Библиографическое описание:

Химматалиев Д. О., Файзуллаев Р. Х., Сайфиева Ю. У., Белгибоева Н. К., Махмудова З. О. Инновация как педагогическая категория // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 2-4.



Как известно, в профессиональном образовании используется большое число терминов, заимствованных из других областей знаний, что свидетельствует о большой связи профтехпедагогики с другими науками. В наибольшем количестве такие термины приходят из техники и экономики, т. к. именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. Так, сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей технике и технологии, об экономики образования, компьютеризации обучения и т. п.

В литературе имеются различные трактовки определении смыслового содержания понятий «нововведения», «новшества», «инновация». Дело в том, что они в современном языке значения этих слов достаточно схожи, и они интерпретируются как новое правило, новый порядок или изобретение. Понятие «нововведение» в вещественном значении означает, по существу, положительное, прогрессивное новшество, т. е. идею, деятельность или материальный объект, которые являются новыми для организационной системы, принимающей и использующей их.

Наряду с термин «нововведение» часто воспринимается в его профессиональном значении — как процесс возникновения, разработки, адаптации и использования нового и полезного результата.

Под термином «нововведение в организации» понимается любое целенаправленное позитивное изменение её параметров, которое способствует развитию и повышению эффективности работы данной организации. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации нововведений, чаще всего определяется как нововведенческий или инновационный процесс. Период создания, распространения и использования нововведения называют инновационным циклом.

Рассматривая различные трактовки понятия «нововведение», можно сделать некоторые обобщающие выводы. Во-первых, любое нововведение имеет чёткую ориентацию на конечный результат прикладного характера, т. е. удовлетворение определённой общественной потребности. Во-вторых, нововведение всегда рассматривается как сложный процесс, который должен являться объектом прогнозирования и управления. В-третьих, реализация нововведения связана с интенсификацией процессов исследований и разработок в различных отраслях общественного труда. В-четвёртых, каждое нововведения должно обеспечивать определённый технический, экономический и (или) социальный эффект.

Таким образом, термины «нововведение» и «инновационный процесс» имеют идентичный смысл.

Инновация сопровождает образование с самого начала его возникновения, как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего. Инновация в образовании не является особенностью только современности, но как педагогическая категория её можно считать достаточно молодой. И в этом одна из причин того, что в её можно считать достаточно молодой. И в этом одна из причин того, что в её определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и напоминания. Зачастую вместо термина «инновация» употребляются близкие и родственные термины. Среди них: реформа, модернизация, совершенствование, осовременивание и др. Несмотря, на то, что они не всегда точно раскрывают смысл рассматриваемого понятия, тем не менее, они выражают главное — то новое, те изменения, которые делают образование более эффективным, успешным и улучшением.

Во многих определениях преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя, говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие — количественные, третьи — качественные изменения, а также новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления. При этом подчёркивается, что помощью новшеств обеспечивается развитие, совершенствование и улучшение уровня образования.

Приведём несколько мнений специалистов. Э. М. Роджерс так определяет новшество: «Новшество — это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с момента её открытия или первого использования». С. Маилс: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности при реализации систематических целей». Французский учёный Э. Брансуик выделяет три вида педагогических инноваций:

1) в качестве новшеств выступают образовательные идеи и действия, полностью новые и ранее известные. Таких полностью новых и оригинальных идей очень мало;

2) самое большое количество новшеств представляют собой адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия, которые приобретают особую актуальность в определённой среде и в определённый период времени;

3) педагогические новшества возникают в ситуации, в которой, в связи с повторной постановкой целей, в изменённых условиях оживают некоторые ранее существовавшие действия, поскольку новые условия гарантируют их успех и успех определённых положительных идей.

Американские учёные У Бил и С.Болен определяют педагогическое новшество как «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». А. Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей». Р. Марклунд «Понятие новшества как оно употребляется часто синонимично понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб, о нём говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев».

В одном из документов ЮНЕСКО говорится: «Мы считаем, что новшество должно означать попытку изменить систему образования, осуществляемую сознательно и намеренно с целью её улучшения. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе».

В ряде исследований, связанных с проблемами инноваций предполагается, что изменения должны быть новинкой в современной ситуации, но всегда полностью новыми идеями или формами. О некоторых изменениях говорят как о новшествах, если они даже когда-то и где-то проявлялись, но в данный момент и в данной среде они приобретают особое значение и могут стимулировать образовательный процесс.

Таким образом, в наших публикациях под определением «инновация» («новшество») в проф тех педагогике мы понимаем изменения дидактические, услубические, организационно-технические, направленные на улучшение и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Национальная программа по подготовке кадров» Т.; 1997. 29 августа
  2. Каримов И. А. “Узбекистан на пороге независимости” — Т,: “Узбекистан”, 2011.
  3. Голиш Л. В. Проектирование и планирование педагогических технологий: Учебно-методическое пособие для тренинга. Издание 3-е, исправленное и дополненное.- Т.: ТГЭУ, 2012. 147 с.
  4. Исмаилова З. К. Педагогика. (учебник) — Т.: Молия, 2008 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов