Библиографическое описание:

Ахметзянова Ф. И. Cпорт в школе // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 26-27.



Бесспорно, спорт играет важную роль в жизни человека, выполняя функции защиты, укрепления и саморегуляции организма. Однако не факт, что спорт существует в повседневной жизни каждого человека: одни занимаются спортом, понимая его важность и сущность, в то время как другие не придают этому значения, игнорируя возможность человеческого организма приобретать больше сил, энергию и молодость благодаря занятиям по спорту. По крайней мере, современную школу трудно представить без источника здоровья и красоты. С одной стороны, спорт — это решение вопросов, касающихся здоровья современного школьника, а с другой — спортивные занятия призваны обеспечивать полноценный и активный отдых учащимся. Как ни странно, многие думают, что спорт в школе включает в себя только уроки физической культуры, спортивные соревнования, кружки и секции, посвященные различным видам спорта, которые являются достаточными для обеспечения всестороннего физического развития личности. Я, безусловно, согласна с этим. Но вдобавок к этому мне бы хотелось подчеркнуть необходимость комплексного подхода в решении вопросов, связанных со здоровьем учащихся и их физического развития. На мой взгляд, уроков физвоспитания и спортивных кружков недостаточно, чтобы добиться решения целей и задач, поставленных школами нашей современной жизни. Я считаю необходимым включать спортивную гимнастику, физкультпауз и минутки отдыха в структуру современного урока. С моей точки зрения, вышеназванные элементы будут служить хорошим средством и дополнением к факторам здоровья обеспечения и здоровья сбережения.

Нет сомнений в том, что учащиеся быстро утомляются на занятиях, несмотря на то, каким является по счету и по сложности урок. Письменные задания вызывают напряжение кистей рук, пальцев; чтение требует постоянной концентрации внимания, произвольной памяти, напрягает глаз, а от устных заданий большую нагрузку получает слуховой аппарат. В целях поддержки мотивации и для снятия умственного напряжения я на уроках английского языка стараюсь максимально использовать элементы здоровьесберегающих технологий, среди которых следует отметить физическую зарядку или гимнастику. Немаловажное значение в борьбе против гиподинамии имеют песни, стихи и рифмовки с сопровождением движения пальцев, рук и ног. Физкультпауза не только способствует эмоциональной разгрузке учащихся, она необходима в целях профилактики утомления, нарушения их осанки и зрения.

Кроме того, небольшой отдых в сочетании с движением тела, как правило, освобождает ученика на какое-то время от умственного напряжения.

А что касается умственного развития, использование минуток релаксации ведет к повышению творческого потенциала учащихся, к осмысленному освоению лексического, грамматического, фонетического материала и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления. Поскольку школьные нагрузки имеют огромное влияние на успешность обучения и являются причиной ухудшения здоровья и успеваемости, я полагаю, что применение динамических пауз на уроках обеспечивает активный отдых учащимся, переключает внимание с одного вида деятельности на другой, способствует повышению внимания и работоспособности, развитию мелкой моторики, активизации языкового материала. Помимо вышесказанного, мышечное движение снимает усталость, воздействует на чувства и сознание ребят. Во время занятий английского языка на начальном этапе обучения мне часто приходилось наблюдать, как ученик проявляет «двигательное беспокойство»: стремиться изменить позу, отвлекается, не может сосредоточиться. Данное состояние ученика свидетельствуют о необходимости смены деятельности, только тогда физические упражнения способны улучшить работу сердца, легких, восстановить эмоционально положительное состояние и кровообращение. Прибегая к физкультпаузам, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детского организма. Наиболее оптимальная продолжительность физкультминутки, с моей точки зрения, является трех-пятиминутное время, за которое возможно восстановить рабочую силу организма. Подчеркивая необходимость использования на занятиях физкультпауз, я не призываю всех превратить такие динамические паузы в обязательный компонент классно урочной системы. Вопрос в том, использовать их или нет, как и на каком этапе урока меняется физиологическое состояние учащихся.

Продолжая мысль о динамических паузах, мне следовало бы добавить, что все физминутки в своем сборнике я разделила на 4 части, первую из которых составляют рифмовки для пальцев. Способствуя снятию напряжения с мышц пальцев и кистей рук, их целесообразно употреблять после выполнения письменных заданий. Наиболее широкой популярностью пользуется «Onelittlefinger» c музыкальным сопровождением, которые переводится как «Один маленький палец».

One little finger.

  1. One little finger (2 раза)

One little finger tap, tap, tap.

Put your finger up,

Put your finger down.

Put it on your head, head.

  1. One little finger (2 раза)

One little finger tap, tap, tap.

Put your finger up,

Put your finger down.

Put it on your nose, nose

При повторении первого предложения в каждом куплете учащиеся одновременно показывают пальцы поочередно, далее выполняют различные движения с пальцами рук по желанию и указывают определенные части тела.

Продолжительное чтение правил, текстов, устные задания дает напряжение органам восприятия, особенно глазам. В данном случае я использую зарядки для глаз, которые составляют вторую часть сборника, среди которых «Look» отличается простым текстом и легкостью воспроизведения.

«Look».

Look left, look right. (Учащиеся смотрят налево и направо)

Lookup, lookdown. (Учащиеся смотрят вверх и вниз)

Look around. (Смотрятвокруг)

Look at your nose. (Смотрятв нос)

Look at that rose. (Смотрят на розу или на комнатные растения)

Close your eyes. (Закрываютглаза)

Open, winkandsmile. (Открывают глаза, моргают, улыбаются)

Your eyes are happy again. (Показывают на счастливые глаза).

Что касается физминуток для рук и ног, то они призваны снимать напряжение с кистей рук, нижних конечностей и развивать мелкую моторику. Срединихможноотметить «We are running».

We are running.

We are running, (бегнаместе)

We are jumping, (прыгаемнаместе)

Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)

Weareskipping, (перескакиваем с ноги на ногу на месте)

Tryingskytoget. (поднимаемся на носочки, руки вверх)

Последнюю часть сборника составляют физкультминутки, требующие комплексного движения тела. Это не только круговые движения руками, топот ногами, но и наклоны вперед-назад, вправо-влево, прыжки, изображение глаголов действия. Большим успехом пользуется «Ifyouhappy» и «Wheelsonthebus» с музыкальным сопровождением, что в переводе означает «Если ты счастлив» и «Колеса автобуса».

If you happy.

If you happy and you know it clap your hands. (Хлопаютруками)

If you happy and you know it clap your hands. (Хлопаютруками)

If you happy and you know and you really want to show it.

If you happy and you know it clap your hands. (Хлопают руками)

Являясь хорошим видом релаксации, песня не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к изучаемому предмету, развивает память, сокращает симптомы быстрого утомления за счет эмоционального настроя. Обобщая вышеизложенное, следовало бы еще раз подчеркнуть, что спорт глазами педагогов гуманитарного и естественного цикла предметов — это динамические паузы, непродолжительные зарядки, которые наряду с занятиями физвоспитания признаны решать задачи умственного и физического становления личности школ нашего века.

Литература:

  1. Английский язык. // Изд. дом. Первое сентября 2006, № 17. 13–15 стр.
  2. Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. М., 2007.
  3. http://1september/ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов