Автор: Чжу Лицюнь

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (1) февраль 2015 г.

Библиографическое описание:

Чжу Л. Размышление об оценке качества преподавания в вузах // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 3-6.

Ныне приоритетное направление в деятельности вузов Китая — обеспечение высокого качества образовательных услуг. На качество образования влияют многие факторы, но обеспечивает его, прежде всего, учебное качество педагогов. Оценка качества преподавания имеет особенно важное значение в отношении стимулирования преподавательских кадров к повышению качества обучения, совершенствованию методики преподавания. Данная статья посвящена анализу значений, показателей и стандартов оценки качества преподавательских кадров, проектированию процедур показателей оценки учебного качества преподавателей в вузах.

Ключевые слова: оценка качества преподавания, учебное качество

 

С 2002-го года в Китае регулярно растёт число новичков высших учебных заведений. И в 2012–ом году их численность достигла 6,8 миллионов, то есть в течение десяти лет численность новых студентов увеличилась в 3раза. В связи с этим остро стоит проблема поддержания и совершенствования качества образовательных услуг.

В вузах преподавание в лекционной форме представляет собой основной метод обучения и определяет качество образования в вузах. Преподавание содержит в себе много таких элементов, как условие обучения, степень трудностей устроенных лекций, преподавание педагогов, эффективность учёбы и т. д. Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом. Преподавание является важнейшим звеном и непосредственно обуславливает уровень подготовки специалистов. Поэтому оценка качества преподавания (в дальнейшем ОКП) имеет актуальное значение в стимулировании преподавателей к повышению качества образования.

1. Значение оценки учебного качества преподавателей

Во-первых, оценка учебного качества преподавателей диагностирует и улучшает учебную деятельность. Научно-техническое развитие требует непрерывного преобразования в процессе подготовки специалистов в сфере высшего образования, чтобы удовлетворить постоянно растущую потребность в экономическом строительстве страны и общественном развитии. Регулярно ведя ОКП, собирая большое количество учебной информации, можно систематически анализировать процесс обучения, своевременно обнаружить проблемы и улучшить образовательные услуги, стимулировать углублённое преобразование в вузах.

Во-вторых, ОКП перестроит управление профессорско-преподавательского состава на научный лад. ОКП ориентирована на точное определение качества преподавательского состава, получение обратной информации для принятия мер в вузах, помогает руководству всесторонне и точно осознать состояние обучения, представляет основу и объективные стандарты с целью правильного приема мер, осуществления научного управления вузами.

В-третьих, ОКП способствует совершенствованию самого преподавателя. Оценка поможет педагогам обнаружить проблемы в осуществлении обучения, анализировать причины их возникновения, найти методы их разрешения, и тем самым содействует развитию и прогрессу самого педагога.

2. Показатели и стандарты учебной оценки

Показатели и стандарты неотъемлемо связаны между собой. В операции ОКП, с одной стороны, показатели оценки служат основанием для стандартов, стандарты оценки немыслимы без показателей, стандарты также являются меркой для проверки степени осуществления показателей. Стандарты определяют цели обучения. С другой стороны, стандарты и показатели соотносительны, в некоторых случаях они превращаются из одного вида в другой: содержание показателей преобразуется в стандарты и наоборот.

Показатели, как основа ОКП, в современном китайском языке означают «необходимо достигнутые цели, установленные в плане» и в тоже время служат конкретными, измеряющими подцелями. Черты образовательных целей проявляются путём оценки этих подцелей.

Стандарты ОКП по строению разделяются на три типа: стандарт личности преподавателей, стандарт их ответственности и стандарт эффективности обучения. Три стандарта относительно независимы друг от друга и органически связаны между собой. В деятельности ОКП надо учесть все три стандарта. Одностороннее рассмотрение одного из стандартов сделает оценку обучения неточной.

3. Проектирование процедур показателей ОКП в вузах

Нужно принять серию строгих, научных и нормативных процедур и методов, чтобы адекватно совершить проектирование показателей ОКП. В общих чертах проектирование процедур содержит в себе следующее:

3.1. Вырабатывать первую редакцию показателей и стандартов оценки. При этом надо создать специальную комиссию по ОКП, составить модели показателей и стандартов оценки.

По принципу проектирования, прежде всего, надо разделить цели обучения на конкретные показатели. При этом надо принять во внимание, что процедура показателей составлена по определённой логике и критериям в классифицировании предметов. Необходимо как можно подробнее разработать каждый филиал-показатель. Те показатели, для которых трудно установить конкретные квантитативные (в количественном выражении) требования, надо описать точным языком, чтобы наиболее адекватно произвести проверку состояния их выполнения.

3.2. Классифицировать и объединить

В первично разработанной системе ОКП неизбежно существует такое положение, как повторение между собой, содержание в себе друг друга, противоречие, неясность и постановка вопроса «с ног на голову». При этом показатели и стандарты в некоторой степени не отражают существенных черт объекта оценки. Поэтому, составив систему оценки, надо всесторонне проанализировать её, применяя комплексный подход: индуктивный метод, анализ статистических данных, качественное исследование проблемы, чтобы выбрать необходимое и отбросить второстепенное, совершить классификацию и объединение. Таким образом, показатели и стандарты воплощают принцип их проектирования.

3.3. Рассуждение со стороны экспертов

К обеспечению объективности и дальновидности составленной системы ОКП необходимо провести экспертный анализ, привлечь соответствующих специалистов, экспертов по данной проблеме. Необходимо обсудить соответствующие вопросы в форме анкетирования. В заключение, по мнению экспертов, необходимо провести обобщение, статистический анализ, составить официальную таблицу ОКП.

3.4 Предварительная проверка и аргументирование

После обсуждения экспертами выбрать пункты для проведения ОКП в действие, в процессе проверки уточнить, насколько действительна возможность распространить её и существующие вопросы.

При выборе пунктов необходимо уделить внимание следующему: а) принять метод произвольного выбора, тем самым гарантировать представительность образцовых пунктов; б) учесть интегральность (размах) выбранных образцов, то есть представительность образцов нуждается в обеспечении со стороны их интегральности. Это позволит, как можно меньше допустить ошибок в выборе образцов. По результатам проверки необходимо провести комплексное изменение в системе показателей ОКП. При этом нужно учесть мнение теоретических работников, соответствующих лиц и общества, извлечь рациональные предложения для проведения дальнейшего пересмотра показателей и стандартов оценки.

3.5 Работа над окончательным текстом и применение на практике

После вышесказанных процедур надо ещё раз обсудить проект системы показателей ОКП, только после этого можно работать над окончательным текстом. При создании конечного текста по-прежнему необходимо выбрать пункты для произведения в опытном порядке, и по результатам этой работы произвести переработку и сформировать конечную систему ОКП.

4. Квантитативная таблица ОКП в вузах

После установления системы показателей ОКП в целях удобного применения в вузах обычно составляется квантитативная таблица, в которой записывается информация в сфере обучения педагогов. Такая таблица воплощает систему показателей ОКП, служит основанием для оценки качества преподавания в вузах.

4.1. Составные части квантитативной таблицы ОКП

Таблица по своей структуре состоит из трёх частей — показателей, стандартов и разрядов оценки качества преподавания.

4.2. Назначение квантитативной таблицы ОКП

Данную таблицу используют преподаватели, студенты и управляющие обучением. Она позволяет преподавателям отмечать свои достоинства и недостатки в преподавании, студентам — передать свои обратные замечания управляющему ведомству, и управляющим — обнаруживать всеобщие вопросы в преподавании педагогов, принять меры по решению их. Квантитативная таблица полезна для трёх частей учебного процесса. Как узел, она соединяет преподавателей, студентов и управляющих, служит надёжным путём контакта трёх сторон.

4.3. Составление квантитативной таблицы ОКП

Надо всесторонне проектировать квантитативную таблицу, чтобы она не только продемонстрировала процесс преподавания, но и показала эффективность преподавания. В таблице представлена и оценка обучения, и оценка комплексной личности педагогов, в том числе отражается отношение к обучению, содержание, методика, способности, эффективности преподавания.

Первый шаг: упорядочить показатели по определённому формату, четким и понятным языком описать показатели.

Второй шаг: определить балл каждому показателю.

Третий шаг: установить условный параметр показателей ОКП. В первую очередь необходимо определить балльный эквивалент каждому разряду.

 

Литература

 

1.      李莉. 高校教学的方法在教学质量评估中的应用研究 [J]. 中国经贸导刊. 2009(21)

2.      徐薇薇,吴建成,蒋必彪,龚方红. 高校教师教学质量评价体系的研究与实践 [J]. 高等教育研究. 2011(01)

3.      董建梅,韩伏彬. 高师通识课程学生满意度影响因素调查——与专业课的比较研究 [J]. 西南科技大学高教研究. 2011(01)

4.      龚放. 聚焦本科教育质量:重视“学生满意度”调查 [J]. 江苏高教. 2012(01)

5.      朱永江 基于全面质量管理的高校内部教学质量保证体系构建 [J]. 当代教育科学.2010

6.      王妍,蒋悟生. 构建高校本科教学质量保障体系的实践研究——以天津师范大学为例 [J]. 黑龙江高教研究. 2010(07)

7.      刘超. 抓住关键环节 构建地方高校教学质量保障体系 [J]. 中国高等教育. 2007(18)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов