Библиографическое описание:

Семенюк Н. В., Романова Н. Ю. Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 34-37.

В настоящее время существует много различных образовательных технологий, способствующих воспитанию творчески мыслящей, социально-активной личности, готовой принять активное участие в жизни общества. Поэтому учитель должен сделать выбор технологии, которая будет соответствовать цели образования.

Известно, что учителя используют две модели организации процесса обучения: директивную — т. е. базирующуюся на однонаправленном воздействии учителя на ученика и интерактивную, основанную на постоянном взаимодействии учителя и ученика, связи, активности участников учебного процесса.

Интерактивное обучение — это особая форма организации познавательной деятельности. [1] Оно предполагает развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого участника процесса.

Главная идея интерактивной методики — активизация учебной деятельности, через систему развивающего обучения, сотрудничество с учителем, различные стили общения в коллективе. Данная методика представляет собой комплекс методов, которые направлены не только на решение образовательных задач, но и на формирование жизненных качеств личности, его умение общаться, высказывать своё мнение, дорожить оценкой товарищей, стремиться к творчеству и т. д. Основное отличие интерактивной методики от существующих методик состоит в том, что результат усвоения знаний зависит от развития обучающегося, поэтому в основе этого метода заложена идея формирования, развития творческой, общительной, демократической, толерантной личности обучающегося.

Интерактивные методы — это:

1.                      Мозговая атака — метод коллективного обсуждения, выражение мнений всех учеников.

2.                      Составление кластера — определение ключевого слова тематической группы.

3.                      Ролевая игра — проигрывание ситуации.

4.                      Логические задачи.

5.                      Деловая игра.

6.                      Дебаты.

7.                      Исследовательская деятельность.

8.                      Дискуссии.

9.                      Решение дилеммы.

10.                  Тренинги.

11.                  Разноуровневые задания и др.

Сейчас на практике применяются более 30 методов интерактивного обучения. [1]

1.          Ролевая игра — вид имитационной игры. Например, «Планета друзей». Цель игры — определить принципы жизнедеятельности в классе, содействовать осмыслению своего места в коллективе. Игровая ситуация такова: существует множество необитаемых планет, звёзд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с кем поселитесь вместе на новой планете. Начинаем с упражнения (вам нужно хорошо понимать и почувствовать друг друга). Возьмитесь за руки, пожмите руки, а теперь выполняйте задания:

1)      Придумайте название своей планеты.

2)      Расскажите о событиях, происходящих на планете.

3)      Расскажите, как общаются на вашей планете.

Команды доказывают, что они — достойные представители своих планет, все её жители — друзья.

Таким образом, правильно организованная игровая ситуация способствует формированию у учащихся очень важных правил жизнедеятельности, развивает в них интерес и творческую активность. Ролевые игры можно использовать практически на всех уроках.

Ещё один вариант ролевой игры — «Суд». Ролевая игра в форме судебного процесса над негативными явлениями нашей жизни, человеческими пороками, нравственными поступками позволяет вовлечь учащихся в серьёзный нравственный анализ и самоанализ, оценку и самооценку.

Существует несколько вариантов подготовки и проведения такой игры. В любом случае надо знать процедуру ведения судебного заседания хотя бы в общих чертах:

Распределяются роли. Судья — ведёт судебное заседание, т. е. ход ролевой игры. Секретарь — записывает основные аргументы «за» и «против». Обвиняемый — явление, порок, негативное качество, нравственный анализ и оценка которого будут осуществляться в ходе игры. Прокурор — выносит обвинение, перечисляет все факты и аргументы, подтверждающие вред, опасность обсуждаемого явления. Адвокат — находит факты и аргументы, оправдывающие обсуждаемое явление. Свидетели обвинения. Свидетели защиты. Присяжные заседатели (все остальные учащиеся класса).

Ролевая игра «Суд» завершается анализом. Что получилось удачно? Почему? Что не получилось? Почему?

Тематика ролевых игр «Суд» может быть самой разнообразной. Например, на уроках биологии при обобщении и закреплении знаний можно провести «Суд над фастфудом» при изучении раздела «Пищеварительная система человека»; «Суд над наркоманией» или «Суд над алкоголизмом» при изучении влияния на организм вредных веществ.

На уроках физики при обобщении и закреплении знаний можно провести ролевые игры «Суд над автомобилем»; «Суд над ядерной энергией» или «Суд над силами природы».

Ролевые игры оживляют занятия и повышают интерес к предмету. Хорошо организованная ролевая игра создаёт условия для развития вербальных и креативных способностей учащихся.

В подготовке ролевой игры — дискуссии можно выделить следующие этапы:

1)                 Определение цели материала, на котором будет проводиться дискуссия.

2)                 Составление сценария дискуссии.

3)                 Распределение ролей.

4)                 Психологическая и практическая подготовка.

На уроках биологии очень интересно можно провести дискуссии по таким темам как «Происхождение человека», «Происхождение жизни», «Значение генетики». На уроках физики можно провести дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О границах физики», «Физический идеализм».

Как оценить игру? Проводя анализ, отметить лучших игроков, не обижая остальных. В любом случае, оценка должна быть стимулом.

Для активизации мыслительной творческой деятельности учащихся на уроке можно также использовать такой интерактивный метод обучения, как деловая игра. Она обычно включает в себя несколько элементов: например, мозговой штурм, тренинги, защита результатов, оценка и воспитательные выводы.

Такие формы работы помогают развивать внимание, память, речь, мышление, воображение, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и принимать оптимальные решения. Участвуя в деловой игре, ученики расширяют свой кругозор, учатся применять свои знания на практике. В процессе общения и сотрудничества учащиеся становятся более общительными.

При проведении деловой игры класс можно разделить на две команды, группы. Каждая команда выдвигает своего спикера, которые, обсудив вопросы со своими командами, излагают свою позицию и позицию товарищей.

Мозговой штурм, или мозговая атака, может стать этапом деловой игры. Каждая из команд чётко и быстро отвечает на вопросы, находит решение, выдвигает идеи (в зависимости от содержания урока). [3]

Путём мозгового штурма можно получать новые идеи. При этом основное правило: выдвигаемые идеи не критикуются и не оцениваются. Чем больше идей- тем лучше. Любые идеи нужно развивать, одобрять все неординарные. Время мозгового штурма чётко ограничивается.

Использование мозгового штурма позволяет развивать самостоятельность, способствует продуктивности сотрудничества. Например, можно привести «классические» вопросы для мозгового штурма по физике:Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек? или Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?

Эффективной работой является и составление кластера. Определяется ключевое слово темы, к которому подбираются слова одной тематической группы. Например, при изучении темы «Электричество» по физике ключевым словом темы является слово — ток. Или при изучении темы «Клеточная теория» по биологии, кластер можно составить к слову «клетка».

Обсуждаются все слова в полемичной форме, составляются словосочетания, предложения и т. д. Можно составить кластер к любой теме по любому предмету, а затем провести обсуждение-анализ, сделать выбор.

Деловая игра может включать различные виды заданий. Например:

1.                  Решить логическую задачу.

2.                  Составить кроссворд из 5–6 вопросов.

3.                  Написать рассказ, в котором все предложения начинаются со слова, являющимся ключевым в изучаемой теме.

4.                  Нарисовать рисунок соответствующий изучаемой теме.

Очень важную роль среди интерактивных методов обучения является применение логических задач. Логические задачи можно использовать при изучении нового материала, повторении и обобщении по всем темам и во всех классах. Логические задачи активизируют познавательную деятельность учащихся, изменяют, соотношение между долей руководства со стороны учителя и долей самостоятельной работы учащихся. Характер познавательной деятельности на уроке изменяется от репродуктивной к поисковой при использовании задач.

Очень интересные логические задачи применяются на уроках биологии, например, при изучении темы «Обмен веществ и энергии в организме человека», футболист высокого класса в среднем за игру теряет около 1 килограмма массы тела. Какие процессы, протекающие в мышцах спортсмена, приводят к уменьшению массы его тела? (Расщепление жира с выделением воды, которая необходима для охлаждения тела, футболист перегревается, пот выделение способствует охлаждению и большая физическая нагрузка требует много энергии). [2]

Интересные логические задачи применяются на уроках физики, например:

Служащему таможни, где производился контроль отправляемых за границу товаров, показались подозрительными пластмассовые кегельные шары одной из фирм. Они весили столько же, сколько деревянные того же размера. Шары не были массивными, но стенки были повсюду одинаково тверды. Служащий подумал, что внутри каждого шара имеется полость, где можно спрятать контрабандные товары. И, действительно, при помощи очень простого опыта без применения особой аппаратуры таможенник установил, что в одном из 12 шаров спрятана контрабанда. Когда шар вскрыли, там оказалось брильянтовое украшение. Как удалось обнаружить этот шар? (Таможенник опустил шары в ведро с водой. Один из шаров неустойчиво покачивался на поверхности — центр тяжести его находился не в центре шара. Именно, в этом шаре были спрятаны драгоценности). [4]

При решении задачи раскрывается взаимосвязь и взаимозависимость между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей средой. Решение задач дает возможность реализовать учебные задачи. Предлагаются задачи разно уровневого характера, учитывается скорость в решении задач и степень сложности.

Учебный курс по естественным дисциплинам представляет единую систему тесно взаимосвязанную: из класса в класс постепенно раскрываются понятия и закономерности природы, отражающие суть живых организмов и формируется системное мышление. Важную роль в формировании системного мышления играет использование на уроках интерактивных методов обучения.

 

Литература:

 

1.      Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.:ТЦ Сфера, 2005. — 128 с.

2.      Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителя. — СПб:Акцидент, 1998. — 175 с.

3.      http://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html

4.      Я. И. Перельман — Занимательная физика. Логические задачи по физике.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов