Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Базарова, Н. А. Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада / Н. А. Базарова, А. В. Никитенко, О. В. Дурнева, Е. А. Фролова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1368/ (дата обращения: 25.04.2024).



С момента ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов (2012 год) сделано немало относительно разработки нормативно-правовых основ инклюзивного образования и создания доступной среды. Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего) учитывают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Государственная программа «Доступная среда» пролонгирована до 2020 года.

Однако, чтобы инклюзивное образование стало реальностью, нормой социальной жизни, необходимо преодолеть «отношенческие барьеры», базирующихся на стереотипах, предрассудках о людях с ОВЗ и инвалидах. Это сделать «одним разом» невозможно, поскольку они связаны с ценностно-смысловой сферой личности, наиболее сложной для изменений. [1, с.5]

Одной из задач воспитания является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых выделяются: право человека на свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что сейчас определяется термином «толерантность». Начинать эту работу необходимо уже в раннем детстве, поэтому формирование у детей толерантного и терпимого отношения к сверстникам, имеющим проблемы со здоровьем, не таким, как все, является одной из главных задач нравственного воспитания. Ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Именно в детстве, дошкольном возрасте, необходимо учить детей ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, оказывать им действенную помощь, сочувствовать, разделять с ними радость, печаль и другие чувства. Необходимость этой работы обусловлена возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников. С одной стороны, им присущи активность, любознательность, инициативность, а с другой стороны, слабо развитая произвольность поведения, эмоциональность, импульсивность, эгоцентричность. Более того, в дошкольном возрасте начинают отчётливо проявляться негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости: агрессивность, конфликтность, насмешки, угрозы, запугивание, изгнание, отчуждение, бойкот, превосходство над другими, стремление утвердиться любыми способами, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам, особенно к детям с ОВЗ. [2, с.46]

В концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья» должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения по месту жительства. Право ребёнка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путём организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребёнка-инвалида в образовательное пространство по месту жительства:

‒ отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для детей с особыми образовательными потребностями;

‒ отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребёнком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;

‒ неготовность широкой общественности признать право ребёнка с особыми образовательными потребностями на получение образования в среде своих сверстников без инвалидности;

‒ нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

‒ неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

‒ трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;

‒ проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями, является формирование у педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребёнка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ. [3, с.15]

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

‒ педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;

‒ родители (законные представители);

‒ воспитанники, обучающиеся. [6, с.45]

Педагогами была разработана парциальная образовательная программа «Я и мир вокруг меня» (для детей 5–7 лет), рассчитанная на 2 года.

Цель Программы — воспитание толерантного отношения к детям с ОВЗ у педагогов, работающих в ДОУ в инклюзивном образовательном пространстве детского сада, обучающихся с нормальным развитием и их родителей, родителей детей с ОВЗ.

Задачи Программы для формирования у дошкольников способности проявлять терпимое отношение к детям с ОВЗ:

  1. Формировать представления о том, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен чувствовать и думать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  2. Обучать детей занимать различные позиции во взаимодействии (научиться, как руководить, так и подчиняться, взаимодействовать на равных).
  3. Обучать выдержке и терпению.
  4. Способствовать развитию у дошкольников эмпатии (сопереживания), сочувствия, содействия.
  5. Осваивать элементарные навыки принятия другого человека, даже если его внешний вид, речь, действия, поведение вызывают негативные эмоции.

Задачи по работе с педагогами:

  1. Своевременно выявлять детей с особыми образовательными потребностями;
  2. Оказывать специализированную помощь в освоении содержания образования;
  3. Осуществлять информационно-разъяснительную деятельность по вопросам воспитания толерантного отношения специалистов и педагогов к детям с ОВЗ в условиях детского сада;
  4. Осуществлять практическое обучение методам и приёмам работы с детьми и родителями по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Задачи по работе с родителями:

  1. Организовать взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) воспитанию основ толерантности у дошкольников.
  2. Осуществлять информационную и консультативную помощь родителям.

Предложенная программа предполагает взаимодействие специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

В работе мы используем следующие формы:

С дошкольниками:

беседы, во время которых важно показать дошкольникам, что у каждого ребёнка может быть своя точка зрения, но это нисколько не мешает дружить, хорошо относиться друг к другу;

психогимнастика, включающая в себя ритмику, пантомиму, этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми;

арт-терапия, основная задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребёнка;

сказкотерапия. Дошкольники очень любят слушать сказки. Сказку может рассказывать взрослый, или это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей;

игротерапия, где занятия могут быть организованы незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Широко используются игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы, ролевые игры, проигрывание ситуаций, обсуждение, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было общаться вместе;

использование художественного слова — стихотворений, пословиц и поговорок, рассказов;

использование наглядных пособий — сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем.

Создавать в группах атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы сродителями:

‒ открытые занятия;

‒ совместные праздники и развлечения;

‒ родительские собрания;

‒ встречи с интересными людьми;

‒ вечера отдыха;

‒ экскурсии;

‒ путешествия, выход на природу;

‒ совместные творческие дела;

‒ дискуссии;

‒ игровые и конкурсные программы;

‒ акции милосердия;

‒ презентации об успешных людях с ОВЗ.

Литература:

  1. Безюлева Г. В. Толерантность [Текст]: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева. — М.: Вербум-М, 2003. — 168 с.
  2. Бурдина Г. Ю., Галочкина М. В. Совершенствование современного образовательного процесса посредством развития толерантности // Научные проблемы образования третьего тысячелетия: Сборник научных трудов. Выпуск 7. По материалам VII Всероссийской (с международным участием) научно- практической конференции: Научные проблемы образования третьего тысячелетия — 25 октября 20013 года, г. Самара. / Ред.: Кочетова 10.Н.Г., Лысогорова Л. В., Чичканова Т. А. (отв. ред.). — Самара: ЦДК «F 1»; ООО «Издательство Ас Гард», 2013. С. 43–51.
  3. Горбунова О. Г. Воспитание основ толерантности у дошкольников (из опыта работы детского сада) // Дошколёнок.ру: Сайт для воспитателей детских садов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: html/.http://dohcolonoc.ru/cons/5496-vospitanie-osnov-tolerantnosti-u-doshkolnikov.html, свободный. — Загл. с экрана.
  4. Замедлина Е. А. Этикаи психологияделовогообщения: учебноепособие / Е. А. Замедлина. — М: РИОР, 2006. — 109с.
  5. Макарова, Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников [Текст]: методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80 с.
  6. Мандрыгина Н. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников [Текст] / Н. Ю. Мандрыгина, Л. Ю. Шанина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 44–48.
  7. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед.учеб.заведений: в 3 кн. — 4-е изд..- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008. — кн.2: психология образования — С. 135.
  8. Овсяник О. А. Социально-психологическиеаспектыпрофессионализмасоциальногоработника [Электронный ресурс]: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 — М.: РГБ, 2002.
  9. Планета сказок: Сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями для детей, читать онлайн. Сказки на ночь.//Планета сказок: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.planetaskazok.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, место жительства, образовательный процесс, родитель, детский сад, доступная среда, инклюзивное образование, образовательное учреждение, терпимое отношение.

Похожие статьи

Вопросы организации инклюзивного образования...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными...

ребенок, дошкольный возраст, место жительства, образовательный процесс, родитель, детский сад, доступная среда, инклюзивное образование, образовательное учреждение, терпимое отношение.

Трудности реализации инклюзивного образования...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика... Инклюзивное образование – проблемы и...

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Психолого-педагогические аспекты проектирования...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических

Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями».

Реализация принципов индивидуализации в процессе...

ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Похожие статьи

Вопросы организации инклюзивного образования...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Работа учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными...

ребенок, дошкольный возраст, место жительства, образовательный процесс, родитель, детский сад, доступная среда, инклюзивное образование, образовательное учреждение, терпимое отношение.

Трудности реализации инклюзивного образования...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика... Инклюзивное образование – проблемы и...

Инклюзия в дошкольном образовании | Статья в журнале...

инклюзивное образование, дошкольное образование, ребенок, образовательная организация, толерантное отношение, москва, коррекционная педагогика, осуществление реализации программы, инклюзивная практика...

Психолого-педагогические аспекты проектирования...

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование, родитель, ребенок, образовательное учреждение, совместное обучение, социальная среда.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических

Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями».

Реализация принципов индивидуализации в процессе...

ребенок, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, коррекционная работа, синдром, образовательный процесс, работа, дошкольное образовательное учреждение...

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование, образовательное учреждение, личностное развитие, Российское образование.

Задать вопрос