Библиографическое описание:

Храпченкова Н. И., Коростелева Н. А., Леонова С. А. Особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в Казахстане // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 20-26.

В статье представлены результаты проведенного исследования по вопросам актуальности педагогической работы по формированию этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: национальная идентичность, этническая толерантность, поликультурное воспитание, старший дошкольный возраст.

 

Межэтнические отношения в Казахстане характеризуются стабильностью, что объясняется вековыми традициями совместного проживания разных народов на территории государства, однако, XXI век заставляет во многом по-новому переосмыслить пробуждение и всплеск этнических процессов, затронувший все народы Казахстана. Сегодня, несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в Республике Казахстан существуют проблемы, связанные с развитием межэтнических отношений. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и динамике межнациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у детей этики межнационального общения, ориентированной на общечеловеческие ценности. Решение данной проблемы возможно лишь при создании таких педагогических технологий, которые отвечали бы современным требованиям гуманизации педагогического процесса. В связи с этим, на одно из первых мест в воспитательной работе выходит задача воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и поликультурности [1].

Поликультурное воспитание — это воспитание сознательного отношения человека к своей многонациональной Родине. Главная его цель — приобщение человека к культуре общества, подготовка его к принятию гуманистически ориентированных решений. В Республике Казахстан, в соответствии с законом «О правах ребенка в РК» [2, гл. 7, ст. 34], реализуются меры, направленные «на обеспечение детям возможности приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Казахстана» исходя из приоритета общечеловеческих ценностей и достижений мировой культуры.

С этнической толерантностью тесно связана национальная идентичность, как осознание своей этнической идентичности — принадлежности к определённому этносу. В «Концепции этнокультурного образования в РК» [3], подчеркивается, что только почитая и уважая собственные национальные реалии, возможно воспитание уважения к интернациональным ценностям. Вместе с тем не следует упускать из виду, что чрезмерное увлечение национальным может привести к такой страшной болезни, как национализм. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению детей с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сензитивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей [4]. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. Э. К. Суслова считает, что современные дети становятся очень чувствительны к национальному фактору и обосновывает актуальность формирования этнической толерантности и национальной идентичности уже у детей дошкольного возраста. Этническая идентичность дошкольника находится на начальном этапе формирования, это не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен. Но если процесс формирования национальной идентичности тормозится рядом неблагоприятных факторов, то в этом случае человек колеблется между культурами, не овладевая ни одной из них.

В современном обществе люди не становятся интернационалистами стихийно. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Начинать эту работу надо с дошкольного возраста [5]. Учитывая, что на территории Казахстана сейчас проживают представители более 130 наций и народностей, это направление воспитательной работы приобретает особую актуальность потому, что состав большинства детских садов нашей страны многонационален [1]. Дошкольное детство — начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [6]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей остается дискуссионным.

Объект исследования составил процесс поликультурного воспитания старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении, а предмет исследования — формирование национальной идентичности и этнической толерантности у старших дошкольников в процессе поликультурного воспитания. Опытно-поисковая работа осуществлялась в 2012–2014 годах в дошкольном образовательном учреждении «Гульдер». г.Караганды

Анализ некоторых подходов к организации поликультурного воспитания в разных государствах мира показал, что поликультурная национальная образовательная политика Республики Казахстан не нуждается в бездумном копировании образовательных моделей других стран (особенно тех, которые тяготеют к монокультурной образовательной политике), а достойна быть представленной в мировом образовательном пространстве с такой системой образования, которая больше всего соответствовала бы многовекторной толерантной национальной политике и социальному заказу общества. Формирование межнациональной толерантности — длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является воспитание. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.

Представленные выше аргументы, с учетом особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста, дают основание предположить следующее: период пяти-шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания этнической толерантности. Учитывая, полиэтничность среды, окружающей казахстанского ребенка и наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, можно сделать вывод о благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через призму системы образования. На основе анализа содержания поликультурного воспитания в детском саду мы пришли к выводу о том, что детям пяти — шестилетнего возраста доступен следующий примерный объём знаний о некоторых наиболее важных элементах культуры нескольких (4–5-ти) наиболее многочисленных народов Казахстана: место жительство, каждого из них; труд с учетом его специфики; жилище, предметы быта, национальные блюда, язык, народное творчество, искусство. В детском саду в процессе формирования этнической толерантности и национальной идентичности у старших дошкольников используются различные методы, нашедшие признание в педагогике [7]. В приведенной ниже таблице перечислены методы поликультурного воспитания (Таблица 1).

Таблица 1

Методы формирования поликультурной личности старших дошкольников

Традиционные методы

Нетрадиционные методы

- приучение, упражнение, внушение

- руководство деятельностью

- личный пример педагога

- поощрение, наказание

- убеждение, разъяснение, беседа

- моделирование педагогических ситуаций

- ролевые игры

- рефлексивные методы

 

По последним итогам переписи населения, национальный состав Казахстана выглядит следующим образом: казахи — 53,4 %, русские — 27,6 %, украинцы — 5,1 %, узбеки — 2,5 %, немцы — 2,1 %, татары — 1,7 % и т. д. Схожую картину имеет национальный состав населения Карагандинской области: казахи — 43,5 %, русские — 35,6 %, украинцы — 6,5 %, немцы — 4,1 %, татары — 2,8 %, узбеки — 0,5 % и т. д. Из приведенных данных видно, что в «ведущую» по своей численности тройку народов входят казахи, русские и украинцы.

В связи с этим, для выявления знаний детей о народах Казахстана и их культурах, особый упор делался на культурные традиции казахского, русского и украинского народов. Исследованием были охвачены 60 детей 5–6 лет двух групп (с казахским и русским языком обучения и воспитания), в состав каждой группы входило 30 детей. Для того чтобы выявить уровень развития национальной идентичности детей, с опорой на их наглядно-образное мышление, нами были разработаны методики «Что лишнее?», «Найди своё место». Данные методики представляли собой изображения людей в национальных костюмах, характерных для того или иного народа, предметов их быта и культуры. Они позволили выявить реальный уровень знаний детей об особенностях своего народа и определить уровень сформированности национальной идентичности у старших дошкольников.

Суть методики «Что лишнее?» сводилась к выделению детьми не соответствующих элементов культуры, относящихся к казахскому, русскому и украинскому народам. В игровой форме детям (группам из 2–3 чел.) предлагалось убрать «лишний», на их взгляд, предмет культуры и быта, расположенный напротив изображений людей, одетых в одежду определенной национальности (в казахский, русский, украинский национальные костюмы). Например, напротив фигур людей, одетых в казахскую национальную одежду, были изображены следующие предметы: юрта, торсык (сосуд для хранения кумыса), дымковская игрушка и домбра. В данном случае, дымковская игрушка являлась не соответствующим предметом культуры и относилась к элементу иной (русской) культуры. Аналогично, лишний предмет содержал ряд элементов культуры и быта, относящийся к русской, украинской культуре. Помимо выделения несоответствующего элемента той или иной культуры, детям предлагалось определить национальность изображенных людей по их народным костюмам, а так же дать характеристику предметам культуры и быта того или иного народа. На конечном этапе методика «Что лишнее?» содержала рисунок с изображением людей в разных национальных костюмах. Напротив них были нарисованы игрушки, наша планета, солнце, цветы. Детям предлагалось аналогичное задание: выделить лишний элемент. Так как лишний элемент в данном случае отсутствовал, нами подчеркивалось то, как много общего между всеми людьми Земли, независимо от их национальности и культуры. Ответы детей уточнялись и фиксировались.

При проведении методики «Найди свое место», для определения уровня сформированности национальной (этнической) идентичности, детям предлагалось на подобных картинках найти народ, к которому они себя относили и наклеить свое символическое изображение (☺) в соответствующей графе. Ребенку предлагалось обосновать свой выбор. Если ребенок затруднялся в определении своего места среди представленных национальностей и культур (были представлены казахская, украинская, русская, татарская, грузинская, немецкая, белорусская культуры — исходя из национального состава группы), то ему предлагалось поместить «себя» в графу с изображением множества людей в различных национальных костюмах. Полученные сведения заносились в дневник наблюдений, были сделаны выводы о сформированности национальной идентичности у детей подготовительных к школе групп (Таблица 2,3).

На основе полученных данных были сделаны выводы о сформированности национальной идентичности и выделены три уровня сформированности национальной идентичности (высокий, средний, низкий). Высокий уровень — ребенок без затруднений определяет свое место в многонациональном социуме, помещая «себя» в соответствующую графу, мотивирует свой выбор знанием материальной культуры своего этноса. Средний уровень — ребенок (иногда с небольшим затруднением) правильно определяет свою национальную принадлежность, но не мотивирует свой выбор. Низкий уровень — ребенок, (даже при наводящих вопросах взрослого) не может определить свое место в многонациональной среде, не знает особенности культуры и быта своего этноса.

По результатам проведенных методик, мы получили следующие данные, которые отражают уровень сформированности национальной идентичности детей группе с русским языком обучения: высокий уровень — 4 человек (13 %), средний уровень — 11 человек (37 %), низкий уровень — 15 человек (50 %) Полученные данные были проанализированы и представлены в процентном соотношении по группам (Таблица 2).

Таблица 2

Уровень сформированности национальной идентичности у детей в группе с русским языком обучения

Уровень сформированности национальной идентичности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

4 человека

13 %

Средний уровень

11 человек

37 %

Низкий уровень

15 человек

50 %

 

Мы получили данные, которые отражают уровень сформированности национальной идентичности детей в группе с казахским языком обучения: высокий уровень-5 человек (16,5 %), средний уровень-8 человек (26,5 %), низкий уровень- 17человек (57 %).

Таблица 3

Уровень сформированности национальной идентичности у детей в группе с казахским языком обучения

Уровень сформированности национальной идентичности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

5 человек

16,5 %

Средний уровень

8 человек

26,5 %

Низкий уровень

17 человек

56 %

 

При выявлении уровня сформированости национальной идентичности, некоторые из детей группы с русским языком обучения затруднялись самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный вопрос содержал подсказку, т. е. в нём наряду с другими называлась национальность, к которой относится ребёнок, дошкольник замечал её, реагировал на знакомое слово и отвечал правильно. Двое детей на вопрос «В нашей стране живут казахи, татары, русские, белорусы, а ты кто?» ответили: «Я человек», «Я наш». Трое детей (1-немец, 2 татар) на аналогичный вопрос ответили, что они «казахи».

На наш взгляд, это связано с желанием детей видеть себя в доминирующей национальной группе и наличием более обширных сведений, именно об этом народе. В приведенной ниже сравнительной диаграмме, представлены результаты, полученные после выявления уровня сформированности национальной идентичности у детей с русским и казахским языком обучения (Рис. 1). Наглядно видно, что полученные данные очень схожи и имеют незначительные различия. Таким образом, около 30 % всех детей, принимавших участие в исследовании, хорошо знают особенности своей национальности и могут о них рассказать, не затрудняясь определяют свое место в многонациональном социуме.

Помимо бесед, для выявления уровня этнической толерантности детей использовались методики «Угости конфетой», «Сестренки», предложенные Э. К. Сусловой. Оценка уровня этнической толерантности у детей, подготовительных к школе групп велась нами по 10-ти балльной системе. Так, показателями поликультурной подготовки рассматривались знания о поликультурной среде, эмоциональное отношение к реалиям и представителям такой среды, поведение в ней. Были определены три уровня сформированности этнической толерантности (высокий, средний, низкий), способы их измерения. Например, на высоком уровне (8–10 балов) — знания о поликультурной среде должны носить глубокий характер, эмоциональная оценка иной культуры — исходить из рационального, положительно настроенного подхода, нормы поведения — базироваться на ценностях взаимного уважения.

Рис. 1. Анализ уровня сформированности национальной идентичности, %

 

На среднем уровне (5–7 баллов) — поликультурные знания носят поверхностный характер, интерес к иным народностям и культурам принимает пассивные формы, в межнациональном общении и совместной деятельности поведение и эмоциональное отношение зависит в основном от ситуации и настроения ребенка. На низком уровне (1–4 балла) — знания о поликультурном мире отсутствуют, существует преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей, в поведении проявляются националистические тенденции. Результаты диагностической работы по уровню этнической толерантности детей представлены в таблице (Таблица 4).

Таблица 4

Уровень сформированности этнической толерантности у детей в группе с русским языком обучения

Уровень сформированности этнической толерантности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

7 человек

23,5 %

Средний уровень

14 человека

46,5 %

Низкий уровень

9 человек

30 %

 

В группе детей с казахским языком обучения, используя для выявления уровня этнической толерантности тот же диагностический инструментарий, что и в группе с русским языком обучения, мы получили результаты, представленные в таблице (Таблица 5)

Таблица 5

Уровень сформированности этнической толерантности у детей в группе с казахским языком обучения

Уровень сформированности национальной идентичности

Количество детей

Процентное отношение

Высокий уровень

8 человек

27 %

Средний уровень

11 человек

36,5 %

Низкий уровень

11 человек

36,5 %

 

На наш взгляд небезынтересна сравнительная диаграмма, где представлены результаты сравнения сформированности этнической толерантности у детей в группах с русским и казахским языками обучения (Рис. 2). Как видно из диаграммы, полученные данные очень схожи и имеют незначительные различия.

Рис. 2. Анализ уровня сформированности этнической толерантности, %

 

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что 50 % детей, принимавших участие в исследовании очень хорошо знают о том, какие народы живут на территории Казахстана; только 30 % детей групп узнавали на предложенных картинках символику других государств (примечательно, что герб и флаг Казахстана знают абсолютно все дети); очень низок у детей уровень интереса к жизни, быту, к культурным особенностям других национальностей. Чувство же симпатии к людям разных национальностей (этническая толерантность) сформировано лишь у половины обследованных детей. Следует отметить, что около 30 % детей из каждой группы очень эгоистичны, 30 % — отличаются добротой. Дети обеих исследуемых групп (около 40 %) при выборе в проведении методике «Угости конфетой» не были одинаково доброжелательны ко всем, а оказывали предпочтения представителям своей национальности. Однако результаты проведенного исследования говорят о том, что принципы поликультурного воспитания далеко не всегда реализуется даже в поведении детей дошкольного возраста. Так, после бесед с 60 детьми в возрасте 5–6 лет, мы констатировали тот факт, что: опрошенные проявили нескрываемую неприязнь по отношению к цыганам (87 %), чукчам (81 %), немцам (72 %), татарам (64 %), 20 % детей настроены крайне националистично: негативно высказываются обо всех других национальностях и предпочитают общаться только со «своими». Результаты исследования говорят о том, что этнофобия свойственна 35 % детей, участвующих в эксперименте. Становится все более очевидным, что знание особенностей другой культуры, навыки межкультурного общения необходимы не только взрослым, но и детям, причем как представителям инокультурных систем, так и доминирующей этнической общности.

Можно исходить из того, что сознание причастности к конкретной нации само по себе ни хорошо, ни плохо. Однако, лишь сознательная национальная самоидентификация делает возможным повышение интереса и положительного отношения к иным культурам. Таким образом, очень важным для сегодняшних дошкольников является нахождение собственной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного социума нашей страны. Проведенный эксперимент говорит о том, что основы этнической толерантности у детей есть, но необходимо значительно расширять опыт толерантного межнационального общения и углублять знания детей о народах РК в повседневной жизни детского сада.

 

литература:

 

  1. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование –актуальная проблема современной школы // Педагогика. — 1999.- № 4.

2.      Закон РК О правах ребенка в РК. Глава 7, ст.34.2007г.

  1. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан. — Алмты.,1996.
  2. Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой — М., 1994.

5.      СусловаЭ. К. Общение с детьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания детей //Дошкольное воспитание.-1990. -№ 6.

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1999.

7.      Козлова С.К,.Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов