Библиографическое описание:

Бахурова Е. П. Основы успешного семейного воспитания // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 64-69.

Они не будут жить в соответствии с вами. Жить в соответствии с вами равноценно тому, чтобы вообще не жить. Они должны жить, следуя самим себе — в свободе, в ответственности, в опасности, в сомнениях.

Ошо (Бхагван Шри Раджниш)

 

Всем известно, что становление личности происходит в семье. Именно в семье закладываются все необходимые растущему Человеку качества: любовь к близким, доброта, нежность, сострадание, целеустремленность, отзывчивость, понимание, оптимизм, решительность и другие, не менее важные человеческие добродетели. Как гласила статья 18, пункт 1 ныне утратившего силу варианта Федерального Закона об Образовании в Российской Федерации: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [7]

Нельзя не согласиться с приведенным утверждением, поскольку с самого рождения родители становятся непререкаемым авторитетом для своих детей. В силу своей полной зависимости: физической и психоэмоциональной, маленький человек не только копирует поведение взрослого, но и дарит безусловную любовь. Эта любовь и должна являться основой любой полноценной семьи; любовь взаимная: отдаваемая родителем своему ребенку, и любовь ребенка, даримая родителям в ответ.

Понятие семьи в общепринятом свойстве предполагает собой «… базовую ячейку общества… Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим ему разнообразные и достаточно сложные требования. Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития…» [1]

Успех или неудачи семейного воспитания также определяются такими составляющими компонентами как: педагогический, эмоциональный, национальный, духовный, психологический, нравственный, материальный.

Рис. 1. Степень значимости семейных составляющих по убыванию

 

Все факторы распределены мною по уменьшению степени важности, на мой личный взгляд, от самого до менее значимого. Для наглядности я использовала уменьшение поля диаграммы по мере уменьшения значимости пункта.

Кроме того, немаловажное значение имеет и тип рассматриваемой семьи: нуклеарный (от лат. «nucleus» — «ядро») или расширенный. [4, с.285–290) Под нуклеарным типом понимается традиционная семья, где есть родители (один или оба супруга) — отсюда берет начало полная или неполная семья — а также дети (или отсутствие детей в нуклеарной семье). Расширенный же тип семьи представляет собой не только родителей/родителя, ребенка или детей, но и представителей старших поколений, проживающих совместно.

Как следствие существующих разнообразных типов семей, по-разному распределяется в них и главенство, или лидерство, являющееся одним из важнейших условий успешного или, напротив, неудачного воспитания детей. Таким образом, в нуклеарной лидерство может принадлежать мужчине (патриархат), женщине (матриархат) или существует равноправие (эгалитарная семья), которое считается наиболее желательной и благоприятной семейной формой, поскольку общее участие супругов в принятии решений и воспитании детей как нельзя лучше сказывается на формировании лучших человеческих качеств у подрастающего поколения.

Рис. 2. Модели семей по распределению лидерства

 

Задача родителей, возможно, самая сложная, и для кого-то и невыполнимая, состоит в том, чтобы не только построить эгалитарную модель семьи, но и в дружественной и комфортной для детей атмосфере помочь им найти свой жизненный путь, свое «Я», а в будущем — и свою профессию. Зачастую можно наблюдать следующую картину: у родителей в юности не было возможности, скажем, самостоятельно сделать выбор будущей профессии и впоследствии они не дают и своему ребенку сделать выбор самостоятельно, принимая решение за него. Но как может быть счастлив человек, которому навязывается чужая позиция, пусть даже с точки зрения другого, верная? Идя по этому пути, родители зачастую бессознательно заставляют своих детей проживать свою жизнь, а, значит, совершать те же ошибки. Модели поведения в семье транслируются на последующие поколения, и переломить это течение зачастую очень сложно, поскольку не так много людей готовы прикладывать усилия и работать над отношениями и над собой.

Еще в начале XX века Лев Николаевич Толстой писал: «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Современное воспитание стирает её… Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?». [6, с. 102–103]

Рис. 3. Лев Николаевич Толстой за работой (начало XX века)

 

Родители, воспитатели, педагоги не в праве что-либо навязывать ребенку, они могут лишь предлагать возможные варианты, давать выбор, мягко советовать, направлять. Этот принцип, названный Ириной Маниченко «Законом Открытой Ладони» [3, с.68–71], на мой взгляд, является основополагающим принципом успешного семейного воспитания. Наши раскрытые ладони — это и готовность помочь, и предлагаемый выбор — но что именно ребенок будет готов или захочет принять из предложенного — будет зависеть лишь от него. Успех родителей во многом зависит от того, готовы ли мы слушать и слышать своего ребенка. Необходимо обладать определенной степенью мудрости, чтобы почувствовать, что именно будет принято ребенком, а что отвергнуто. В силах родителей и педагогов научить подрастающего Человека видеть в жизни только хорошее и светлое, учиться радоваться себе, окружающим людям, происходящим событиям, явлениям природы, красоте этого мира и внутренней красоте людей. Если мы сами сумеем взрастить в себе лучшие качества, они без сомнения передадутся и нашим детям, и тогда дети впитают все самое лучшее, что есть в нас, их родителях и педагогах.

Также одним из важных принципов успешного семейного воспитания мне видится совместный родительский досуг и совместное творчества ребенка и родителя. Не секрет, что мы живем в мире интенсивно развивающихся цифровых технологий. Зачастую родители выбирают наилегчайший и неправильнейший с точки зрения педагогики путь: вместо совместного времяпрепровождения со своим ребенком они вручают ему планшет, компьютер, мобильный телефон, игровую приставку — что угодно — лишь бы освободиться от вопросов: «А почему…?/ А что…?» и просьб: «Мама, пойдём …»./ Папа, давай вместе…». Идя по этому пути, родители, с точки зрения настоящего, лишают ребенка возможности совместного времяпрепровождения, общения, через которое он может перенять все самое лучшее от мамы или папы. А с точки зрения будущего — мы лишаем детей счастливых совместных воспоминаний из детства, где фигурирует он/она и мама с папой, а не он/она и портативный компьютер.

Рис 4. Совместный досуг взрослого и ребенка. Фото автора

 

Вспомним, что еще в первой половине XX века выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский открыл закон «зоны ближайшего развития ребенка». [2, с. 103–107].

В чем же он заключается? А заключается он в том, что завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с помощью взрослого (или принимал участие, будь то активное или пассивное). Иными словами, все наши совместные действия: домашние обязанности — приготовление пищи, наведение порядка в доме; способы проведения досуга — рисование, лепка, художественное творчество, пение, настольные игры, игры на улице; наши разговоры с ребенком — обсуждение содержания книг или мультипликационных фильмов, их героев, беседы об окружающем мире и т. д. — все эти действия создают основу знаний, умений и навыков, закладывают необходимый фундамент будущей самостоятельности растущего Человека.

Также хочется отметить, что очень важна доброжелательная, дружественная атмосфера, в которой растет ребенок: атмосфера семьи и отчего дома. Если сравнить развитие ребенка с развитием цветка, то всем известен тот факт, что при отсутствии или недостатке ультрафиолетовых лучей его рост замедляется или останавливается. В ситуации с ребенком лучами солнца становится именно положительная атмосфера родительского дома, где дарят любовь и тепло. Не стоит забывать, что для успешного достижения целей семейного воспитания очень важен психологический комфорт пребывания в семье (более того, это относится не только к детям, но и к взрослым).

Рис. 5. Механизм развития детской самостоятельности (по Л. Выготскому). Фото автора.

 

В заключении хотела бы привести цитату Бхагвана Шри Раджниша, более широко известного под именем Ошо, который писал в своих трудах, посвященным детям и их воспитанию: «…Ребёнок прыгает, танцует, кричит и визжит, а вы читаете свои … газеты. И вы знаете, что там — всегда одно и то же. Но вы чувствуете, что вам мешают. Вы останавливаете ребёнка: «Не кричи! Не мешай папе!» И вы останавливаете эту бегущую энергию, этот поток — вы останавливаете этот пыл, вы останавливаете жизнь… Я не говорю, что ребёнку всегда можно позволять мешать вам. Но из сотни раз, девяносто раз вам на самом деле не мешают». [5, с. 51]

Уважаемые родители, воспитатели и педагоги, давайте начнем воспитание, развитие и обучение наших детей с саморазвития, ведь именно в нём мне видится главный залог успешного семейного воспитания.

 

Литература:

 

1.      Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D1 %E5 %EC %FC %FF.

2.      Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?/ Ю. Б. Гиппенрейтер. — Москва: АСТ: Астрель, 2011, 304 с.

3.      Маниченко, И. В. Десять законов воспитания ребёнка./ И. В. Маниченко. — Челябинск: Мамины сказки, 2009, 87 с.

4.      Милорадова, Н. Г. Психология и педагогика: учеб. пособие./ Н. Г. Милорадова. — Москва: Гардарики, 2005, 335 с.

5.      Ошо, Раджниш. О детях./ В переводе О. Вишмидт. — Москва: ИД София, 2010, 224 с.

6.      Толстой, Л. Н. Воспитание в свободе: избранные педагогические статьи./ Составители: М. Богуславский, К. Сумнительный. — Москва: Карапуз, 2005, 240 с.

7.      Федеральный закон РФ «Об образовании» № 3266–1, утративший силу 01.09.2013, Глава II, Статья 18/ Дошкольное образование [Электронный ресурс]. — URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/18/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов