает другим действиям в борьбе за «поведенческий выход» [1]. Механизмом волевого действия можно назвать восполнение дефицита реализационной мотивации за счет намеренного усиления мотива данного действия и ослабления мотивов конкурирующих действий. Это возможно, в частности, в результате придания действию нового смысла.

Прямых тестовых методов измерения волевых качеств личности пока не разработано, но косвенно о них можно судить, например, по индексу мотивационной тенденции «стойкость в достижении цели». Сам по себе факт связи успешности обучения с волевыми качествами личности ни у кого из преподавателей не вызывает сомнений, но большая проблема состоит в таком построении учебного процесса, чтобы студенту приходилось как можно реже преодолевать себя, силой заставлять себя включаться в учебную деятельность. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно двумя путями. Первый и самый важный — сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности [2].

В исследованиях выделяются две группы условий, влияющих на успешность обучения: внешние и внутренние. К внутренним условиям относятся возрастные и индивидуальные особенности; особенности мотивационной сферы учащихся; особенности процесса усвоения. Внешние условия включают в себя характер взаимоотношений, сложившихся с конкретным учителем; общий характер взаимоотношений, принятый в конкретной группе; отношение родителей или других референтных лиц к самому процессу.

Надо отметить, что отношение родителей к учебному процессу в высшей школе претерпевает изменение от умеренно равнодушного к заинтересованному. Это объясняется тем, что большинство родителей платят за обучение. Они начинают понимать, что отдают деньги за обучение, а не за диплом, и поэтому требуют качества.

Это условие в настоящее время достаточно эффективно влияет на успешность обучения студентов.

К индивидуальным особенностям можно отнести умение принимать решение, самостоятельность, ответственность. Умение принимать решение зависит от учета студентом внешних условий реальности, собственных возможностей и ценности того, что выбирается. Как считает Б. В. Кайгородов, согласование между реальностью и собственными возможностями осуществляется благодаря самопониманию и его уровню развития. Поэтому будет интересным изучить связь между успешностью обучения и уровнем развития самопонимания студентов.

Успешность обучения находится в прямой зависимости и от тех внутренних и внешних условий, в которых протекает познавательная деятельность студентов. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы создать в группе необходимые условия для учебной работы, здоровый психологический климат, благоприятную воспитательную среду [3].

Создание «общего настроя», ответственного отношения к учению, вооружение студентов навыками рационального умственного труда и организации самостоятельной работы не должны оставаться вне поля зрения преподавателя. В практике бытует мнение, что у студента, пришедшего в вуз, серьезное отношение к учению само собой разумеется, поэтому в планах работы преподавателя этот участок нередко не находит отражения. Однако в жизни бывает по-другому. Вуз рассчитан на высокий уровень сознательности студента, но отсутствие жесткой системы школьного контроля ведет к тому, что некоторые молодые люди, выдержав вступительные экзамены, оказываются не подготовленными к ответственному отношению к учению. Умения и навыки соблюдения сознательной дисциплины, полученные ими в школе, порой не закрепляются в вузе. Поэтому воспитание у студентов дисциплины — не менее важная составная часть деятельности преподавателей.

Важнейшим фактором успешного обучения в вузе является характер учебной мотивации, ее энергетический уровень и структура. Некоторые авторы прямолинейно делят мотивацию учебной деятельности на недостаточную и положительную, относя к последней познавательные, профессиональные и даже моральные мотивы. В такой интерпретации получается прямолинейная, и почти однозначная связь положительной мотивации с успешностью обучения. При более дифференцированном анализе мотивов учебной деятельности выделяют направленность на получение знаний, на получение профессии, на получение диплома. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения [4].

Два других вида направленности не обнаружили такой связи. Студенты, нацеленные на получение знаний, характеризуются высокой регулярностью учебной деятельности, целеустремленностью, сильной волей и др. Те же, кто ориентирован на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «не нужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению — нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т. п.

Таким образом, в современной психолого-педагогической литературе выделяется целый ряд условий успешности обучения. Все они в различной степени влияют на процесс и результат обучения. Возможность студентов самостоятельно формировать индивидуальный план на основе свободного выбора становится одним из эффективных механизмов психологического воздействия. Это заключается в комфортном темпе работы обучаемого, определении своих возможностей, гибком построении содержания обучения, интеграции различных его видов и форм, достижении высокого уровня конечных результатов и развитии творческого инновационного мышления [5]. Взаимоотношения между участниками педагогического процесса приобретают характер сотрудничества, а управленческая деятельность на всех уровнях трансформируется из субъектно-объектных в субъектно-субъектные на рефлексивной почве. В этом случае применяется личностно-ориентированный подход в обучении, который дает положительные результаты, значительно активизирует образовательную и воспитательную функции педагогического контроля, создает нужный мотивационный стимул и активизируют учебно-познавательную деятельность студентов, развивает у них самопонимание, тем самым повышая показатель успешности обучения и отношение к будущей профессии.

Литература:

  1. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  2. Виноградова Г. А., Бобков О. Б. Динамика учебно-профессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном вузе / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2–1. С. 123–139.
  3. Виноградова Г. А., Мысина Т. Ю. Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. № 1. С. 3–13.
  4. Оксанич С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов / С. И. Оксанич; Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». Пятигорск, 2008 г.
  5. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / В сборнике: Образование в современном мире: инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39–48.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов