Автор: Миронова Ольга Григорьевна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Библиографическое описание:

Миронова О. Г. Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 46-50.

Вопросы, связанные с изучением детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к числу актуальных в педагогике, психологии и других смежных науках. Это подтверждается значительной распространенностью дефектов развития, в частности интеллектуального.

По данным многих исследований, число детей страдающих дефектами умственного развития имеет тенденцию к увеличению. Для реабилитации и социально-трудовой адаптации учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида необходимо изучение всех особенностей развития таких детей в частности развитие познавательной активности в области математики.

В специальных школах VIII вида подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в коррекционных школах ведется работа по профориентации, т. е. осуществляется система. Но для адекватного выбора профессии умственно отсталым подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся.

В отечественной психологии проблемами умственно отсталых детей занимались: С. Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, В. Г. Петрова, М. С. Певзнер и другие ученые. Процесс обучения и диагностики умственно отсталых детей изучали такие ученые, как Л. С. Выгодский, Л. В. Занков, Б. И. Пинский, С. Забрамная и другие. Вопросами помощи умственно отсталым детям занимались: А. Р. Малер, Г. В. Цикото, Е. М. Мастюкова, Л. С. Выгодский, В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов.

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей Л. С. Выготский объяснял тем, что педагоги и психологи рассматривают глухоту, слепоту, умственную отсталость только как дефекты физические и психические и не видят главного их социальной сущности. Выготский писал: «Всякий телесный недостаток, будь то слепота, глухота или врождённое слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение».

В связи с дефектом меняется положение ребёнка в семье. В одних случаях он становится обузой, в других к нему удваивается любовь и нежность со стороны родителей. Это сказывается на отношении ребёнка к окружающим. В конечном счёте, по образному выражению Л. С. Выготского, происходит социальный вывих, «перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения». Аномальный начинает приобретать особые личностные качества: застенчивость, неуверенность в себе или агрессивность, негативизм и т. д.

Отвергая мнение, согласно которому у умственно отсталых понижены социальные инстинкты, общественные импульсы, Л.С Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации умственно отсталых, а в воспитании из них социально активных индивидуумов. Эта идея является весьма актуальной для современной олигофренопедагогики.

Основной контингент учащихся специальной школы VІІІ типа, составляют дети с наиболее лёгкой степенью умственной отсталости-дебильности. Как правило (в 80–85 % случаев), это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Но понятие «умственная отсталость» шире, чем понятие «олигофрения», поэтому у части учащихся умственная отсталость является результатом целого ряда других патологических состояний ЦНС.

Своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых учащихся состоит в значительном недоразвитии словеснологического мышления. В меньшей мере это своеобразие проявляется в процессе наглядно-образного мышления. Одним из видов в волевой деятельности является внимание, состояние которого существенно влияет на развитие детей, приобретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основе которого лежит врожденный ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И. П. Павлову), наблюдается у большинства умственно отсталых детей. Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью, дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком-то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. Однако, как показывает педагогическая практика, в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объём. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживание и выполнение трудовых заданий.

К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающиеся у умственно отсталых расстройства эмоциональной сферы, которая имеет большое значение в процессе познания, поскольку активизирует работу мышления. В случаях тяжелого поражения центральной нервной системы чувства однообразны, неустойчивы.

Одно из типичных нарушений даже при лёгкой степени умственной отсталости -это расстройство речи. Как правило, речевая система формируется с задержкой. У многих бывает нарушена структура слова, страдает и грамматический строй речи. Ослаблен контроль за собственной речью. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений — проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Поэтому изучение грамматики и арифметики — предметов, в наибольшей степени требующих усвоения правил, — представляет для умственно отсталых детей наибольшую трудность.

Коррекционная направленность курса математики.

Учёными доказано, что математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции. В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Учащиеся учатся комментировать свои действия, давать полный словесный отчёт о решении задачи, примера, выполнении того или иного задания по геометрии. Всё это требует от учеников большой осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщённый характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления умственно отсталых школьников. Обучение математике способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля.

На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, измерение, работа на интерактивной доске, калькуляторе и т. д.) корригирует недостатки моторики ребёнка.

Материал арифметических задач, заданий по нумерации и другим темам содержит сведения об успехах развития промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране, росте благосостояния российских людей. Это расширяет кругозор учеников, способствует воспитанию любви к своей Родине, гордости за неё.

Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умениями и навыками счёта, устных и письменных вычислений. Измерений, решения арифметических задач, ориентации во времени пространстве, знание свойств геометрических фигур позволяет учащимся решать жизненно практические задачи.

Учитель математики следит за правильностью произношения звуков учащихся. Он должен поддерживать контакт с логопедами, учитывать работу логопеда, направленную на коррекцию дефектов речи, произношения, работать над автоматизацией поставленных звуков. В противном случае ученик будет считать, что следить за своей речью, за правильным произношением звуков и слов надо только на логопедических занятиях, а на других предметах не обязательно. Математика как учебный предмет также ставит и решает задачу связи обучения математики с трудом. Знания, полученные на уроках математики, необходимо использовать, закреплять при овладении учащимися трудовой профессией в учебных мастерских, на пришкольном участке, а также на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, где учащиеся проходят производственную практику.

Умения и знания, предусмотренные программой по математике, практические навыки (измерительные, вычислительные, графические) находят самое широкое применение в любом виде труда, в любой профессии. Однако эти знания ученик сможет применить на уроках труда лишь в том случае, если и учитель математики и учитель труда научат учащихся применять эти знания и будут включать их в жизненно практические задачи. Вместе с тем учёными доказано, что математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных возможностей, коррекции интеллекта и личности умственно отсталых учащихся.

Важнейшая сторона коррекции мышления у умственно отсталых учеников, совершенствование не только индуктивных, но и дедуктивных умозаключений, т. е. формирование у них умений обобщать причины однородных явлений и в то же время умений использовать эти обобщения для объяснения новых явлений того же порядка, что и уже известны им. Но, к сожалению, система и методика изучения чисел в школе VΙΙΙ вида построены на основе только индуктивного метода формирования понятий- приёмами индуктивного обобщения. Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей говорят о том, что у детей группы обнаруживается недоразвитие психических процессов.

Систематическое психологическое изучение детей олигофренов началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Было установлено, что свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, у других, — сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности; у третьих — отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. У всех детей наблюдаются и недостатки памяти, причём эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

При выполнении многих заданий дети сталкиваются с трудностями интеллектуального характера, которые связаны с тем, что к началу школьного обучения дети ещё не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющиеся необходимым компонентом мыслительной деятельности. Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивость, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей необходимо исключить действия каких бы то ни было раздражителей.

У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся, как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость роли мышления, его некритичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки. Таким образом, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

а)     осуществлять индивидуальный подход к детям;

б)     предотвращать наступление утомления;

в)     в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

г)     во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

д)     обеспечить обогащения детей математическими знаниями об (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)

Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.

-        Обучение математике во вспомогательной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-

-        трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.

-        На практике используются следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

-        Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

-        Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

-        Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

-        Частично — поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

-        Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск  правильного  ответа. Для развития познавательных интересов следует выполнять следующие условия:

-         избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

-         не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

-         стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т. д.);

-         специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Более эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально — дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Для поддержания интереса к своему предмету можно использовать занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки, а также технические средства такие как интерактивная доска, компьютер, калькулятор, т д. Для развития наиболее полных ответов, уроки желательно сопровождать вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…»Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей учащихся. Развивая элементарное математическое, она формирует и корригирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкретизации, создаёт условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Л.С Выгодский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации умственно отсталых, а в воспитании из них социально активных индивидуумов. Эта идея является весьма актуальной для современной олигофренопедагогики.

В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Обучение математике способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля. Дети с интеллектуальными проблемами, в связи с неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства и намного тяжелее адаптируются в условиях современной жизни. Педагоги специальных школ оказывают прямое и опосредованное воздействие на эмоциональную сферу учащихся с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. Организованное в нашей стране обучение и воспитание детей с умственной отсталостью предполагает коррекцию недостатков психофизического развития, обеспечивая определенный круг знаний, выработку умений, воспитание положительных черт личности; открывает перспективу к самостоятельной трудовой жизни и интеграции в обществе. Специальная коррекционная школа формирует у учащихся чувство коллективизма, уважения к окружающим; чувство удовольствия от достигнутых в труде и учебе успехов. Для достижения этих целей перед педагогами встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей. Педагоги специальных коррекционных школ осуществляют дифференцированный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья на индивидуальном (субъективном) уровне. Задача педагогов при осуществлении такого подхода в обучении и воспитании становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладевания знаниями и умениями. Педагоги специальных школ помогают детям с умственной недостаточностью легче и прочнее усваивать нравственные нормы; формируют потребность в труде, в общественной оценке; потребность занимать достойное место среди других людей. Работа коррекционных школ способствует воспитанию у умственно отсталых детей самостоятельности, интеллектуальной регуляции чувств и правильной самооценки. Неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни отрицательное влияние несознательных взрослых приводят к неблагоприятному развитию.

Эффективность исправления недостатков развития, присущих умственно отсталым школьникам, зависит от правильной постановки всего учебно-воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения.

При хорошем воспитании и целенаправленном обучении, достаточном развитие культурных потребностей и интересов учащихся специальных коррекционных школ — дети становятся полноценными членами общества. Волевые качества, мотивы, эмоции детей с умственной отсталостью зависят от сформировавшихся у них духовных потребностей; наиболее успешный путь формирования высших культурных (духовных) потребностей является своевременное развитие полезных привычек, а также успехи в познавательной сфере зависят от постоянного обучения и развития памяти, внимания, мышления, разговорной речи т. д. Педагоги специальных коррекционных школ должны использовать компенсаторские возможности каждого ребенка с интеллектуальной недостаточностью. От знаний особенностей психики каждого ребенка с умственной отсталостью, от умений и знаний по обучению и воспитанию таких детей зависит дальнейшая судьба каждого ребенка. Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития умственно отсталых детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.

Умственно отсталые дети должны обучаться в специальных школах, где педагоги формируют у них навыки самоконтроля, критичности; приучают детей проверять правильность собственных действий; адаптируют детей к современным условиям жизни. Ученики коррекционных школ учатся реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Такая работа начинается при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке и продолжается до окончания учащимися школы.

 

Литература:

 

1.      Выготский Л. С. Основы дефектологии.Собр.Соч., В 6т.-М., 1983. –Т.5.

2.      Дефектология: Словарь справочник –Авт.-сост. С. С. Степанов; Под редакцией Б. П.- М., 1996г

3.      Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины ΧΧ века. Приложение: Дневник Е. К. Грачёвой.-М., 1995.

4.      Антропов А. П. Математика во вспомогательной школе.- СПб., 1992.

5.      Выготский Л. С. Проблемы дефектологии в сост.,Т. М. Лифанова-М., 1995.

6.      Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. О формировании начальных математических понятий.-М 1960-№ 3.

7.      Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. Под ред. Бантоврой.-М.,1984.

8.      Кузьмина –Сыромятникова Н. Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе.- М., 1972г.

9.      Леонтьев А. Н. Принципы психического развития ребёнка и проблема умственной недостаточности Проблемы развития психики.-М., 1972.

10.  Менчинская Н. А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах.-М..1965.

11.  Методика начального обучения математике Под ред. Л. Н. Скаткина.-М.,1972.

12.  Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.-М.,1989.

13.  Выготский Л.ZС. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. Т. 3. — М., 1983..

14.  Программы вспомогательной школы.-М., 1990.

15.  Программы под ред. кандидата псих.наук, профессораИ. М. Бгажноковой Изд. «Просвещении» 2010.

16.  Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/ Сост.А. И. Пискунов. М.,1971.

17.  Корекционная педагогика. Учебное пособие. Под ред. Кукушкина.2010

18.  М. Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.М.,-1978.

19.  Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) под редакцией Б. П. Пузанова. М., 2001.

20.  Дефектология.-2002.-№ 1.- С.26–32.

21.  Ю.А., Бишляга М. В. // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: материалы III Всерос. научно-практ. конф. (заочной), г. Магнитогорска, 15 дек.2005г.- Магнитогорск, 2005.- С.92–96.- Библиогр.: 5 назв.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов