Автор: Андреева Антонина Андреевна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Библиографическое описание:

Андреева А. А. Организация самостоятельной работы студентов в условиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык» // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 34-37.



В данной статье предложен способ решения проблемы сокращения аудиторных часов на изучение дисциплины «Деловой иностранный язык» путем выведения значительной части нагрузки во внеаудиторную самостоятельную работу студентов с применением электронных дидактических материалов.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; сокращение аудиторных часов; Moodle; электронная лингводидактика.

Рабочая образовательная программа подготовки магистров юридического факультета РГПУ им. А. И. Герцена по направлению 050100 Педагогическое образование предусматривает 216 академических часов на освоение дисциплины «Деловой иностранный язык», из которых на аудиторная работу отводится 32 часа, на самостоятельную — 184 часа. В 2015/2016 учебном году количество часов, предназначенных для аудиторной работы, было сокращено до 12 академических часов. В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится важнейшей и неотъемлемой частью освоения программы дисциплины «Деловой иностранный язык» в условиях значительного сокращения аудиторных часов.

В целях решения проблемы организации учебного процесса в рамках существующей рабочей программы с увеличением объёма СРС и без потери части содержания программы преподавателями кафедры современных европейских языков используются электронные дидактические материалы, которые обладают целым рядом неоспоримых достоинств, таких как:

– максимально простой доступ к учебному материалу;

– возможность работать в удобное время;

– психологический комфорт в получении информации;

– возможность синхронной и асинхронной коммуникации с преподавателем и другими студентами;

– интерактивные мультимедийные формы представления учебного материала и многие другие [2].

Организационные формы и методы обучения не изменяются коренным образом, а скорее обогащаются благодаря использованию электронной лингводидактики. Успешность любого процесса обучения пропорциональна соблюдению основных его принципов, таких как:

– научность обучения;

– последовательность и систематичность обучения;

– доступность обучения;

– наглядность обучения;

– сознательность и активность в обучении, развитие самостоятельности;

– прочность полученных знаний и сформированных умений и навыков;

– индивидуализация обучения [3].

Организация самостоятельной работы студентов с помощью таких электронных дидактических материалов как электронный учебник с интерактивными упражнениями и курс в центре дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle, содержащий задания с обратной связью, способствует соблюдению и реализации указанных принципов. Что, в свою очередь, позволяет говорить о потенциальной успешности учебного процесса, организованного выбранным нами способом. Помимо прочих требований, в качестве ожидаемого результата изучения дисциплины «Деловой иностранный язык» рабочая образовательная программа указывает, что выпускник должен овладеть способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15). Формированию этой компетенции также способствует организация СРС с применением электронных дидактических материалов.

Содержание курса и отведенные на его изучение аудиторные часы представляется необходимым распределить следующим образом:

Таблица 1

Технологическая карта

Тема

Задание

Вид работы

Кол-во баллов

1

Правозащитная деятельность в образовании

Работа с печатной версией авторского учебного пособия «EnglishinLaw: HumanRightsProtection»

Аудиторная (6 ч.)

15

Работа с электронной версией авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection»

СРС (87 ч.)

2

Чтение и перевод англоязычного профессионального сайта

Выбор из спискарекомендуемых профессиональных иноязычных сайтов и письменный перевод на русский язык страницы сайта

СРС (29 ч.)

5

3

Составление резюме выпускника магистратуры и сопроводительного письма к резюме

Знакомство с правилами написания и образцами таких документов как резюме и сопроводительное письмо

Аудиторная (2 ч.)

5

Написание на ИЯ собственного резюме выпускника магистратуры

СРС (29 ч.)

Написание на ИЯ сопроводительного письма к своему резюме

4

Аннотирование научной статьи

Знакомство с жанром аннотации

Аудиторная (2 ч.)

6

Поиск ИЯ научной статьи по тематике диссертационного исследования и составление аннотации на ИЯ

СРС (29 ч.)

Поиск научной статьи на русском языке по тематике диссертационного исследования и составление аннотации на ИЯ

5

Составление реферата-конспекта научной статьи

Знакомство с жанром реферата через отличия между аннотацией и рефератом

Аудиторная (2 ч.)

5

Поиск ИЯ научной статьи по тематике диссертационного исследования и составление реферата-конспекта на ИЯ с последующим устным представлением своей работы в аудитории

СРС (29 ч.)

ИТОГО:

216 ч.

36 кредитов

Освоение программы дисциплины «Деловой иностранный язык» поддерживает специально созданный курс в университетской системе дистанционной поддержки обучения на платформе Moodle, который содержит:

  1. Краткое содержание всей программы дисциплины «Деловой иностранный язык», разделенной на темы, и сроки её освоения;
  2. Главы авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» в формате Microsoft Word, доступные для просмотра, скачивания и печати;
  3. Ссылки на сайт с электронной версией авторского учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» с применением электронных дидактических материалов;
  4. Задания по каждой теме, содержащее образцы, требования, сроки выполнения и обратную связь.

Тема 1: Правозащитная деятельность в образовании.

Изучение данной темы осуществляется на основе созданного нами учебно-методического пособия «English in Law: Human Rights Protection» (в печатной и электронной версиях). Аудиторная работа со студентами проводится с использованием печатной версии учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection». СРС проводится при помощи электронной версии учебного пособия «English in Law: Human Rights Protection» с применением ЭДМ, размещенной на персональном сайте преподавателя. Все интерактивные упражнения оснащены обратной связью для преподавателя и имеют ограничение по времени выполнения.

Тема 2: Чтение и перевод англоязычного профессионального сайта.

Представляется важным помочь студентам в осуществлении отбора материала, в определении источников профессионально значимой информации на ИЯ. Раздел в курсе на платформе Moodle, посвященный этой теме, содержит список рекомендуемых авторитетных профессиональных сайтов, требования к объему и оформлению перевода, а также сроки выполнения задания. Готовый перевод студенту необходимо своевременно загрузить в данный раздел, чтобы преподаватель мог его проверить и оценить.

Тема 3: Составление на ИЯ резюме выпускника магистратуры и составление на ИЯ сопроводительного письма к резюме выпускника.

В ходе аудиторного занятия студентам объясняются цель, правила написания, возможности использования таких официальных документов как резюме и сопроводительное письмо, разбираются наглядные примеры, состав, клише, характерная лексика. Составление своих вариантов выводится на СРС. Раздел в Moodle, посвященный этой теме, содержит пример резюме выпускника, пример сопроводительного письма, требования к объему и оформлению, сроки выполнения. Готовые работы студентам необходимо своевременно загрузить в данный раздел.

Тема 4: Аннотирование ИЯ научной статьи на ИЯ и аннотирование русскоязычной научной статьи на ИЯ.

Аудиторные часы используются для объяснения студентам, что собой представляет аннотирование как процесс составления кратких сведений о печатном произведении, позволяющих судить о целесообразности его более детального изучения и как выглядит структура аннотации (выходные данные, сжатая характеристика, критическая оценка). В соответствующем разделе курса Moodle содержатся: задания по составлению аннотаций; отобранные профессионально значимые тексты; примеры выполнения; требования к оформлению и срокам выполнения. Готовые аннотации студентам необходимо своевременно загрузить в данный раздел для проверки.

Тема 5: Составление реферата-конспекта ИЯ научной статьи на русском языке.

В аудиторное время студенты знакомятся с отличиями между аннотацией и рефератом, которые помогают лучше понять суть каждого из этих жанров. Учащиеся узнают, что представляет собой реферирование как интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление информации и создание нового документа — реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой и, как выглядит структура реферата (заголовочная часть, реферативная часть, справочная часть). Представление рефератов-конспектов научных статей проводится в форме выступления и последующими ответами на вопросы по теме.

Учащиеся, по тем или иным причинам не посещающие занятия, но вовремя проходящие загружающие свои работы, оцениваются без снижения балла, но итоговое количество учебных кредитов за семестр такие студенты получают меньшее, ввиду отсутствия у них кредитов за посещаемость аудиторных занятий.

Организация СРС описанным образом позволяет:

– соблюсти основные принципы успешного процесса обучения;

– сформировать требуемую ПК-15 выпускника;

– обеспечить всем учащимся свободный доступ к материалам;

– избавить преподавателя от необходимости распечатывать или ксерокопировать материалы для студентов или рассылать их на электронную почту;

– своевременно аттестовать студентов, по тем или иным причинам не посещающих занятия;

– решить проблему выведения части рабочей программы во внеаудиторную форму работы и, как следствие, решить проблему сокращения количества аудиторных часов.

Применение электронных дидактических материалов в обучении иностранным языкам в целом и в организации СРС в частности не следует воспринимать как дополнительную нагрузку для преподавателя [1]. Использование современных технологий напротив способно сделать процесс обучения языкам легче для преподавателя и интереснее для студента. Дополнение печатного учебного пособия электронной версией позволяет не только добавить интерактивности в изучаемый материал, но и своевременно самостоятельно изучить пропущенную тему студенту, по тем или иным причинам пропустившему занятие. Описанный способ организации СРС может быть полезен не только в рамках обучения иностранному языку, но и в других дисциплинах.

Литература:

  1. Андреева А. А. Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 738–740.
  2. Подласый И. П. Система принципов успешного обучения. Педагогика.– М.: Просвещение, 2000.
  3. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе, № 5, 2014 г. С 2–11.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов