Особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в Казахстане | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 12.12.2014

Статья просмотрена: 947 раз

Библиографическое описание:

Храпченкова, Н. И. Особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в Казахстане / Н. И. Храпченкова, Н. А. Коростелева, С. А. Леонова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 20-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/4/ (дата обращения: 29.03.2024).

В статье представлены результаты проведенного исследования по вопросам актуальности педагогической работы по формированию этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

 

Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью, что объясняется вековыми традициями совместного проживания разных народов на территории государства, однако, XXI век заставляет во многом по-новому переосмыслить пробуждение и всплеск этнических процессов, затронувший все народы Казахстана. Сегодня, несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в Республике Казахстан существуют проблемы, связанные с развитием межэтнических отношений. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и динамике межнациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у детей этики межнационального общения, ориентированной на общечеловеческие ценности. Решение данной проблемы возможно лишь при создании таких педагогических технологий, которые отвечали бы современным требованиям гуманизации педагогического процесса. В связи с этим, на одно из первых мест в воспитательной работе выходит задача воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и поликультурности [1].

Поликультурное воспитание — это воспитание сознательного отношения человека к своей многонациональной Родине. Главная его цель — приобщение человека к культуре общества, подготовка его к принятию гуманистически ориентированных решений. В Республике Казахстан, в соответствии с законом «О правах ребенка в РК» [2, гл. 7, ст. 34], реализуются меры, направленные «на обеспечение детям возможности приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Казахстана» исходя из приоритета общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры.

С этнической толерантностью тесно связана национальная идентичность, как осознание своей этнической идентичности — принадлежности к определённому этносу. В «Концепции этнокультурного образования в РК» [3], подчеркивается, что только почитая и уважая собственные национальные реалии, возможно воспитание уважения к интернациональным ценностям. Вместе с тем не следует упускать из виду, что чрезмерное увлечение национальным может привести к такой страшной болезни, как национализм. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению детей с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сензитивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей [4]. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. Э. К. Суслова считает, что современные дети становятся очень чувствительны к национальному фактору и обосновывает актуальность формирования этнической толерантности и национальной идентичности уже у детей дошкольного возраста. Этническая идентичность дошкольника находится на начальном этапе формирования, это не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен. Но если процесс формирования национальной идентичности тормозится рядом неблагоприятных факторов, то в этом случае человек колеблется между культурами, не овладевая ни одной из них.

В современном обществе люди не становятся интернационалистами стихийно. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Начинать эту работу надо с дошкольного возраста [5]. Учитывая, что на территории Казахстана сейчас проживают представители более 130 наций и народностей, это направление воспитательной работы приобретает особую актуальность потому, что состав большинства детских садов нашей страны многонационален [1]. Дошкольное детство — начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [6]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей остается дискуссионным.

Объект исследования составил процесс поликультурного воспитания старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, а предмет исследования — формирование национальной идентичности и этнической толерантности у старших дошкольников в процессе поликультурного воспитания. Опытно-поисковая работа осуществлялась в 2012–2014 годах в дошкольном образовательном учреждении «Гульдер». г.Караганды

Анализ некоторых подходов к организации поликультурного воспитания в разных государствах мира показал, что поликультурная национальная образовательная политика Республики Казахстан не нуждается в бездумном копировании образовательных моделей других стран (особенно тех, которые тяготеют к монокультурной образовательной политике), а достойна быть представленной в мировом образовательном пространстве с такой системой образования, которая больше всего соответствовала бы многовекторной толерантной национальной политике и социальному заказу общества. Формирование межнациональной толерантности — длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является воспитание. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.

Представленные выше аргументы, с учетом особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста, дают основание предположить следующее: период пяти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания этнической толерантности. Учитывая, полиэтничность среды, окружающей казахстанского ребенка и наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, можно сделать вывод о благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через призму системы образования. На основе анализа содержания поликультурного воспитания в детском саду мы пришли к выводу о том, что детям пяти — шестилетнего возраста доступен следующий примерный объём знаний о некоторых наиболее важных элементах культуры нескольких (4–5-ти) наиболее многочисленных народов Казахстана: место жительство, каждого из них; труд с учетом его специфики; жилище, предметы быта, национальные блюда, язык, народное творчество, искусство. В детском саду в процессе формирования этнической толерантности и национальной идентичности у старших дошкольников используются различные методы, нашедшие признание в педагогике [7]. В приведенной ниже таблице перечислены методы поликультурного воспитания (Таблица 1).

Таблица 1

Методы формирования поликультурной личности старших дошкольников

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

- приучение, упражнение, внушение

- руководство деятельностью

- личный пример педагога

- поощрение, наказание

- убеждение, разъяснение, беседа

- моделирование педагогических ситуаций

- ролевые игры

- рефлексивные методы

 

По последним итогам переписи населения, национальный состав Казахстана выглядит следующим образом: казахи — 53,4 %, русские — 27,6 %, украинцы — 5,1 %, узбеки — 2,5 %, немцы — 2,1 %, татары — 1,7 % и т. д. Схожую картину имеет национальный состав населения Карагандинской области: казахи — 43,5 %, русские — 35,6 %, украинцы — 6,5 %, немцы — 4,1 %, татары — 2,8 %, узбеки — 0,5 % и т. д. Из приведенных данных видно, что в «ведущую» по своей численности тройку народов входят казахи, русские и украинцы.

В связи с этим, для выявления знаний детей о народах Казахстана и их культурах, особый упор делался на культурные традиции казахского, русского и украинского народов. Исследованием были охвачены 60 детей 5–6 лет двух групп (с казахским и русским языком обучения и воспитания), в состав каждой группы входило 30 детей. Для того чтобы выявить уровень развития национальной идентичности детей, с опорой на их наглядно-образное мышление, нами были разработаны методики «Что лишнее?», «Найди своё место». Данные методики представляли собой изображения людей в национальных костюмах, характерных для того или иного народа, предметов их быта и культуры. Они позволили выявить реальный уровень знаний детей об особенностях своего народа и определить уровень сформированности национальной идентичности у старших дошкольников.

Суть методики «Что лишнее?» сводилась к выделению детьми не соответствующих элементов культуры, относящихся к казахскому, русскому и украинскому народам. В игровой форме детям (группам из 2–3 чел.) предлагалось убрать «лишний», на их взгляд, предмет культуры и быта, расположенный напротив изображений людей, одетых в одежду определенной национальности (в казахский, русский, украинский национальные костюмы). Например, напротив фигур людей, одетых в казахскую национальную одежду, были изображены следующие предметы: юрта, торсык (сосуд для хранения кумыса), дымковская игрушка и домбра. В данном случае, дымковская игрушка являлась не соответствующим предметом культуры и относилась к элементу иной (русской) культуры. Аналогично, лишний предмет содержал ряд элементов культуры и быта, относящийся к русской, украинской культуре. Помимо выделения несоответствующего элемента той или иной культуры, детям предлагалось определить национальность изображенных людей по их народным костюмам, а так же дать характеристику предметам культуры и быта того или иного народа. На конечном этапе методика «Что лишнее?» содержала рисунок с изображением людей в разных национальных костюмах. Напротив них были нарисованы игрушки, наша планета, солнце, цветы. Детям предлагалось аналогичное задание: выделить лишний элемент. Так как лишний элемент в данном случае отсутствовал, нами подчеркивалось то, как много общего между всеми людьми Земли, независимо от их национальности и культуры. Ответы детей уточнялись и фиксировались.

При проведении методики «Найди свое место», для определения уровня сформированности национальной (этнической) идентичности, детям предлагалось на подобных картинках найти народ, к которому они себя относили и наклеить свое символическое изображение (☺) в соответствующей графе. Ребенку предлагалось обосновать свой выбор. Если ребенок затруднялся в определении своего места среди представленных национальностей и культур (были представлены казахская, украинская, русская, татарская, грузинская, немецкая, белорусская культуры — исходя из национального состава группы), то ему предлагалось поместить «себя» в графу с изображением множества людей в различных национальных костюмах. Полученные сведения заносились в дневник наблюдений, были сделаны выводы о сформированности национальной идентичности у детей подготовительных к школе групп (Таблица 2,3).

На основе полученных данных были сделаны выводы о сформированности национальной идентичности и выделены три уровня сформированности национальной идентичности (высокий, средний, низкий). Высокий уровень — ребенок без затруднений определяет свое место в многонациональном социуме, помещая «себя» в соответствующую графу, мотивирует свой выбор знанием материальной культуры своего этноса. Средний уровень — ребенок (иногда с небольшим затруднением) правильно определяет свою национальную принадлежность, но не мотивирует свой выбор. Низкий уровень — ребенок, (даже при наводящих вопросах взрослого) не может определить свое место в многонациональной среде, не знает особенности культуры и быта своего этноса.

По результатам проведенных методик, мы получили следующие данные, которые отражают уровень сформированности национальной идентичности детей группе с русским языком обучения: высокий уровень — 4 человек (13 %), средний уровень — 11 человек (37 %), низкий уровень — 15 человек (50 %) Полученные данные были проанализированы и представлены в процентном соотношении по группам (Таблица 2).

Таблица 2

Уровень сформированности национальной идентичности у детей в группе с русским языком обучения

Уровень сформированности национальной идентичности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

4 человека

13 %

Средний уровень

11 человек

37 %

Низкий уровень

15 человек

50 %

 

Мы получили данные, которые отражают уровень сформированности национальной идентичности детей в группе с казахским языком обучения: высокий уровень-5 человек (16,5 %), средний уровень-8 человек (26,5 %), низкий уровень- 17человек (57 %).

Таблица 3

Уровень сформированности национальной идентичности у детей в группе с казахским языком обучения

Уровень сформированности национальной идентичности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

5 человек

16,5 %

Средний уровень

8 человек

26,5 %

Низкий уровень

17 человек

56 %

 

При выявлении уровня сформированости национальной идентичности, некоторые из детей группы с русским языком обучения затруднялись самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный вопрос содержал подсказку, т. е. в нём наряду с другими называлась национальность, к которой относится ребёнок, дошкольник замечал её, реагировал на знакомое слово и отвечал правильно. Двое детей на вопрос «В нашей стране живут казахи, татары, русские, белорусы, а ты кто?» ответили: «Я человек», «Я наш». Трое детей (1-немец, 2 татар) на аналогичный вопрос ответили, что они «казахи».

На наш взгляд, это связано с желанием детей видеть себя в доминирующей национальной группе и наличием более обширных сведений, именно об этом народе. В приведенной ниже сравнительной диаграмме, представлены результаты, полученные после выявления уровня сформированности национальной идентичности у детей с русским и казахским языком обучения (Рис. 1). Наглядно видно, что полученные данные очень схожи и имеют незначительные различия. Таким образом, около 30 % всех детей, принимавших участие в исследовании, хорошо знают особенности своей национальности и могут о них рассказать, не затрудняясь определяют свое место в многонациональном социуме.

Помимо бесед, для выявления уровня этнической толерантности детей использовались методики «Угости конфетой», «Сестренки», предложенные Э. К. Сусловой. Оценка уровня этнической толерантности у детей, подготовительных к школе групп велась нами по 10-ти балльной системе. Так, показателями поликультурной подготовки рассматривались знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям такой среды, поведение в ней. Были определены три уровня сформированности этнической толерантности (высокий, средний, низкий), способы их измерения. Например, на высоком уровне (8–10 балов) — знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры — исходить из рационального, положительно настроенного подхода, нормы поведения — базироваться на ценностях взаимного уважения.

Рис. 1. Анализ уровня сформированности национальной идентичности, %

 

На среднем уровне (5–7 баллов) — поликультурные знания носят поверхностный характер, интерес к иным народностям и культурам принимает пассивные формы, в межнациональном общении и совместной деятельности поведение и эмоциональное отношение зависит в основном от ситуации и настроения ребенка. На низком уровне (1–4 балла) — знания о поликультурном мире отсутствуют, существует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции. Результаты диагностической работы по уровню этнической толерантности детей представлены в таблице (Таблица 4).

Таблица 4

Уровень сформированности этнической толерантности у детей в группе с русским языком обучения

Уровень сформированности этнической толерантности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

7 человек

23,5 %

Средний уровень

14 человека

46,5 %

Низкий уровень

9 человек

30 %

 

В группе детей с казахским языком обучения, используя для выявления уровня этнической толерантности тот же диагностический инструментарий, что и в группе с русским языком обучения, мы получили результаты, представленные в таблице (Таблица 5)

Таблица 5

Уровень сформированности этнической толерантности у детей в группе с казахским языком обучения

Уровень сформированности национальной идентичности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

8 человек

27 %

Средний уровень

11 человек

36,5 %

Низкий уровень

11 человек

36,5 %

 

На наш взгляд небезынтересна сравнительная диаграмма, где представлены результаты сравнения сформированности этнической толерантности у детей в группах с русским и казахским языками обучения (Рис. 2). Как видно из диаграммы, полученные данные очень схожи и имеют незначительные различия.

Рис. 2. Анализ уровня сформированности этнической толерантности, %

 

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что 50 % детей, принимавших участие в исследовании очень хорошо знают о том, какие народы живут на территории Казахстана; только 30 % детей групп узнавали на предложенных картинках символику других государств (примечательно, что герб и флаг Казахстана знают абсолютно все дети); очень низок у детей уровень интереса к жизни, быту, к культурным особенностям других национальностей. Чувство же симпатии к людям разных национальностей (этническая толерантность) сформировано лишь у половины обследованных детей. Следует отметить, что около 30 % детей из каждой группы очень эгоистичны, 30 % — отличаются добротой. Дети обеих исследуемых групп (около 40 %) при выборе в проведении методике «Угости конфетой» не были одинаково доброжелательны ко всем, а оказывали предпочтения представителям своей национальности. Однако результаты проведенного исследования говорят о том, что принципы поликультурного воспитания далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста. Так, после бесед с 60 детьми в возрасте 5–6 лет, мы констатировали тот факт, что: опрошенные проявили нескрываемую неприязнь по отношению к цыганам (87 %), чукчам (81 %), немцам (72 %), татарам (64 %), 20 % детей настроены крайне националистично: негативно высказываются обо всех других национальностях и предпочитают общаться только со «своими». Результаты исследования говорят о том, что этнофобия свойственна 35 % детей, участвующих в эксперименте. Становится все более очевидным, что знание особенностей другой культуры, навыки межкультурного общения необходимы не только взрослым, но и детям, причем как представителям инокультурных систем, так и доминирующей этнической общности.

Можно исходить из того, что сознание причастности к конкретной нации само по себе ни хорошо, ни плохо. Однако, лишь сознательная национальная самоидентификация делает возможным повышение интереса и положительного отношения к иным культурам. Таким образом, очень важным для сегодняшних дошкольников является нахождение собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума нашей страны. Проведенный эксперимент говорит о том, что основы этнической толерантности у детей есть, но необходимо значительно расширять опыт толерантного межнационального общения и углублять знания детей о народах РК в повседневной жизни детского сада.

 

литература:

 

  1. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование –актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999.- № 4.

2.      Закон РК О правах ребенка в РК. Глава 7, ст.34.2007г.

  1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. — Алмты.,1996.
  2. Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой — М., 1994.

5.      СусловаЭ. К. Общение с детьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания детей //Дошкольное воспитание.-1990. -№ 6.

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1999.

7.      Козлова С.К,.Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная идентичность, этническая толерантность, ребенок, уровень, высокий уровень, поликультурное воспитание, русский язык обучения, группа, казахский язык обучения, Казахстан.

Похожие статьи

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

национальная идентичность, этническая толерантность, ребенок, уровень, поликультурное воспитание, высокий уровень, русский язык обучения, Казахстан, казахский язык обучения, группа.

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

национальная идентичность, этническая толерантность, ребенок, уровень, поликультурное воспитание, высокий уровень, русский язык обучения, Казахстан, казахский язык обучения, группа.

Формирование национального самосознания старших...

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Воспитание толерантности в многонациональной среде

поликультурность программ обучения; вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное воспитание, поликультурная среда, толерантность, уровень, воспитание...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской...

Направления формирования этнической толерантности...

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Особенности этнической толерантности подростков

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Модернизация этнической культуры через билингвизм

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.

Б.: КРСУ, 2003. Кумскова Н. В. Язык как этнический символ в поликультурном

Полисемия в казахском языке и казахско-русский билингвизм.

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Именно многообразие культур и языков дает основание говорить о поликультурном образовании и воспитании, органически связывающем все виды культур в едином видении. Традиционное национальное и этническое воспитание выступает как средство приобщения к...

Похожие статьи

Формирование поликультурной личности детей дошкольного...

национальная идентичность, этническая толерантность, ребенок, уровень, поликультурное воспитание, высокий уровень, русский язык обучения, Казахстан, казахский язык обучения, группа.

Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов

национальная идентичность, этническая толерантность, ребенок, уровень, поликультурное воспитание, высокий уровень, русский язык обучения, Казахстан, казахский язык обучения, группа.

Формирование национального самосознания старших...

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Воспитание толерантности в многонациональной среде

поликультурность программ обучения; вхождение в социум на равных, независимо от этнической принадлежности.

Основные термины (генерируются автоматически): поликультурное воспитание, поликультурная среда, толерантность, уровень, воспитание...

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской...

Направления формирования этнической толерантности...

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Особенности этнической толерантности подростков

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст. Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью...

Модернизация этнической культуры через билингвизм

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями.

Б.: КРСУ, 2003. Кумскова Н. В. Язык как этнический символ в поликультурном

Полисемия в казахском языке и казахско-русский билингвизм.

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Именно многообразие культур и языков дает основание говорить о поликультурном образовании и воспитании, органически связывающем все виды культур в едином видении. Традиционное национальное и этническое воспитание выступает как средство приобщения к...

Задать вопрос