Автор: Якушева Наталья Евгеньевна

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Якушева Н. Е. Пальчиковая гимнастика «Швы» // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 46-52.



В статье предлагается методика коррекции мелкой моторики рук посредством комплекса пальчиковой гимнастики «Швы». Комплекс упражнений разработан специально для применения на уроках швейного дела для активного формирования двигательных и профессиональных навыков; для развития абстрактного и образного мышления, коррекции мелкой моторики рук.

Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от овладения трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей с отклонениями в развитии двигательных умений и навыков, являются нарушения двигательных функций, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки.

Одной из основных задач обучения на занятиях швейного дела в общеобразовательных школах для учащихся с ОВЗ является развитие двигательных способностей, в частности, ловкости, координации движений пальцев и кистей рук.

Движения пальцев и рук многообразны и сложны, как разнообразны и сложны виды двигательной деятельности при изготовлении швейных изделий, особенно на этапах ручной работы.

Для целенаправленного развития координационных способностей (ориентирование в пространстве, двигательная реакция, способность к согласованности движений и другие) и для развития мелкой моторики на практике применяем: пальчиковую гимнастику «Швы»; гимнастику с элементами самомассажа «Основные точки фигуры»; гимнастику «Горизонтальные и вертикальные линии», дидактические игры, с помощью которых коррегируем основные виды движений на уроках швейного дела: раскачивание педали швейной машинки, вдевание нитки в иглу, завязывание узелков, снятие мерок, выполнение ручных работ и так далее.

Такой подбор упражнений не только даёт возможность быстрее и качественнее осваивать профессиональные двигательные действия, но и разнообразит занятия, повышает к ним интерес.

Одним из важных условий при развитии мелкой моторики и координационных способностей у учащихся 5– 6-х классов является громкое проговаривание двигательных действий. Это помогает лучше понять и запомнить конструкцию машинных швов, более точно снимать мерки с фигуры и так далее.

Причина, затрудняющая овладение трудовыми навыками связана, в основном, с недостаточностью развития ловкости рук и пальцев. Очевидно, что с плохой координацией движений рук учащиеся хуже шьют. Поэтому очень важно с помощью пальчиковой гимнастики на уроках швейного дела совершенствовать мелкую моторику на протяжении всего периода обучения.

Степень развития ловкости пальцев можно определить по качеству завязывания узелка на нитке и вдеванию нитки в иголку.

Пальчиковую гимнастику «Швы» проводим как один из элементов физкультминутки на каждом занятии по швейному делу, при закреплении или повторении тем, связанных с технологией выполнения швов.

Предлагаемая пальчиковая гимнастика разработана специально для учащихся с нарушениями интеллектуального развития. Наряду с главной задачей (коррекция мелкой моторики) решаются и такие задачи, как развитие абстрактного, образного и логического мышления; развитие и совершенствование мелкой моторики и координационных способностей, всех видов памяти. Одновременно происходит закрепление теоретических знаний конструкции выполнения основных стежков и швов. Элементы данной гимнастики можно проводить в качестве дидактической игры.

Очень важно, что предлагаемая пальчиковая гимнастика развивает различные виды памяти:

– эмоциональную — если учащиеся заинтересованы обучением;

– образную — при восприятии наглядного образца движений учителя и при выполнении упражнений;

– словесно-логическую — при осмыслении поставленной задачи и запоминании последовательности выполнения элементов упражнения;

– двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений;

– произвольную — без неё сознательное самостоятельное выполнение упражнений невозможно.

Были подобраны такие упражнения, которые соответствуют функциональным возможностям организма обучающихся, не наносят ущерба их здоровью. В процессе обучения границы доступного для ученика материала расширяются. Недоступное им на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

Содержание обучения пальчиковой гимнастики составляют разнообразные положения кистей и пальцев рук с применением элементов самомассажа, растяжки, пластики, подобранные в соответствии с изучаемым программным материалом, а именно, с видами машинных и ручных швов. Если шов можно сымитировать одной рукой, то этот шов — краевой, если двумя — то соединительный. Обучаясь данной гимнастике, учащиеся приобретают знания, необходимые для их сознательной деятельности. Усваивают (теоретически) различные виды и способы обработки швов; развивают абстрактное мышление (соотношение графического изображения с конструкцией выполнения с пантомимой пальцами рук); приобретают опыт реализации полученных знаний на практике, в том числе развивается умение самостоятельно мыслить, что способствует реализации потенциальных природных способностей ребёнка. Предлагаемая гимнастика не требует от девочек значительных физических и психических усилий, но необходимо сконцентрировать внимание, конкретно представить имитирующий шов, активно мыслить.

Основной смысл — это воспроизведение пальцами конструкции выполнения стежка или шва. При выполнении предлагается «выполнить» пальцами конструкцию шва с использованием при этом элементов самомассажа: поглаживание, разминание, растирание, движения с сопротивлением (запошивочный шов — «разрываем замок», сдавливание) со сменой ведущей руки. Количество выполнений каждого элемента устанавливается учителем в зависимости от преследуемой цели на конкретном занятии. Рекомендуется выполнять упражнения 3 –5 раз с последующим расслаблением кистей рук.

В младших классах выполняем пальчиковую гимнастику по словесной инструкции учителя с уточнением элементов упражнения, а в старших классах — по графическому изображению швов или по названию швов. Обязательное условие при выполнении — прилагать мышечное усилие, до упора отводить пальцы кисти руки (по необходимости); увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений; менять ведущую руку с целью симметричного развития мышц пальцев рук.

Таблица 1

Виды изучаемых стежков или швов

Класс

Виды изучаемых стежков или швов

5 класс

Смёточный стежок, стебельчатый стежок, ручной шов вперёд иголку, ручной шов назад иголку.

Шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом, стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку, накладной шов.

6 класс

Двойной шов, запошивочный шов.

7 класс

Обтачной шов, накладной шов, окантовочный шов.

8 класс

Настрочной шов, расстрочной шов.

9 класс

Швы, необходимые по технологии пошива изготавливаемого изделия.

Ручные стежки (смёточный, стебельчатый, назад иголку)

Содержание упражнения. Ладони перед грудью в вертикальном положении, параллельны друг другу, поочерёдно соединяем подушечки пальцев с максимальным нажимом. «Номера» пальцев соответствуют очерёдности прокола иглы выполняемого стежка: смёточный — 5, 4, 3, 2,1; стебельчатый — 1, 3, 2, 4, 3, 5; назад иголку: 5, 3, 4, 2, 3, 1.

Шов вподгибку с открытым срезом

Проговаривание технологии выполнения шва. Подогнуть срез на изнаночную сторону на 3–10 мм и застрочить на расстоянии 1–2 мм от подогнутого среза.

Содержание упражнения. Выполняется отдельно каждой рукой или синхронно двумя. Руки держим в горизонтальном положении и загибаем только первые фаланги пальцев до упора.

Шов вподгибку с закрытым срезом

Проговаривание технологии выполнения шва. Подогнуть срез ткани на изнаночную сторону на 5–7 мм, заметать или заутюжить, подогнуть второй раз на 4–40 мм, проложить машинную строчку на 1–2 мм от края первого подгиба.

Содержание упражнения. Загибаем первые фаланги пальцев, а затем стараемся сделать второй подгиб — сжимаем с усилием кулачки, затем разжимаем.

Стачной шов взаутюжку

Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и проложить строчку стачивания. Припуски на шов заложить на одну сторону и заутюжить.

Содержание упражнения. Соединить ладони или тыльные стороны ладоней, уравнять подушечки пальцев, пальцами правой руки нажимаем на пальцы левой руки до упора — «заутюживаем», затем пальцами левой руки нажимаем на пальцы правой руки.

Стачной шов вразутюжку

Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и проложить строчку стачивания. Припуски на шов разложить и разутюжить.

Содержание упражнения. Соединить ладони или тыльные стороны ладоней, уравнять подушечки пальцев, разводим пальцы до упора с мышечным усилием.

Расстрочной шов

Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы и проложить строчку стачивания. Припуски на шов разложить и закрепить параллельными строчками.

Содержание упражнения: аналогично стачному шву вразутюжку.

Накладной шов соткрытыми срезами

Проговаривание технологии выполнения шва. Наложить настрачиваемую деталь на нижнюю без подгиба среза, обе детали лицевыми сторонами вверх. Проложить строчку настрачивания по намеченной линии. Ширина шва от 1 до 3 мм.

Содержание упражнения. Левую руку держим горизонтально. Накрываем ладонью с выпрямленными пальцами так, чтобы подушечки пальцев правой руки касались суставов, «накладываем» и выполняем самомассаж суставов; затем меняем руки.

Двойной шов

Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали изнаночной стороной внутрь. Стачать. Ширина шва 3–5 мм. Вывернуть, выправить шов. Выполнить вторую строчку. Ширина шва 5–7 мм.

Содержание упражнения. Соединяем тыльные стороны ладоней. Не разъединяя пальцев рук, «перекатываем» и соединяем основания ладоней и большие пальцы. В момент «перекатывания» выполняем массажные колебательные движения соответствующих суставов рук.

Запошивочный шов

Проговаривание технологии выполнения шва. Сложить детали лицевыми сторонами внутрь, выпустить нижнюю деталь на 10 мм. Обогнуть срез верхней детали припуском нижней детали, заметать. Стачать на ширину запошивочного шва — 7 мм. Расправить шов, отогнуть его в сторону среза, настрочить на 1–2 мм от края подгиба.

Содержание упражнения. Соединить ладони: тыльная сторона правой руки накладывается на ладонь левой руки, выпуская вперёд одну фалангу пальцев левой руки, левыми пальцами зажимаем кончики пальцев правой руки, не разжимая пальцев, обе руки переводим в горизонтальное положение, кисти рук принимают положение «замок», далее пытаемся «разорвать» замок силовыми усилиями, меняем ведущую руку.

Приведены примеры упражнений, имитирующие основные виды швов. Имея творческую фантазию и абстрактное мышление можно выполнять все виды швов различными вариантами, например: при выполнении гимнастики ладони перевёрнуты вниз и так далее.

Использование данной гимнастики помогает более эффективно реализовывать образовательную, воспитательную и оздоровительную программы (формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств).

Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретённых умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений, то есть такое распределение материала, которое основано на связи каждого последующего занятия с предыдущими.

Итак, в процессе обучения движениям предлагаемой пальчиковой гимнастики у обучающихся развиваются физические и умственные способности, происходит коррекция мелкой моторики, воспитывается телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству. Развивается память, воображение, фантазия.

Литература:

  1. Бачина, О. В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 — лет / Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6 — лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. — М.: АРКТИ, 2006. — 88 с.
  2. Мирский, С. Л. Пути совершенствования трудового обучения во вспомогательной школе // Дефектология. — 1980. — № 5. — С.58–60.
  3. Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития школьников: практическая психология / Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 80 с.
  4. Стельмах, О. Д. Игровые занятия с детьми в коррекционных группах // Дефектология. — 2005. — № 1. — С.69 –73.
  5. Удилова, И. В. Развитие мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР // Дефектология. — 2005. — № 4. — С.88 –89.
  6. Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сборник инновационного опыта / И. В. Чупаха, Е.З Пужаева, И. Ю. Соколова. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. — М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2006. — 400 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов