Библиографическое описание:

Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика: неправильно упали. Почему? // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 13-15.

В статье автор ставит проблему о падениях человека, которые приводят к травмам и дискомфортному состоянию. Оказывается можно научиться правильно, падать, если знать законы и принципы биомеханики двигательной деятельности человека. Биомеханику двигательной деятельности изучают студенты спортивных специальностей. Обычные люди не представляют, как им может помочь биомеханика движений в повседневной жизни. Более того еще в детских дошкольных учреждениях детям и педагогам полезно постигать азы педагогической биомеханики, чтобы управлять своими движениями и развивать координацию движений.

Ключевые слова: биомеханика двигательной деятельности, педагогическая биомеханика, координация движений, движения мышц, центра масс тела, положение человека в пространстве.

 

Целесообразно высказать мнение по старой, но не менее актуальной проблеме — падений. Падают дети и взрослые, в связи с этим возникают различные травмы и конфликты…Ругают педагогов и воспитателей ребенок упал и получил травму и виноваты педагоги, Взрослый упал — кто виноват? Виноват он сам! Не умеет правильно падать… Научитесь правильно падать!

Ребенок, есть ребенок и ограничить его двигательную активность с 3 до 6 лет, если он не болен, просто не получится, заложено природой, несмотря на модный научный термин «гиперактивность». Человек падает — специалисты скажут плохая координация движений, тело не умеет сгруппироваться при падении и человек не правильно упал и получил травму. Что же делать? Научиться правильно, падать…Ребенку это учение пойдет на пользу: гибкость развивается в детском возрасте, но не всегда дети умеет расслабляться, движения мышц зажаты, всвязи с этим может быть и нервная напряженность. Не многие знают, что существует специальная наука — биомеханика движений [1,2].

Биомеханика двигательной деятельности — наука, изучающая механику движений живых организмов с учетом их анатомо-физиологических особенностей, как и все другие естественные науки, развивалась вместе с развитием человеческого общества, с ростом его производительных сил и материальной культуры [2,9,10].

Биомеханику спорта изучают спортсмены, чтобы получить наивысшие спортивные достижение и прежде всего, избежать травмы при падениях, т. е. правильно упасть [11]. Элементы правильных движений необходимо изучать в детском саду. Именно педагогическая биомеханика покажет, как правильно уметь падать…, а еще иметь правильную осанку, красивое тело и здоровый дух.

Педагогическая биомеханика — это система обучения движениям [3,4,6,7,8].

Выскажем несколько рекомендаций как правильно падать:

1.         Психологическая установка: не сопротивляйся падению.

2.         Пытайся упасть мягко: это так, чтобы части тела последовательно коснулись поверхности, на которую падаешь!

3.         Часто падают на открытые ладони. К чему это приводит? Удержать рукой массу тела невозможно. Рукой можно смягчить падение, рука как амортизатор складывается под нагрузкой. Если рука находится под углом, то сила тяжести тела будет направлена под углом костному скелету.

4.         Человек идет, скользит…(и падение) Необходимо согнуть ноги в коленях и в тазобедренном суставе (поза как бы немного присесть). Упражнения приседания полезны тем, что они укрепляют икроножные мышцы и тело запоминает позу приседания, т. е. согнутых в коленях ног.

5.         Едете в транспорте, колени лучше держать не прямыми, а немного согнутыми, так меньше нагрузка и лучше удерживается равновесие.

6.         Как лучше стоять и почему? С точки зрения биомеханики двигательной деятельности стоять на одном месте вредно, лучше ходить. При ходьбе поочередно сокращаются и расслабляются разные группы мышц. Если вы стоите на одном месте, мышцы находятся в одном положении и поэтому происходит процесс их утомления, мышцы фиксируют положение костного скелета. Стоять целесообразно таким образом, чтобы проекция центра масс тела проходила через середину площади опоры. Если у человека хорошая координация, то он более правильно располагает свое тело в пространстве. Многим людям говорят в разном возрасте у вас плохая или хорошая координация движений, но они не могут понять, что это означает в практической деятельности.

Что означает термин «координация движений»? Это способность оценивать положение тела в пространстве. В бытовой деятельности человек с раскоординированными движениями при поднятии груза (предмета) может упасть, так как он не чувствует свое тело в пространстве [7,8]. При поднятии груза необходимо расположить части тела таким образом, чтобы проекция суммарной силы тяжести из точки общего центра масс не выходила за площадь опоры тела.

В профессиональной деятельности координация движений так же необходима, поэтому есть различные виды биомеханики (биомеханика спорта, военная биомеханика, театральная биомеханика) показывающие специфику движений в разных профессиях [9,11].Занятия спортом и танцами как у детей и взрослых будут способствовать развитию координации движений, держать ваши мышцы в тонусе. Многим не понятен такой научный термин пониженный мышечный тонус. Наблюдается он у детей с синдромом Дауна и с заболеванием детского церебрального паралича. Мышечный тонус определяет способность мышцы к активной деятельности (сокращение и расслабление).

7.                  Побежали и не упали… Человек думает об этом, но не знает, почему он может упасть или наоборот не упадет. Ребенок бежит не думая, что он упадет и даже если падает, встает и бежит вновь. Бежать нужно так, чтобы сохранять устойчивость положения. Бежит человек, тело направлено в определенную точку, траектория движения общего центра масс тела не должна отклоняться от заданного направления. Положение тела при беге зависит от расположения его частей (звеньев) тела относительно друг друга и относительно опоры. При этом целесообразно, чтобы его общий центр масс незначительно изменял свое положение в пространстве относительно его частей тела.

Часто возникает вопрос о правильной и не правильной обуви. Обувь должна быть удобной. А именно не сжимать пальцы ног и иметь устойчивую опору. На шпильках или высоких каблуках юным леди вообще не рекомендуется ходить, так как у них не окрепли мышцы спины, молодым девушкам ходить на шпильках летящей походкой можно не более 2 часов. Устает спина, икроножные мышцы. Ходьба на каблуках способна искривить осанку, приходится поднимать ногу выше обычного и перемещать центр тяжести вперед, сгибаясь в пояснице, чтобы удержать равновесие и не упасть. Это увеличивает риск защемления позвонков, которое обернется резкими болями в пояснице и шее, а затем и радикулитом. Падение на высоких каблуках может привести к выбитому суставу или травмам лодыжки. Наросты (косточки) на стопе происходят от узкой колодки, плоскостопие стопы также от неправильного ортопедического кроя подошвы обуви.

Умейте держать свое тело расслабленным, и это поможет просто иметь хорошее настроение, что немало важно. Не всегда получается, но главное ваше желание и настрой.

 

Литература:

 

1.         Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях [Текст]/ Ю. Д. Овчинников // Физическая культура, спорт- наука и практика.- 2013.- № 3.С.32–35.

2.         Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие /Ю. Д. Овчинников.- Краснодар: КГУФКСТ.2014–265с.

3.         Овчинников Ю. Д. Методические аспекты в педагогической биомеханике //Педагогика и современность. Научно-педагогический журнал.2014.-№ 1.-С.22–25.

4.         Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика как система развития движений// Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке» (30 сентября 2013г.)Часть.26. Тамбов.2013.С.110–111.

5.         Овчинников Ю. Д., Воскобойник Е. И. Эргономическая биомеханика в практической деятельности человека // Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук.-2014.-№ 6.С.743–744. Овчинников Ю. Д.,

6.         Морозова И. Н. Программа биомеханических движений детей в трехлетнем возрасте.// Педагогика и современность. — 2014.- № 3. С.60–63.

7.         Овчинников Ю. Д. Биомеханика движений в игре для детей дошкольного возраста/ Н34 Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии.№ 12(21).Сборник статей по материалам XXI международной заочной научно-практической конференции.- М.,Изд. «Международный центр науки и образования»,2013.- С.99–102.

8.         Овчинников Ю.Д Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей //«Дошкольное воспитание». Научно-методический журнал.-2014.№ 4. С.49–53.

9.         Овчинников Ю. Д. Биомеханика в историческом контексте современных проблем// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. Т. 1. № 1. С. 14–19.

10.     Овчинников Ю. Д. Теоретические основы биомеханики движений // Учебное пособие для студентов / Краснодар, 2014.

11.     Овчинников Ю. Д. Биомеханика спорта в системе движений// В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 127–129.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов