Автор: Мишарина Вероника Александровна

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Библиографическое описание:

Мишарина В. А. Учи, но не забывай и воспитывать // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 60-62.

http://www.de-online.ru/novosti/1212.gif

 

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф. Тютчев

Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Да и жизнь учителя состоит из них, этих уроков. Существует масса методов, приёмов, типов уроков, чтобы научить и разбудить в ученике творческие возможности. И для этого хороши все методы — активные и пассивные. Но многое определяется личностью самого учителя. Учитель — это нечто гораздо большее, нежели просто учёный, знающий человек. Большой учёный может и не быть учителем. Учитель — это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс — тоже зрители. Но учитель — больше, чем актёр. Даже самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя, а учитель — несёт. Учитель — это ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли, сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание — это, прежде всего, призвание и талант. Луначарский в своё время писал: «…преподаватель формирует самый благородный материал — людские души… И это можно сделать только тогда, когда между ними протянулись токи, заразившие их определённой симпатией к вам…»

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе — человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремление воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем.

Многое из школьных предметов потом забывается, не забывается одно — общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Для этого на уроках истории не заставляю старшеклассников выходить к доске и отвечать на поставленный вопрос, мы часто беседуем на равных, сидя за партой, они обсуждают проблемы, Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Конечно, учителя — обыкновенные люди: с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но учителя не выбирают — он достаётся детям. И он должен уметь оставлять за порогом класса всё, что может помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко. Но надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам: «Добрый день!», не перебить отвечающего, не ответить резкостью на грубость. Ребёнок должен живо реагировать на всё, что происходит на уроке (на реплики, на шутки, на интересную информацию). Идеальная тишина — не главное условие обучения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность. Без доброго отношения к ребёнку, ободрения нет общения, а без общения нет воспитания. Невозможно обучение и воспитание без толерантности.

Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны — всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки в особых дневниках памяти. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится школе.

Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Похвала — лучший способ закрепить положительные поступки. И умение хвалить — своего рода талант. То, как ребёнок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даём.

В нынешних непростых условиях, во времена потери нравственных и культурных основ в воспитании школьников обращение к искусству, художественной литературе может сформировать в ребёнке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощённые в духовном облике человека.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Они раскрывают способность личности к любви — к матери, к Родине, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.

Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. На своих уроках я стараюсь развить уже имеющийся у них жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т. к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная культура воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красота родной природы — прекрасное средство воспитания детской души. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые даёт учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Необходимо использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке понимания, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды — добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Конечно, я ещё многому учусь сама, и мне хочется сделать правильный выбор.

http://www.obzor.lt/images/news/6/2011_08_17/pic8.jpg

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов