Библиографическое описание:

Искакова Б. Ш. Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 6-8.

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» сказал, что: «Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования… В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации» [1].

На сегодняшний день организации образования в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, соответствующими Правилами и уставом организации образования [2].

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года были утверждены Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций № 499 (начального, основного среднего и общего среднего). Настоящие Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок деятельности организаций, реализующих общеобразовательные программы начального, основного среднего и общего среднего образования.

Основными видами организаций образования являются: школа, малокомплектная школа, гимназия, лицей, профильная школа.

Субъектами образовательного процесса являются: учащиеся, педагогические работники, родители учащихся или иные законные представители.

Организации образования осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами уровней общего среднего образования РК: начального (1–4 классы), основного среднего (5–9 (10) классы) и общего среднего (10–11 (12) классы).

Согласно Типовым правилам деятельности общеобразовательных организаций № 499 общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы [3].

Среди качеств личности школьника, можно выделить самостоятельность ребенка. Именно данное качество, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

-        умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

-        умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

-        умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

-        умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

-        умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

-        умение переносить известные способы действий в новые условия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование самостоятельности школьника способствует развитию его личности в целом.

Аналитический обзор литературы позволил выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (Н. В. Бочкина, О. А. Конопкин, Л. А. Матвеева, А. К. Осницкий, Л. А. Ростовецкая и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная, прикладная и учебная. Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач [4].

По-моему мнению, к основным видам самостоятельных работ в начальных классах можно отнести следующие:

  1. Работа с книгой — это умение работать с учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и.др., работать по плану, алгоритму, предписанию.

Навыки работы учащихся по плану особенно успешно развиваются на уроках математики.

  1. Упражнения.
  2. Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.
  3. Подготовка докладов, рефератов (3–4-класс).
  4. Домашние опыты, наблюдения (2,3,4-классы: перемены погоды, развитие питомцев и т. д.).

Техническое моделирование и конструирование (по предмету «Труд»).

Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

Я думаю, что проблема воспитания самостоятельности у школьников рассматривается в двух аспектах: умственном (Т. В. Зенцова, Л. В. Лабашова, М. Н. Силаева, Т. И. Мышьякова, И. Б. Слито, У. В. Ульенкова) и нравственном (О. А. Акулова, Н. Г. Година, А.О.кузина, Л. Н. Пустынникова идр.). Вместе с тем, недостаточно, на мой взгляд, изучены возможности воспитания самостоятельности, как нравственно-волевого качества личности, в продуктивных видах деятельности.

В семьях где есть родители, то есть в полноценных семьях школьники занимаются учебой, и учителю легче обучить ребенка к самостоятельной работе, так как учитель обучает в школе, а родители занимаются дома с ребенком, тогда обучение к самостоятельной работе более эффективнее, а в семьях где нету родителей, то есть детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей) качественно обучить знаниям и к самостоятельной работе предоставляется только учителю, преподавателю, однако в организациях где обучаются такие дети есть разновозрастные и одновозрастные воспитательные группы, но это на мой взгляд не сравниться с родительскими наставлениями, и связи с этим роль учителя в обучении, в воспитании самостоятельной деятельности более высокая.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 утверждены Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Настоящие Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и регулируют деятельность организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Организации образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) — организации системы образования, в которых создаются благоприятные условия для воспитания, получения образования с предоставлением места проживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Организации образования могут быть государственными, частными.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и (или) воспитывающиеся в государственных организациях образования, содержатся на полном государственном обеспечении.

Организация образования самостоятельно разрабатывает воспитательную программу в соответствии с психофизиологическими особенностями воспитанников, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Свою деятельность организация образования осуществляет в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», настоящими Правилами и уставом организации образования, другими нормативными правовыми актами.

Контроль за деятельностью организаций образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», «О правах ребенка в Республике Казахстан», законодательством Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения [5].

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

 

Литература:

 

1.      Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»;

2.      Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);

3.      Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего) утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499;

4.      Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов // Материалы педагогических исследований. — М., 1961. — Вып. 115;

5.      Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов