Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Сайфиева Ю. У., Белгибоева Н. К., Махмудова З. О. Инновация как педагогическая категория // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 2-4.



Как известно, в профессиональном образовании используется большое число терминов, заимствованных из других областей знаний, что свидетельствует о большой связи профтехпедагогики с другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, т. к. именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. Так, сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей технике и технологии, об экономики образования, компьютеризации обучения и т. п.

В литературе имеются различные трактовки определении смыслового содержания понятий «нововведения», «новшества», «инновация». Дело в том, что они в современном языке значения этих слов достаточно схожи, и они интерпретируются как новое правило, новый порядок или изобретение. Понятие «нововведение» в вещественном значении означает, по существу, положительное, прогрессивное новшество, т. е. идею, деятельность или материальный объект, которые являются новыми для организационной системы, принимающей и использующей их.

Наряду с термин «нововведение» часто воспринимается в его профессиональном значении — как процесс возникновения, разработки, адаптации и использования нового и полезного результата.

Под термином «нововведение в организации» понимается любое целенаправленное позитивное изменение её параметров, которое способствует развитию и повышению эффективности работы данной организации. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, чаще всего определяется как нововведенческий или инновационный процесс. Период создания, распространения и использования нововведения называют инновационным циклом.

Рассматривая различные трактовки понятия «нововведение», можно сделать некоторые обобщающие выводы. Во-первых, любое нововведение имеет чёткую ориентацию на конечный результат прикладного характера, т. е. удовлетворение определённой общественной потребности. Во-вторых, нововведение всегда рассматривается как сложный процесс, который должен являться объектом прогнозирования и управления. В-третьих, реализация нововведения связана с интенсификацией процессов исследований и разработок в различных отраслях общественного труда. В-четвёртых, каждое нововведения должно обеспечивать определённый технический, экономический и (или) социальный эффект.

Таким образом, термины «нововведение» и «инновационный процесс» имеют идентичный смысл.

Инновация сопровождает образование с самого начала его возникновения, как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего. Инновация в образовании не является особенностью только современности, но как педагогическая категория её можно считать достаточно молодой. И в этом одна из причин того, что в её можно считать достаточно молодой. И в этом одна из причин того, что в её определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и напоминания. Зачастую вместо термина «инновация» употребляются близкие и родственные термины. Среди них: реформа, модернизация, совершенствование, осовременивание и др. Несмотря, на то, что они не всегда точно раскрывают смысл рассматриваемого понятия, тем не менее, они выражают главное — то новое, те изменения, которые делают образование более эффективным, успешным и улучшением.

Во многих определениях преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя, говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие — количественные, третьи — качественные изменения, а также новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления. При этом подчёркивается, что помощью новшеств обеспечивается развитие, совершенствование и улучшение уровня образования.

Приведём несколько мнений специалистов. Э. М. Роджерс так определяет новшество: «Новшество — это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с момента её открытия или первого использования». С. Маилс: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности при реализации систематических целей». Французский учёный Э. Брансуик выделяет три вида педагогических инноваций:

1) в качестве новшеств выступают образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее известные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;

2) самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определённой среде и в определённый период времени;

3) педагогические новшества возникают в ситуации, в которой, в связи с повторной постановкой целей, в изменённых условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определённых положительных идей.

Американские учёные У Бил и С.Болен определяют педагогическое новшество как «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». А. Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей». Р. Марклунд «Понятие новшества как оно употребляется часто синонимично понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб, о нём говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев».

В одном из документов ЮНЕСКО говорится: «Мы считаем, что новшество должно означать попытку изменить систему образования, осуществляемую сознательно и намеренно с целью её улучшения. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе».

В ряде исследований, связанных с проблемами инноваций предполагается, что изменения должны быть новинкой в современной ситуации, но всегда полностью новыми идеями или формами. О некоторых изменениях говорят как о новшествах, если они даже когда-то и где-то проявлялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательный процесс.

Таким образом, в наших публикациях под определением «инновация» («новшество») в проф тех педагогике мы понимаем изменения дидактические, услубические, организационно-технические, направленные на улучшение и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Национальная программа по подготовке кадров» Т.; 1997. 29 августа
  2. Каримов И. А. “Узбекистан на пороге независимости” — Т,: “Узбекистан”, 2011.
  3. Голиш Л. В. Проектирование и планирование педагогических технологий: Учебно-методическое пособие для тренинга. Издание 3-е, исправленное и дополненное.- Т.: ТГЭУ, 2012. 147 с.
  4. Исмаилова З. К. Педагогика. (учебник) — Т.: Молия, 2008 г.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая категория, различные трактовки, прогрессивное новшество, целенаправленное позитивное изменение, педагогическое новшество, процесс внесения нового, реализация нововведения связана, трактовки понятия «нововведение», большое количество новшеств, различные трактовки определении, совершенствование учебно-воспитательного процесса, большое число терминов, Марклунд «Понятие новшества, удовлетворение определённой общественной, развитие общественной мысли, вида педагогических инноваций, процесс возникновения, сложный процесс, улучшение уровня образования, конечный результат прикладного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов