Автор: Рябова Лилия Анатольевна

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Библиографическое описание:

Рябова Л. А. Ранняя профориентация как эффект просветительской и воспитательной работы с обучающимися младших возрастных групп творческих объединений КГБУ ДО «КЦИТР» // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 40-46.

В статье анализируется объективная реальность учреждения дополнительного образования создавать условия для профессионального самоопределения школьников: от результата до эффекта воспитательной работы, проводимой педагогами с детьми. Особое внимание уделяется изучению эффективности педагогической деятельности, осуществляемой в организационно-массовых мероприятиях для школьников на социокультурном уровне.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, социокультурные условия, поликультурная образовательная среда, система дополнительного образования, коллективное творческое дело (КТД), универсальные учебные действия (УУД), результат, эффект.

 

Приобщение школьников к культурному наследию и историческому опыту старшего поколения посредством ранней профориентации создает предпосылку для развития гражданско-патриотической культуры российского общества в целом. Важно отметить, что в современных социокультурных условиях эта проблема остается по-прежнему актуальной: разрыв социальных групп детей и молодежи откладывает свой отпечаток на их возможностях, морально-психологическом состоянии. В этих условиях, с одной стороны, особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе традиционных — патриотических ценностей отечественной культуры, а с другой, — будущее современной России зависит и от степени готовности молодого поколения к ответам исторического времени. Так, все более обостряются противоречия между сложившейся системой традиционного (знаниецентрического) и инновационного (культуросообразного) образования. В период нестабильного развития страны системе воспитания детей, имеющей в прошлом прочные традиции, приходится совершенствоваться в соответствии с новыми реалиями. По мнению кандидата философских наук, доцента Рудневой О. С., необходимы новые основные принципы образования, отвечающие ценностям и требованиям эпохи, при этом сохраняющие и поддерживающие многообразие культур, мировоззрений. В этой связи сегодня внимание педагогов обращено на профессиональное воспитание и его ориентиры: нравственные, художественно-эстетические, гражданско-патриотические ценности поликультурной образовательной среды — действительности, в которой происходит созидательная деятельность человека. Иными словами, многокультурная среда формирует более гармоничную форму жизнедеятельности многогранной личности, помогает ей найти свое место и быть востребованной на рынке труда, в системе взаимосвязей на социальном, культурном, профессиональном и других уровнях.

Смысл такого понимания, на мой взгляд, заключается ещё и в том, что определенные качества современной личности, например: мобильность, конкурентоспособность, стремление к достойной жизнедеятельности молодому человеку в нашей стране необходимо развивать в культуре через образование. Особенно значимым становится диалог как одна из цивилизованных (коммуникативных) форм вести беседу с целью выявления сущности предмета обсуждения, личностного развития гражданина, способного принимать ответственные решения созидательной направленности. Несомненно, что эффективной в профессиональном (личностном) самоопределении школьников в нашей стране является именно система дополнительного образования, характеризующаяся уникальностью, многообразием и вариативностью форм обучения, воспитания и развития ребенка. Такое массовое увлечение родителей и детей сегодня как составление портфолио достижений ребенка с самого первого класса, в будущем позволяет предполагать, что успешным с большей вероятностью станет тот учащийся, который со школьной скамьи избрал направление своей профильной (профессиональной) деятельности. Безусловно, для обучающихся учреждений дополнительного образования этот выбор является вполне естественным делом.

Рис. 1.

 

Итак, рассмотрим с этой точки зрения некоторые этапы ранней профориентации школьников на примере организации в КГБУ ДО «КЦИТР» для школьников МБОУ «СОШ № 24» Центрального района г.Барнаула Алтайского края познавательной игры-коллажа «Выбирай профессию!» в мае 2014 года. Всего участников воспитательных мероприятий — 137 человек (учащиеся с 1 по 4 классы).

Цели мероприятий:

-        развитие интеллектуальной и творческой личности ребенка, способной на самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению;

-        расширение знаний обучающихся в различных областях профессий, способствующих личностной и профессиональной ориентации;

-        воспитание трудолюбия, потребности к труду, к социальному, деятельностному и культурному самоопределению на основе выбора трудовой деятельности.

Рис. 2. Этапы игры: устный коллаж «Ярмарка профессий»

 

Задание-тест: расскажите о профессиях.

Всего выполнили задание 27 человек, что составляет 19,7 % от общего количества участников мероприятий (137 человек). Среди детей 12 человек испытывали трудности в устной речи (произношение слов, употребление словесных оборотов, низкий словарный запас и т. п.), что составляет 44,4 % из опрошенных ребят.

Вывод: необходимо развивать культуру речи, словарный запас у школьников младшей возрастной группы.

Рис. 3. Презентация-проект «Моя будущая профессия»

 

Задание: в ходе сюжетно-ролевой игры представить и защитить свой выбор будущей профессии, например: ответить на вопрос, какими качествами должен обладать специалист данной отрасли или сферы общественной жизни.

Всего выполнили задание 42 человека, что составляет 30,7 % от общего количества участников мероприятий (137 человек). Среди детей проявили активность 20 человек, что составляет 47,6 % (отвечали хорошо); 15 ребят испытывали трудности в знании терминологии своей будущей профессии, в общении с ровесниками, что составляет 35,7 % (отвечали удовлетворительно); у 7 обучающихся отмечался низкий уровень самооценки, что составляет 16,7 % (отвечали неудовлетворительно).

Вывод: необходимо развивать личностные качества (коммуникативность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, инициативность и другие) у школьников младшей возрастной группы.

Рис. 4. Изобразительный коллаж «Выбирай на вкус!»

 

Задание: составить тематический коллаж, используя цветные аппликации.

Всего выполнили задание 68 человек, что составляет 49,6 % от общего количества участников мероприятий (137 человек). В ходе педагогического наблюдения за детьми при выполнении данного задания можно отметить: интерес к самостоятельной творческой работе у 68 ребят — 100 %.

Вывод: обучающиеся младшей возрастной группы отличаются трудолюбием, усидчивостью, любознательностью, творческой фантазией, оптимизмом — всё это и способствует появлению в их сознании начальных элементов профессиональной ориентации в условиях дополнительного образования.

Общение, к которому мы, педагоги, стремимся, требует не только присутствия школьников на организационно-массовом мероприятии, но и обязательного участия каждого ребенка в совместном деле, реализующемся в диалоге партнеров, их высказываниях,

в презентации и защите проектов. Педагог как организатор и тьютер предоставляет каждому участнику слово для восприятия и обсуждения другими детьми. Художественно-коммуникативные методы и приемы ведения мероприятия осуществляются в форме КТД (коллективное творческое дело). Участники мероприятия составляют тематические коллажи «Выбирай на вкус!», отвечают на вопросы, ведут рассказ о современных профессиях и о том, кем мечтают стать в будущем времени. Такой алгоритм организации творческой деятельности носит не только информационно-коммуникационный характер, но и создает условия для личностно значимого отношения школьников к теме, преодоления инерции мышления и актуализации самосознания. На уровне традиционного подхода к работе проявляется пространство для личностного потенциала обучающихся. При этом влияние общей культуры на личность ребенка носит комплексный характер, воздействуя на его качества, воспитывая этические нормы в речи, в поведении, в перспективе развивая профессионально значимые свойства как одни из элементов личностной сферы и реализации имеющегося у ребенка эмпирического опыта. На этом этапе для педагога важно увидеть у детей индивидуальные траектории профессиональной подготовки, приобщить к поиску и выбору общечеловеческих нравственных ценностей, не назидая, а способствуя гармоничному удовлетворению и обогащению созидательных потребностей личности (моральных, социально-психологических, материально-физических и т. д.).

Новые федеральные государственные образовательные стандарты основаны на компетенциях и ориентированы на результат обучения, на требования современного рынка труда и имеют модульную структуру. Изменение требований к квалифицированным кадрам связано с развитием техники, компьютеризацией различных сфер общественной жизни. Сегодня важно ориентировать школьников самостоятельно осуществлять осознанный выбор своей образовательной траектории как условие их успешной социализации в дальнейшем. Так, личностную особенность саморазвития отмечает Демакова И. Д.: «В пространстве взаимодействия с миром и людьми осуществляется «стыковка» двух главных потребностей ребенка, в которых реализуется основной план его саморазвития: потребность в самореализации как проявление и потребность в социализации как возможности «вписаться» в мир, найти в нем собственное место».

Работа в условиях новых образовательных стандартов предполагает освоение педагогами способов и критериев оценки метапредметных результатов образовательно-воспитательного процесса. Методику работы над конкретными УУД (универсальными учебными действиями) такими, как: построение обучающимися речевого высказывания в устной и художественной формах, расширение лексики у детей, пополнение их запаса за счет профессиональной терминологии, обобщающих слов можно рассмотреть не только на учебном занятии, где чаще всего знания, умения и навыки регламентированы всё же общеобразовательной программой, но и на организационно-массовом мероприятии. Очевидно, что в данном случае ребята при смене различных видов учебной (досуговой) деятельности более свободны в самораскрытии и саморазвитии.

Несомненно, социальная значимость той или иной профессии, ее престижность повышается, если отвечает современным потребностям общества. В связи с этим, одни профессии становятся невостребованными, а другие возникают вследствие требований исторического времени. Так, по словам аспиранта института теории образования Томского государственного университета Лобанова В. В., «падение вследствие финансового кризиса и без того невысокого уровня жизни работников бюджетной сферы, особенно трудящихся на ниве образования, в значительной степени уменьшило привлекательность учительской профессии». Как видим, всегда остается актуальной проблема в разносторонней информированности подрастающего поколения о современных профессиях. Детям просто необходима квалифицированная помощь в начале их профессионального становления. Система профессиональной ориентации обучающихся КГБУ ДО «КЦИТР» включает в себя, в основном, профессиональное просвещение и консультации. Педагоги дополнительного образования активно изучают установки ребят в выборе профессии, влияют на формирование профессиональных мотивов у школьников, на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Отрадно, что в выступлениях участников мероприятий на тему «Кем хочу стать» еще произносились слова: «Хочу быть учителем, воспитателем, работать с детьми». Однако в ходе сюжетно-ролевой игры возникали различные ситуации, например: звучали фразы: «Я буду начальником!», «Я буду директором!». Каким? Видимо, все равно каким? Дети информированы о «социальном (материальном) положении», «социальном влиянии и зависимости» одновременно… Среди выбранных обучающимися профессий можно также отметить следующие: оператор ПК, продавец, инженер, менеджер, летчик-испытатель, космонавт, режиссер, медицинская сестра, библиотекарь, провизор, повар, ученый, судья, официант, строитель, шахтер, водитель, логист, банкир, артист, журналист, полицейский, бизнесмен … — словом, вся гамма и контрастность социальной сферы современной действительности!

Модель профессиональной ориентации школьников выступает базовой основой, актуализирующей развитие учреждения системы дополнительного образования детей, в том числе профориентация в КГБУ ДО «КЦИТР» связана с формированием и развитием творческого мышления, обеспечивает осознанность выбора, социализацию и социальную адаптацию развивающейся личности ребенка. «Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы», — такое подтверждение мы можем найти в Концепции развития дополнительного образования РФ от 04 сентября 2014 года. «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа», — далее читаем мы в Концепции.

В условиях рыночной экономики культурологический и социально-педагогический аспекты играют первостепенную роль в развитии профессионального потенциала и культуры школьника. В значительной степени ранняя профориентация рассматривается как важнейшая составляющая часть общей системы воспитания, направленной на нравственное развитие будущего специалиста, его духовности, так как при этом актуализируются и такие виды воспитания как патриотическое, нравственное, эстетическое, правовое, экономическое, экологическое и другие, формирующие гражданские и индивидуальные качества личности профессионала. Культурологический подход к профессиональному воспитанию приобщает школьника к профессии как к культурной ценности, отражающей культурно-исторический опыт квалифицированного труда в определенной предметной области.

 

Профориентация, являясь сложным и многогранным процессом в системе дополнительного образования, охватывает все области обучения и воспитания, включая жизнедеятельность и быт детей. С одной стороны, это активная деятельность педагогов, а с другой, — разнообразная деятельность самих обучающихся. При этом они не только овладевают профессией, но и усваивают нормы и правила поведения, соответствующие данному обществу. В этом смысле можно подчеркнуть, что именно в учреждении дополнительного образования школьники получают опыт ранней социализации и проще адаптируются в динамично меняющейся мире, примеряя каждый для себя ту или иную роль взаимодействия с социумом. Все профессии важны! Все профессии нужны! Выбирай на вкус!

Безусловно, результатом воспитательной работы, организованной со школьниками в рамках конкретного мероприятия является количественный показатель (приняли участие в познавательной игре 68,5 % ребят от общего количества зачисленных в творческие объединения КГБУ ДО «КЦИТР»), но и качественный показатель: школьники проявили интерес к теме, а значит, актуализировали свои знания, умения и навыки в ходе выполнения творческих заданий, и можно полагать, что это способствовало их личностному развитию, компетентностному подходу педагогов в выборе форм, методов, приемов работы с детьми. Отсюда, надеюсь, что и эффект от совместной деятельности педагогов и обучающихся получился позитивный и воспитывающий: участники мероприятий освоили практику общения в коллективном творческом деле, правила поведения в обществе взрослых и ровесников, что в будущем создаст условия для развития их внутренней (индивидуальной) мотивации к познанию, творчеству, к труду — в целом, ранней профориентации и социализации.

 

Литература:

 

1.      Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры. — М., 2006 г.

2.      Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Тамбов, 2011 г.

3.      Демакова И. Д. Педагогическое обеспечение процесса гуманизации пространства детства //Гуманизация пространства детства: международный диалог. — Казань, 2011 г.

4.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя //А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008, 151 с. (Стандарты второго поколения).

5.      Кононогова О. И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования. Диссертация. — Ростов-на-Дону, 2007 г.

6.      Концепция развития дополнительного образования РФ (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р)

7.      Кривых С. В., Рубцова О. Б. Методологические подходы к организации профессионального воспитания в учреждениях НПО. — г. Санкт-Петербург, 2006 г.

8.      Лобанов В. В. Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации воспитанников. — Томск, 2009 г.

9.      Руднева О. С. Роль искусства в развитии сенсорной культуры личности // Журнал «Методист» № 3, 2013 г.

10.  Соколова Т. Е. Специфика организации мониторинга метапредметных результатов начального общего образования // Журнал «Методист» № 8, 2013 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов