Библиографическое описание:

Мадазизова Д. Р., Сафарова С. О. Использование зарубежного опыта в процессе профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 42-43.



В статье представлен имеющийся опыт подготовки учащихся школ и студентов вузов Израиля и Испании в области безопасности жизнедеятельности и его использование в учебно-воспитательном процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе.

Ключевые слова: подготовка, безопасность жизнедеятельности, учащиеся, студенты, школа, вуз, учебные курсы

The article presents the experience of preparation of school studentsand students of Israel and Spain’s security of life and its use in the educational process of training teachers of life safety at the Pedagogical University.

Keywords: training, PSHE (Personal, Social and Health Education), school students, university students, school, university, educational courses.

Одной из первоочередных потребностей человека является потребность в безопасности. Уже с древнейших времен люди для того чтобы защитить себя объединялись в сообщества, с течением времени усиливалась роль государства в обеспечении безопасности своих граждан, своих рубежей, устоев, традиций. При этом как бы ни совершенствовалась система безопасности государства, с развитием общества появляются все новые и новые угрозы. В 20 веке в разных странах мира шло формирование систем безопасности, включающих в себя силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. Созданы международные организации, призванные обеспечить безопасность человечества в целом. Во многих странах, где наиболее часты случаи возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и связанных с деятельностью социума, осуществлялось и осуществляется по сей день специальная подготовка населения стран к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

В ряде стран, в том числе и в нашей государстве, ведется целенаправленная и непрерывная подготовка граждан в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и учащейся молодежи. Так, в Республики Узбекистана с 2009 года в общеобразовательных учреждениях ведется преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В учебных планах практически всех отечественных вузов есть курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), в ряде высших учебных заведений читаются дисциплины «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» и «Гражданская оборона».

В большинстве университетов и колледжей как технической, так и гуманитарной направленности в учебных планах имеется курс «Безопасность жизнедеятельности», преподавание которого, как правило, ведутся преподавателями, многие из которых являются координаторами образовательных учреждений по безопасности. Общая трудоемкость курса 135 часов, предмет изучается в течение года. Курс «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя как лекционные, так и практические занятия, предусматривает самостоятельную работу студентов, в том числе и при помощи ресурсов Интернета. По окончании предусматривается проведение итогового тестирования.

Изучая курс, студенты рассматривают следующие вопросы:

‒ безопасность в быту (рассматриваются действия при различных опасных ситуациях, возникающих дом, прежде всего, связанные с системами жизнеобеспечения);

‒ безопасность в природе (изучаются действия при опасных ситуациях природного характера);

‒ гигиена и здоровье (рассматриваются вопросы сохранения здоровья, в том числе в процессе будущей профессиональной деятельности);

‒ безопасность при использовании электричества (изучаются способы безопасного использования различных электроустановок и приборов, их влияние на организм человека);

‒ безопасность при использовании химических веществ (изучаются особенности химических веществ и их влияние на организм человека и окружающую среду, безопасное использование средств бытовой химии, косметики);

‒ пожарная безопасность (рассматриваются причины возникновения пожаров в зданиях, способы действий при пожаре, современные средства пожаротушения).

В вузах гуманитарной направленности, в частности университетах, готовящих педагогов, также имеется курс «Безопасность жизнедеятельности», в содержание которого предусмотрено дополнительное изучение вопросов оказания первой помощи детям при травмах. Также студенты, будущие педагоги, овладевают навыками ухода за детьми младшего возраста, способами сохранения своего психического здоровья.

Отметим, что изучая и другие учебные курсы, студенты получают дополнительные знания по различным аспектам жизнедеятельности, связанные с обеспечением ее безопасности. Осуществляется взаимодействие и с другими социальными институтами, организациями, учреждениями, фирмами.

Вопросы, связанные с социальной безопасностью, изучаются студентами при непосредственном участии представителей медиков, а также людей, профессионально занимающихся спортом, политикой. В учебных заведениях организуются семинары, встречи, лекции, экскурсии. Врачи педагоги проводят семинары и лекции по антинаркотической тематике, вопросам, связанным с сексуальным поведением молодежи, а также обучают студентов безопасному поведению в социуме, снижающему риск попадания молодого человека в ситуации криминогенного характера. Для студентов организуются тематические экскурсии.

С производственными рисками студенты знакомятся непосредственно во время практики, осуществляя конкретную деятельность по выбранной ими специальности. Также они имеют возможность в получении информации в специализированных центрах безопасности, имеющиеся в каждом муниципальном образовании.

В завершение отметим, что представленный опыт необходимо использовать как в процессе теоретической подготовки студентов — будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности, так и при решении конкретных проблем, связанных с обеспечением безопасности образовательных учреждений, а также вооружении учащихся и студентов знаниями и умениями безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Михайлов А. А. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика-2009.-№ 4.-С.301–305.
  2. MikhailovA. A. Foreign experience in training teachers life safety
  3. Крестьянинов В. Нашей экономике нужно вернуть суверенитет. Иначе страна может погрузиться в хаос // Аргументы недели. — 2011. — № 38. — С. 4.
  4. Лифшиц А. С. Развитие фирмы: ресурсно-целевой подход. — Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2006. — 112 с.
  5. Оперативная отчетность территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области за 2011 г.
  6. Прогнозирование уровня, динамики и структуры трудового потенциала промышленности Ивановской области на основе модифицированного метода анализа иерархий / А. С. Лифшиц, С. В. Клюзина, С. -А. Шмелев. Отчет по гранту РГНФ 10–02–54607 а/ц. -Иваново, 2010. — 24 с.
  7. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер с англ. — М.: Радио и связь, 1989. — 288 с.
  8. Lifshits A. S.,Kljuzina S. V. Scenery forecasting in the system of industrial development management

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов