Автор: Фисенко Елена Фёдоровна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Библиографическое описание:

Фисенко Е. Ф. Активизация речевого общения неслышащих детей в процессе внедрения верботонального метода на уроках в начальной школе // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 50-53.

Проблема взаимоотношений общества и лиц с нарушениями слуха, адаптация их в среде слышащих существовала всегда. Проблема интеграции неслышащих людей в общество имеет особое актуальное значение в современных условиях, и является целью реабилитации детей с нарушением слуха и речи.

Программа реабилитации неслышащих детей включает в себя все приемы и технологии верботонального метода:

-        фонетическую ритмику;

-        музыкальную стимуляцию;

-        аудиовизуальный курс.

На своих уроках в начальных классах я применяю элементы фонетической ритмики во время проведения фонетической зарядки и элементы аудиовизуального курса с использованием ПК и слуховой аппаратуры «Верботон Г-10М».

Фонетическая ритмика позволяет расширять словарный запас через движения. Каждое движение — это звук, слог или слово. Этому большое внимание уделяла в 1 и во 2 классах. В 3 и 4 классах работаю над слитностью речи. Использую материал книги «Уникальная методика» или придумываю сама чистоговорки, четверостишия, содержание которых обуславливается темой урока, речевым материалом, который будет использован на уроке.

Например, при изучении темы «Золотая осень», дети выучили четверостишие:

Листопад, листопад!

Листья падают, летят.

Все такие разные –

Жёлтые и красные.

Сначала проговаривали с выделением логического ударения и с соблюдением пауз слогосочетания:

титаТА титаТА

ТИта ТАта татаТА

ТИта тата ТАтата

ТИта тата ТАтата

Затем проговаривали слова четверостишия с различными движениями, которые тоже были направлены на запоминание логического ударения, помогали ребёнку слитно проговаривать предложения.

На уроке ППО:

а-ба-бо а-ба-бом Это мой альбом.

а-ба-би а-ба-бом Возьми альбом.

а-ба-бо а-ба-бом Открой альбом.

а-ба-бо а-ба-бом Закрой альбом.

аш-аш-аш карандаш

аш-ша-ши карандаши

Задача фонетической ритмики — это развитие словарного запаса, слухового восприятия и правильного произношения слов и плавного произношения предложений с соблюдением орфоэпических норм. А вместе с этим происходит ознакомление с окружающим миром, развитие логического мышления, внимания, памяти.

Введение аудиовизуального курса (АВК) на уроках развития речи и чтения помогает в развитии диалогической и монологической речи школьников, повышает качество знаний обучающихся и помогает им понимать, то что они прочитали. Большая проблема у глухих детей с пониманием содержания рассказов, которые они читают на уроках чтения. Учебники по чтению мало иллюстрированы. Дети не понимают значения многих слов. Приходится подбирать картинки или рисовать незамысловатые рисунки на доске. Дети рисовали в тетрадях и выбирали слова или предложения к рисункам. На всё это уходило много времени, поэтому читали на уроке мало. Сейчас я применяю на уроках чтения ПК. С помощью компьютерной программы Paint рисую картинки по содержанию рассказа, а на уроках демонстрирую их. Мы разбираем, что нарисовано на картинках, соотносим с текстом. Зрительное восприятие помогает запомнить слово, его смысловое значение. По заданию дети выбирают предложения из рассказа к картинкам, отвечают на вопросы по содержанию, дополняют предложения словами из текста, заменяют слова и фразы близкими по смыслу. Затем с помощью картинок пересказывают текст.

Особенностью глухого ребенка является то, что он не может самостоятельно, без помощи учителя освоить учебный материал. Учитель, демонстрационный материал к уроку, слуховая аппаратура «Верботон Г-10М» помогают ребёнку в освоении нового материала. Ребёнку интересно будет читать рассказ дома самостоятельно. Он уже знает, о чем говорится в рассказе. Последним уроком по теме провожу самостоятельную работу. Это может быть краткий пересказ, или дополнение предложений, или ответы на вопросы по содержанию. Анализируя самостоятельную работу учащихся, видим преимущество ее перед фронтальной работой:

-          в работу включены все, каждый получает конкретное задание, которое предполагает выполнение письменной работы;

-          каждый работает в своем темпе, то есть выполняет задание соответственно своим знаниям, умениям и навыкам.

Если ребёнок забыл слово, я помогаю ему за экраном. Видно, какой ребенок знает материал, а какой нет.

Первоначальным и фундаментальным подходом верботональной практики является индивидуальная реабилитация слушания и речи. Особое акцентирование на слушании, т. е. остатках слуха, всегда было самым императивным из подходов к реабилитации слуха и речи. Развитие слушания, как основы развития речи, следует за слуховым развитием, которое базируется на полисенсорности и оптимальности слушания и проходит фазы наличия звука, определения звука, слушания партнера, определения тишины как противоположности звуку, слушания звуков из окружения, определения источника звука, слушания людей из окружения, идентификации и дифференциации звуков и т. д.

Развитие речи и языка основано на фонетическом и лингвистическом развитии и проходит фазы от предлингвистической (примитивный крик, детский лепет, зов, воркование, гудение в определенном тоне) до лингвистической (первое слово, фраза) речи и далее до полного овладения речью.

Основными задачами данной деятельности являются:

-          создание взаимодействия между ребенком и преподавателем;

-          создание позитивной атмосферы, которая будет способствовать развитию:

·         слушания (слуховое развитие);

·         речи и языка (лингвистическое развитие);

·         когнитивных способностей (мышление, обучение…);

·         творчества (включая воображение);

·         коммуникативности.

Использование ПК помогло мне на уроках чтения расширить словарный запас, облегчить процесс запоминания трудных слов, особенно глаголов, понять содержание текста, а тем более пересказать его.

Система воспитательной работы в школе неслышащих детей тоже направлена на развитие связной речи обучающихся как средства общения, адаптацию в общество. АВК незаменим на занятиях, где используется речевой материал из повседневной жизни.

Проведение разнообразного анкетирования: по проверке знаний правил дорожного движения, о выявлению интересов «Знаешь ли ты себя?», «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», тренинговые занятия «Мои одноклассники», «Я и мои товарищи», «Моя семья», «Как я помогаю родителям?», проведение различных бесед «Спички детям — не игрушки» — способствуют развитию самостоятельности в общении, осознанным ответам на вопросы, умениям делать выводы. Постоянно повышающийся уровень воспитанности будет благоприятным фактором при вступлении детей во взрослую жизнь, а результаты АВК способствуют тому, чтобы дети чувствовали себя увереннее.

В начальных классах для развития речи обучающихся положительную роль играет использование приема «маленького учителя», где общение не только развивает самостоятельную речь, но и делает детей более раскованными и самостоятельными.

С учениками младших классов очень важно все формы работы осуществлять в виде игры, где каждая ситуация может быть представлена через драматизацию в пространстве, а интенсивность аффективности будет стимулировать воображение и развивать абстрактное мышление (необходимый элемент для развития мышления, обучения…). При таких формах работы очень важным является дидактический материал. Его нужно подбирать в соответствии с возможностями развития детей.

Целью нашей работы является активизация речевого общения неслышащих детей, победа над молчанием. Верботональный метод направлен на то, чтобы человек с нарушением или потерей слуха и речи развил весь свой потенциал и стал полноправным членом общества. Используя весь потенциал этого метода, могут быть развиты слуховые и речевые возможности ребенка, его общение внутри и вне школы, что способствует прогрессу и включению детей с нарушениями слуха в нормальное общение с окружающими.

 

Литература:

 

1.                Астафьева В. М. Использование АВК, как технологии верботонального метода, в развитии детей с нарушениями слуха. //Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии (По материалам Московских городских медицинских чтений). В. 6 — М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001.

2.                Белущенко В. А., Наумова А. Е., Седова М. Ю. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. С-Пб.: Каро, 2006.

3.                Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4.                Зыкова М. А. О речевом общении глухих младших школьников. //Дефектология, 2001, № 3.

5.                Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Владос, 2003.

6.                Сурдопедагогика./ Под ред. Речицкой Е. Г. –М.: Владос, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов