Библиографическое описание:

Мамаева И. А., Зырин И. С. Имитационно-ролевой поединок как воспитательная технология // Образование и воспитание. — 2016. — №4. — С. 69-73.



The possibility of using directed duels for solving training problems is examined. On the basis of this, during methodological alteration role-playing duels have been developed and descriptions of these have been established as a training technique.

Key words: education, university, training, technique, role-playing duel, directed duel

Сегодня при поступлении в вуз после окончания школы студенты на начальном этапе обучения испытывают целый ряд трудностей, связанных с не достаточно развитыми личностными качествами: организованностью, самостоятельностью, инициативностью, уверенностью в себе, отсутствием навыков общения и поведения во встречающихся проблемных ситуациях, в частности, отсутствуют умения определять учебные проблемы и способы их решения. Все это может происходить на фоне психологических потребностей в достижении успеха у субъектов образовательного пространства [5, С. 99; 7, С. 143]. При этом, если планируемый успех не достигается, студент может попасть в стрессовую ситуацию, которая негативно сказывается на качестве и эффективности обучения и может стать одной из причин отчисления студентов, как по собственному желанию, так и в связи с академической неуспеваемостью. Вот почему вопрос о воспитании востребованных вузом личностных качеств остается актуальным.

В ходе анализа современных педагогических технологий [6; 9; 4 и др.], представленных в работах не только как технологии обучения (дидактические технологии), но и как технологии воспитания [3, С. 331], используемые с целью развития тех личностных качеств студентов, которые необходимы для успешного обучения и последующей профессиональной деятельности, обнаружено, что не существует работ, посвященных использованию управленческого поединка в качестве воспитательной технологии. В исследованиях рассматриваются вопросы однозначного переноса технологии управленческого поединка, применяемого в менеджменте, в процесс проведения занятия [1]. Целесообразность знакомства будущих менеджеров с управленческим поединком не вызывает сомнений, так как он обучает успешному взаимодействию партнеров по бизнесу. Однако, управленческий поединок, после определенного методического преобразования, может выступить в качестве воспитательной технологии. При этом он может позволить решить образовательные задачи разного вида. Например, можно использовать его для ситуаций, непосредственно связанных с процессом воспитания значимых для студента личностных качеств или др.

Технология управленческого поединка изначально была разработана как инструмент оценки и способ обучения менеджеров [8]. Управленческий поединок — это игровая технология, которая позволяет отрабатывать механизмы и приемы управления. Она учит сохранять отношения, не конфликтовать с людьми, уважать и понимать позицию другой стороны, отрабатывать профессиональные, коммуникативные и управленческие навыки, и при этом успешно вести борьбу за перехват и удержание управления. Изначально она была разработана с целью оценки навыков и умений управленческого персонала. Сегодня технология стала не только инструментом оценки, но и эффективным способом обучения менеджеров. Управленческий поединок проходит в форме публичных переговоров двух участников, каждый из которых стремится показать свое управленческое преимущество над партнером. Социальное пространство, в котором разворачивается поединок, задается ситуацией конфликтного характера, роли рождаются самой ситуацией. Классический управленческий поединок позволяет приобрести: уникальную обратную связь, которую невозможно создать в реальной жизни; навыки создания собственной технологии подготовки к переговорам, что позволяет чувствовать себя спокойно и уверенно в сложных ситуациях; умение прогнозировать поведение оппонента; подготовку к успешной линии поведения в неожиданных ситуациях; освоение выигрышных переговорных стратегий; расширение персонального спектра ролей; значительный рост скорости ориентирования в ситуациях; понимание наработанных годами стереотипов поведения, которые зачастую мешают человеку достичь более высокого профессионального уровня.

Анализируя возможности использования управленческого поединка в качестве воспитательной технологии, можно заметить, что для этого случая изменяются его задачи и содержание. Задачами могут стать: задачи воспитания ответственности, формирования умения определять проблемы в своей образовательной деятельности, в коммуникациях, осуществления поиска их разрешения, формирования навыков общения и ведения переговоров [2]. Содержание поединка используемого в качестве воспитательной технологии будет в значительной степени отличаться от содержания поединка, обучающего взаимодействию в бизнес-среде, именно этот момент указывает на необходимость замены термина «управленческий поединок» на более корректный — «имитационно-ролевой поединок» (ИРП).

Сущность имитационно-ролевого поединка отражена в форме и правилах его проведения. Он проходит в форме публичных переговоров двух участников, каждый из которых стремится решить поставленную перед собой задачу путем переговоров. Участники отчасти ограничены в своих действиях конкретной предысторией конфликта, то есть заданной ситуацией, они не могут оспаривать самого факта наличия заданного прошлого. Кроме этого они ограничены временем проведения диалога (5 минут). Однако они свободны в своем конструировании будущего и могут ставить перед собой такие цели, которые поставили бы и в реальной жизни, окажись они в подобной роли и в подобной ситуации.

Любую педагогическую технологию, в том числе и воспитательную, должны характеризовать диагностическое целеобразование, воспроизводимость, диагностические процедуры оценки результатов [3, С. 331–332]. Рассмотрим эти составляющие воспитательной технологии на примере ИРП, разработанного для решения одной из возможных проблемных ситуаций — возникновения академической задолженности у студента.

К диагностируемым целям ИРП «Ликвидация академической задолженности» могут быть отнесены:

  1. получение студентами навыков постановки проблемы и поисков её решения;
  2. предоставление студентам возможности оценить свою деятельность с точки зрения преподавателя, куратора, родителей (взгляд «со стороны»);
  3. получение студентами навыков общения, ведения переговоров.

Воспроизведение технологии не возможно без её описания [4, С. 12]. Для воспроизводимости воспитательной технологии целесообразно опираться на такой обобщенный сценарий, который можно представить как последовательность определенных действий. Обобщенный сценарий ИРП «Ликвидация академической задолженности» может быть следующим: перед началом поединка объяснить студентам правила проведения ИРП; предложить студентам разбиться на малые группы; определить роли, подготавливаемые студентами каждой малой группы; выдать вспомогательный материал; выделить время для подготовки; провести имитационно-ролевой поединок; обсудить результаты поединка. Если поединок является полисубъектным, то представляется целесообразным в начале поединка представить студентам схему субъект-субъектного взаимодействия. Схема усиливает эффективность наглядного представления ИРП.

Вспомогательный материал должен служить цели воспроизводимости воспитательной технологии, в содержание его в рассматриваемом случае предлагается включить общие и частные позиции (общие позиции выделены курсивом).

  1. Наименование ИРП — «Ликвидация академических задолженностей».
  2. Краткая справка о сущности ИРП.
  3. Порядок проведения имитационно-ролевого поединка:
    1. Получить задание, внимательно прочитать предложенную ситуацию и разобраться в ней.
    2. Выделить участников (персонажей) конфликтной ситуации, определить их цели и задачи.
    3. Сопоставить цели и задачи персонажей поединка, выделить проблему (проблемы).
    4. В соответствии с выбранной ролью обдумать сильные и слабые стороны вашего персонажа в предложенной ситуации.
    5. Обдумать (желательно — законспектировать) стратегию и тактику поведения вашего персонажа в диалоге (поединке) и основные доводы, которые вы собираетесь использовать для защиты позиции вашего персонажа перед оппонентом.
    6. Попробовать спрогнозировать стратегию и тактику поведения вашего оппонента в диалоге (поединке) и основные доводы, которые он может использовать для защиты позиции своего персонажа, обдумать возможные варианты ответа и выбрать наиболее выгодные для вас.
    7. По вызову ведущего поединка занять место за столом переговоров. Принять участие в поединке, пытаясь защитить позицию своего персонажа, стараясь решить поставленную перед собой задачу. Поединок начинает один из участников фразой, предусмотренной сценарием поединка, за которой следует ответ второго участника и последующий диалог. В ходе диалога (поединка) рекомендуется следовать правилам делового этикета, не следует перебивать оппонента, напротив, нужно предоставлять ему возможность для ответа. Продолжительность диалога — 5 минут, однако диалог может быть закончен досрочно при достижении сторонами договоренности.
    8. Внимательно следить за диалогами других участников поединка, проанализировать их и, затем, вместе с ведущим поединка и его участниками принять участие в обсуждении.
  4. Описание ситуации. Студент не сдал экзамен и готов бросить вуз. Преподаватель не желает с ним заниматься дополнительно, поскольку студент прогулял половину учебных занятий в семестре, на которых присутствовал — бездельничал. Студент ничего не сообщил родителям и они не знают о его проблеме.
  5. Участники диалогов и их задачи:
    1. КУРАТОР — сохранить коллектив группы и добиться ликвидации задолженностей в минимально короткий срок.
    2. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — не ставить оценки без знаний на соответствующем уровне, как можно меньше времени уделить студенту для ликвидации задолженности в установленный срок.
    3. РОДИТЕЛИ: — убедить сына (дочь) в необходимости успешного окончания обучения и получения диплома, сохранить в глазах всех образ хорошего родителя.
    4. СТУДЕНТ: — убедить родителей не переживать по поводу этой ситуации, договориться с преподавателем о дополнительных занятиях или о прохождении ДКИ (дополнительное контрольное испытание) в ближайшее время.
  6. Схема субъект-субъектного взаимодействия (см. рисунок, в данном случае диалоги могут меняться местами, поэтому перед началом поединка необходимо договориться с участниками об их последовательности).

Рис. 1. Схема субъект-субъектного взаимодействия

  1. Начальные фразы диалогов.
    1. Диалог 1 (Куратор — Родители).

Куратор: — Довожу до Вашего сведения, что Ваш сын не сдал экзамен, в случае, если он не ликвидирует задолженность в установленный срок, он будет отчислен. Как Вы думаете, сын сможет ликвидировать задолженности в отведенные сроки? Чем Вы можете помочь ему?

Родители: –...

7.2. Диалог 2 (Куратор — Студент).

Куратор: — Вы не сдали экзамен. Как вы собираетесь ликвидировать задолженности? Что Вам может помочь пройти ДКИ в отведенный срок?

Студент: –...

7.3. Диалог 3 (Родители — Студент).

Родители: — Мне позвонил куратор, сообщил, что ты не сдал экзамен и если задолженности не будут ликвидированы в установленное время, то ты будешь отчислен! Если не желаешь учиться — иди работать!

Студент: –...

7.4. Диалог 4 (Преподаватель — Студент).

Преподаватель: — У меня нет возможности заниматься с каждым студентом индивидуально. Весь семестр Вы бездельничали, я не хочу с Вами разговаривать!

Студент: –...

7.5. Диалог 5 (Куратор — Преподаватель).

Преподаватель: — Я бы и рад помочь студенту в освоении дисциплины, но сомневаюсь, что он, в отведенный деканатом срок, освоит программу материала, который он пропустил.

Куратор: — …

Отметим, что описание ситуации ИРП, как и управленческого поединка [8] состоит из двух частей: статической и динамической, на которые необходимо обратить внимание студентов до начала проведения поединка. Статическая часть — это краткое письменное описание ситуации, выдаваемое участникам перед поединком (бывает и накануне), содержащее перечень основных и дополнительных ролей. Динамическая часть — это правомерные дополнения к описанию ситуации, которые делают участники по ходу поединка. Дополнения считаются правомерными, если они не противоречат статической части и не противоречат правомерным дополнениям, уже ранее сделанным любым из участников в данном диалоге. Частным случаем дополнений могут быть и дополнительные роли. Целесообразно, обучая студентам правилам проведения ИРП привести примеры правомерного, неправомерного и проблематичного дополнений. Примеры могут быть взяты из технологии управленческого поединка.

После завершения поединка необходимо обсудить его результаты, разобратьдопущенные ошибки, возможные иные решения. Сделать это помогают вопросы следующего типа.

  1. Встречалась ли подобная ситуация в Вашей образовательной деятельности?
  2. Кто из персонажей справился с поставленной задачей?
  3. Кто из персонажей показал себя наиболее убедительно?
  4. Кто из персонажей поединка находится изначально в самых сложных (простых) условиях?
  5. Как Вы себя чувствовали в роли …?
  6. Что было трудным, сложным в игре? Что было легко сделать?
  7. Чем участие в этом ролевом поединке стало полезным для Вас? Чему Вы научились, какой приобрели опыт?
  8. Понравилось ли Вам участвовать в имитационно-ролевом поединке? (что понравилось и/или не понравилось, что было интересным или др.)? Что бы Вы хотели изменить в поединке, чтобы сделать его более интересным и полезным для Вас?

В ходе наблюдения за диалогами и на основании ответов на вопросы можно сделать вывод о том, достигнуты ли цели ИРП:

  1. получены ли студентами навыки постановки проблемы и поисков её решения — анализ содержания диалогов и поведения студентов;
  2. могут ли студенты оценить свою деятельность с точки зрения преподавателя, куратора, родителей — анализ ответов на вопросы 2, 3, 4, 5;
  3. получены ли студентами навыки общения, ведения переговоров — анализ ответов на вопросы — 6, 7.

Отвечая на 8-й вопрос, студенты выступали с предложениями рассмотреть другие возможные проблемные ситуации с помощью ИРП.

Идея применения ИРП в качестве воспитательной технологии была апробирована в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА. Апробация показала:

− рассмотрение проблемной ситуации с различных позиций и активное участие в моделируемых диалогах, а также заключительное обсуждение результатов поединка позволили студентам приобрести умение определять проблему в субъект-субъектном взаимодействии и находить её решение;

− работа в малых группах способствовала развитию коммуникативных качеств студентов;

− при участии в диалогах от лица персонажей поединка, студенты ощущали отсутствие реальной ответственности за последствия диалога, что позволило им чувствовать себя более уверенно, появление уверенности способствовало увеличению инициативности;

− студенты «вживались в роль» и пытались копировать стиль общения своих персонажей, заимствованный из реальной жизни (в диалоге «куратор» и «преподаватель» общались вежливо, обращаясь друг к другу «на Вы», по имени и отчеству), что способствовало росту культуры общения;

− участие в ролевом поединке позволило создать модель поведения студента в конфликтной ситуации с целью эффективного ее преодоления.

Выводы:

  1. В ходе анализа современных педагогических технологий обнаружено, что не существует работ, посвященных использованию управленческого поединка в качестве воспитательной технологии.
  2. Управленческий поединок после определенного методического преобразования может выступить в качестве воспитательной технологии, при этом, содержание поединка, используемого в качестве воспитательной технологии, будет в значительной степени отличаться от содержания управленческого поединка, обучающего взаимодействию в бизнес-среде. Именно этот момент указывает на необходимость замены термина «управленческий поединок» на более корректный в рассматриваемом случае — «имитационно-ролевой поединок» (ИРП).
  3. Технология ИРП может решать воспитательные задачи, нацеленные на обучение преодоления стрессовых ситуаций, встречающихся в образовательном процессе. Решаемые задачи воспитания в вузе, как правило, предполагают полисубъектную форму проведения ИРП.
  4. Практическая апробация ИРП «Ликвидация академической задолженности» показала эффективность использования подобной формы субъект-субъектного взаимодействия, рассматриваемого в качестве воспитательной технологии и показала, что ИРП может служить цели развития личностных и деловых качеств студентов.

Литература:

  1. Дубинина И. А., Попова Л. Л. Управленческий поединок как образовательная технология. Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. VI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 197–199.
  2. Мамаева И. А., Зырин И. С., Степанова А.С Интерактивные формы кураторского часа // Образовательная деятельность вуза в современных условиях [Электронный ресурс]: материалы международной научно-методической конференции (26–27 мая 2016 г.). — Электрон. дан. — Караваево: Костромская ГСХА, 2016.
  3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — 4-е изд. М.: Школьная пресса, 2002. — 512 с.
  4. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т. П. Сальникова. — ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.
  5. Психология высшей школы/ М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. – Мн.: Харвест, 2006. — 4016 с.
  6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, Интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288с.
  7. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
  8. Управленческие поединки. [Электронный ресурс] Официальный сайт ООО «Тренинг-студия «Окно» г. Сургут; режим доступа: http://tsokno.com/club/proektyi/upravlencheskie-poedinki/ Заглавие с экрана.
  9. Щуркова Е. Н. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов