Автор: Дьячкова Татьяна Владимировна

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Библиографическое описание:

Дьячкова Т. В. Интерпретация идей духовного наследия С. Радонежского в контексте решения проблем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 37-40.

Идея Родины предполагает в человеке живое начало духовности.

И. А. Ильин «Путь духовного обновления»

В настоящее время российское педагогическое сообщество всерьез обеспокоено увеличением числа детей и подростков, проявляющих поверхностное отношение к своему образованию. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современных детей, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времен славилась наша страна. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества» [1], — отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Следует констатировать, что сегодня образовательная организация призвана воспитывать ребенка так, чтобы он осознавал себя гражданином Великой России, учить ребенка не просто любить Родину, а знать подвиги ее сыновей и дочерей во все времена. Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и подвига людей духовных, совершенных и мужественных. Неслучайно отечественная история педагогики исследовала культурное наследие Русской Православной Церкви.

К сожалению, мы забыли о том, что еще около ста лет назад российские учителя, гимназисты и студенты начинали свой день с молитвенного обращения к Преподобному Сергию Радонежскому — покровителю учености, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Необходимость обращения к наследию просветителей Русской Православной Церкви вызвана ещё и тем, что российское государство связывает прогресс в развитии Отечества с духовно-нравственным потенциалом народа, и в первую очередь детей и подростков. В своем выступлении на Первом Межрегиональном образовательном форуме «Позиция современника: прошлое, настоящее, будущее» доктор психологических наук А. Г. Асмолов подчеркнул, что «…на фоне информационного обогащения, мы сталкиваемся в настоящее время с духовным обнищанием человека». Задачу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня без преувеличения, необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Современное дополнительное образование детей, отражающее прямой образовательный выбор тысяч российских семей, может и должно взять на себя задачу воспитания современного ребенка — как человека активного, ответственного, нравственного, умного, конкурентоспособного, воплощающего в жизнь свою гражданственность и патриотизм.

Педагог в системе дополнительного образования детей не является пассивным транслятором социальных ролей и типичных шаблонов поведения, он преломляет их в индивидуальном опыте жизни каждого ребенка, создает представления о том, что такое Отечество, малая Родина, семья.

Особую значимость сегодня приобретают педагогическая интерпретация духовного наследия, обогащение его фактами образовательной практики. Великий А. С. Пушкин сказал об интересе общества к проблемам духовно-нравственного образования так: «Знать Россию — это знать ее тело, ее душу и ее дух. Знать ее историю, географию, статистику, ее словесность и искусство, ее веру».

Задачу гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня без преувеличения, необходимо осмысливать как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Дополнительное образование детей с его «ненавязчивым» воспитанием учит ребенка жить в пространстве отношений между людьми с различными взглядами. Российская система образование находясь в активном поиске оснований гражданского воспитания, стоит перед необходимостью формирования у подрастающего поколения интереса к культурно-историческому наследию нашей страны, отечественной просветительской мысли, к обычаям и традициям, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания. Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского — величайшего подвижника и просветителя XIV века. Духовное учение подвижника обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Нельзя не отметить, что главным образом, именно духовные идеи православия сформировали особые национальные черты русского народа: его выносливость, терпимость, коллективизм (соборность), стойкость в перенесении ударов судьбы, сердечную отзывчивость на горе соседних народов, готовность прийти к ним на помощь, редкое бескорыстие и самопожертвование.

Сегодня возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения подростками, юношами и девушками своего индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности конструировать свое будущее. При этом огромное значение имеет анализ причин неприятия или пассивного отторжения подростками той культуры, тех нравственных эталонов и оценочных категорий, которые являются значимыми для его социального окружения.

Одной из главных задач современной системы дополнительного образования детей является задача формирования культурной личности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства. Воспитательная концепция С. Радонежского представлена триадой «Личность — общество — государство», и основывается на принципах, которые ложатся в основу образовательного процесса, реализуемого в системе дополнительного образования детей.

Духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в решении современных воспитательных задач. В качестве основных направлений реализации педагогических идей Подвижника могут выступать следующие принципы:

-        принцип преемственности в воспитании подрастающего поколения;

-        принцип непрерывного самосовершенствования личности через систематический труд, внутреннее самосозерцание;

-        принцип коллективного (общинного) воспитания;

-        принцип воспитания в труде;

-        принцип нравственного примера самого педагога;

-        принцип служения обществу, Родине (принцип общественно полезной деятельности).

Педагоги дополнительного образования и их воспитанники — наследники богатейшей культуры — фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. По словам русского историка В. О. Ключевского: «…при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка» [2, 253].

Изучение традиций российского народа в условиях дополнительного образования детей позволяет современному ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность. На наш взгляд, для дополнительного образования детей особенно близки идеи С. Радонежского о преемственности в воспитании и обучении, гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой (социокультурное пространство — уклад жизни современной образовательной организации, воспитывающее бытие); идея гражданского воспитания, бескорыстного служения народу и Отечеству.

Участие воспитанников творческих объединений в реальных социальных практиках (работа в приютах и детских домах, оказание посильной помощи незащищенным социальным слоям населения, экологическая деятельность, направленная на улучшение окружающей среды и т. д.) позволяет обрести определенный жизненный опыт, способность адекватно оценивать себя, свои возможности и поступки, ответственно подходить к своей деятельности. Без сомнения добровольчество, безвозмездный труд (в рамках деятельности волонтерских отрядов) для многих подростков становятся формой реализации собственных амбиций и устремлений, утверждения веры в определенные жизненные ценности, формирует у них такие качества как сочувствие, милосердие, сострадание. Кроме того, участие в значимых проектах социального, экономического и культурного характера является своеобразной «прививкой» от антисоциальных действий детей и подростков.

Все выше перечисленное — это лишь небольшая часть того пути, на котором дети при непосредственном участии педагога приобретают для себя чувство Родины, чувство сопричастности к культурно — историческому наследию родной страны, у них формируется потребность жить и работать на родной земле во имя ее процветания.

Наличие общей цели, совместный труд в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы невозможен без взаимосогласия и любви к ближнему. Без сомнения, в блоке целеполагания в каждой программе прописана цель гражданско-патриотического воспитания. Для педагога важно определить тот стержень, который позволит подобрать «ключик» к сердцу каждого ребенка как полноправного субъекта образовательного процесса. Педагоги нашего региона нашли то, что объединяет и детей, и взрослых, то, что дорого всем нам — это наши малые города, малая родина, а значит реальные люди, живущие в ней. Конкретные дела по отношению к земле, на которой мы живем, определяют уровень нашей воспитанности, духовности и нравственности, формируют гражданскую позицию ребенка. В свою очередь, дети живо откликаются на то, что им знакомо, близко и дорого. Приведем ряд примеров:

-        непосредственное участие детей в создании и работе музеев ОО «Судьба человека», «Марья искусница», «Музей истории трех поколений», «Отечество» и др.

-        подготовка и реализация проектов «Нам силу дает наша малая Родина», «Светочи России», «Тула — наш общий дом», «Спешите делать добро» и др.;

-        реализация целевой долгосрочной программы патриотического воспитания и гражданского становления «Память сердца, память души». работа научных обществ краеведов (краеведческие конференции «Тула — наш общий дом», «Есть город в России», «Тула — город — герой»; краеведческая регата «Поле русской славы»);

-        участие воспитанников УДОД в выставках декоративно-прикладного искусства, литературных конкурсах и викторинах в рамках соработничества с епархией Тульской области;

-        проведение «Уроков доброты», в основу которых положен поучительный и интересный литературный и исторический памятник «Жизнь и приключения А. Т. Болотова, описанные самим им для своих потомков»;

-        организация культурно — образовательного досуга через приобщение детей к миру красоты и добра, воспитание норм поведения в обществе;

-        конкурсы на базе Государственного военно-исторического и природного музея — заповедника «Куликово поле», выставки по ДПИ, Межрегиональная военно-спортивная игра «Марш-бросок «Куликово поле»;

Как и иноческая община, созданная С. Радонежским, творческие объединения системы дополнительного образования детей представляют собой воспитательное содружество личностей (детско-взрослую общность), основанное на гармонии личностного и общественного. Взрослого и ребенка объединяет предмет общего интереса, педагог не только передает определенный объем новой для детей информации, но и формирует развивающую ребенка среду (фон жизнедеятельности). Базовые национальные ценности ложатся в основу содержания мероприятий культурно — образовательного досуга: праздников, викторин, фестивалей, выставок, акций, конкурсов.

Социокультурные практики, реализуемые в системе дополнительного образования детей, формируют у воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора, позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик принимают участие не только педагоги и воспитанники творческих объединений, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры, науки и спорта, представители служб социальной помощи и т. д.

По мысли великого Подвижника для того, чтобы идти по пути духовно-нравственного восхождения, необходима опора на опыт, накопленный предыдущими поколениями, изучение исторических традиций родного народа, осмысление нравственных устоев. Для С. Радонежского было особенно важным укрепление в себе добродетельных качеств, согласование своих поступков с нравственными устоями и родительскими наказами, усвоенными ребенком с детства. Тем самым мы можем реализовывать одну из важную педагогических идей С. Радонежского — идею преемственности поколений. Родители в системе дополнительного образования детей — полноправные участники образовательного процесса.

Для нас особенно важен тот факт, что за духовным развитием своих сподвижников Преподобный Сергий следил с неустанным вниманием, стремясь к тому, чтобы каждый инок занимался тем делом, к которому был близок и по характеру, и по способностям. Осуществляя руководство общиной, проявлял необходимое для наставника умение — распознать, угадать, увидеть в ученике те или иные способности и создать благоприятные условия для их успешного развития. Историк В. О. Ключевский отмечает, что каждого ученика Сергий Радонежский «вел своим путем, не спуская глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам» [2, с. 211].

Выстраивание образовательного процесса в логике данного отношения Преподобного к своим ученикам, помогает педагогу дополнительного образования реализовывать в своей профессиональной деятельности принцип индивидуального подхода.

Академик Ключевский писал: «По последующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным воздействием лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого» [2, с. 235]. Как и обители, творческие объединения системы дополнительного образования детей притягивают сегодня к себе детей, родителей и социальных партнеров. Выпускники системы дополнительного образования детей умеют работать в команде, знают цену дружбе, имеют богатый внутренний мир и конечном итоге находят свое место в жизни.

Реализуя практику дополнительного образования детей нам особенно близка мысль, высказанная историком, философом, культурологом И. А. Ильиным: «Читайте историю России; и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия, Германа и Серафима Саровского; от Мономаха до Петра Великого, и до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева — вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами» [3, с. 20]. Педагоги дополнительного образования ставят перед собой нелегкую задачу — показать ребенку силу русского духовного характера и воспитать настоящего гражданина своей страны на примерах жизни великих людей нашей истории. Ведь нашим детям строить будущее великой России.

Таким образом, основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

-        провозглашение гражданско-патриотического воспитания центральной задачей педагогической работы в образовательной организации дополнительного образования детей;

-        интеграция классно-урочной, внеурочной и внешкольной формами педагогической деятельности для решения данной проблемы.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы обозначить следующий вывод: при построении и реализации в современной педагогической действительности процесса образования подрастающего поколения россиян, на наш взгляд, сегодня мы должны стремиться использовать весь богатейший опыт как светской, так и православной педагогики.

 

Литература:

 

1.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Тишков В. А., Данилюк А. Я. Кондаков А. М. М.: Просвещение, 2014 — с. 24

2.      Ключевский В. О. в 9 т. Т. 1, ч. 1: Курс русской истории / под ред. В. Л. Янина. — М.: Мысль, 1987. — 430 с.

3.      Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Публичная речь, произнесенная в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. — Новосибирск: «Русский Архив» при «Народном Доме России», 1994–31 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов