Библиографическое описание:

Щуринова И. А. Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 27-30.



Выявлены возможности использования разных видов электронных исторических карт в процессе формирования картографических умений у школьников на уроках истории. Проанализированы преимущества и недостатки анимированных карт, тренинговых заданий и специализированной компьютерной программы в сравнении с традиционными атласами и контурными картами при изучении истории.

Ключевые слова: картографические умения, информационные технологии на уроках истории, единый государственный экзамен по истории

Владение картографическими знаниями и умениями является не только формальным требованием образовательных стандартов к результатам образования выпускника школы, но и одним из условий успешной социализации личности в современном мире. Содержательная линия школьного курса истории «Историческое пространство» наряду с другими основными содержательными линиями «Историческое время» и «Историческое движение» традиционно включалась в программы и учебники по истории [2, с. 56], причем еще в XIX веке. Во второй половине прошлого столетия методисты-историки сформулировали основные научно-методические требования к школьным историческим картам, разработали их типологию и методические приемы работы с ними. В последние годы в развитии картографических знаний и умений учащихся все большую роль начинают играть информационные технологии, появились анимированные, векторные карты, компьютерные программы для создания тренажеров с помощью электронных карт. Но имеет ли использование электронных исторических карт преимущество над бумажными атласами и контурными картами при изучении школьниками истории? Подавляющее большинство российских учителей истории ориентировано на традиционные карты. Из информационных технологий для формирования картографических умений учащихся на уроках историичаще всего используют работу с цифровыми анимированными картами, включенными в электронные формы учебника (ЭФУ), картографический тренинг в цифровом формате и компьютерную программу «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями». Рассмотрим их возможности для формирования картографических знаний и умений школьников в ходе учебных занятий и в индивидуальной работе в процессе обучения истории.

Исторические карты в процессе обучения истории призваны выполнять несколько функций: информационную, обучающую, развивающую, контрольную [1, с. 22]. Тем не менее, в последние два десятилетия учителя истории в российских школах чаще стали использовать исторические карты только в качестве иллюстрации. Другими словами, информация, содержащаяся на исторической карте, применяется на уроке для подтверждения и (или) иллюстрирования текста учебника или объяснения учителя. Полагаем, это произошло из-за того, что в едином государственном экзамене (ЕГЭ) не было заданий по исторической карте. Таким образом, если картографические умения не проверялись у выпускника школы, то их формированию у учащихся учителя перестали уделять внимание. С 2013 г. в задания ЕГЭ была включена историческая карта, и сегодня мы наблюдаем возвращение интереса учителей к методике работы с ней.

Из электронных исторических карт чаще всего на уроках используется статичная карта в цифровом формате. Однако, демонстрация статичной цифровой карты на экране ничем не отличается от аналогичной бумажной настенной карты. Единственным преимуществом применения цифровых карт в таком случае является только то, что их можно «найти» к каждому уроку, в то время как настенные бумажные карты в конкретной школе могут быть в недостаточном количестве.

В больших количествах на уроках истории стали использоваться анимированные цифровые карты. Их включили в электронные формы учебников истории, и они, безусловно, привлекают внимание учащихся, вызывают определенный интерес своей новизной и цветовым решением. Бесспорно, в этом они имеют преимущество перед статичными картами, особенно, если изучаются динамичные исторические факты (например, сражения, освоение новых территорий и т. п.). Но, как правило, возникший интерес оказывается ситуационным, неустойчивым и, следовательно, быстро угасает. Анимированные исторические карты призваны создать у учащихся яркий образ определенного исторического события. Но этот образ подается школьникам в готовом виде и поэтому остается только в кратковременной памяти. Когда ученик работает со статичной картой, то его воображение «достраивает» целостную картинку, формируются собственные представления и образы, которые переходят в долговременную память. «Готовую анимацию» и предложенный «внешний» и «чужой» образ, даже созданный хорошими компьютерными специалистами, школьнику трудно «присвоить» и перенести затем на статичную карту, которая будет им предложена на экзамене. Анимированные изображения объектов на подобных исторических картах и картосхемах слишком «упрощены» для восприятия и не способствует развитию теоретического мышления школьников, он могут выполнять только информационную функцию. Основными картографическими умениями, которые необходимо освоить школьнику в процессе изучения истории, являются умения находить на карте историко-географические объекты, правильно показывать их на карте, а также умение читать легенду исторической карты. Очевидно, что использование исторической карты только в качестве иллюстрации не может способствовать формированию этих учебных действий. Любое действие можно сформировать у ученика только когда он выполняет это действие, а не посредством наблюдения и созерцания как это делает другой человек. Кроме того, не стоит забывать, что важнейшая функция исторических карт заключается в том, что они являются источниками исторических знаний для учащихся. Одним из предметных результатов освоения курса историиявляется умение «использовать историческую карту как источник информации»[5, с. 59].В анимированных картах ученику не нужно искать информацию, она ему «подается» в готовом виде.

Было определено, что процесс формирования картографических умений у учащихся, как и других учебных умений, состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения, разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение школьниками упражнений для овладения этим умением [6, с.68]. На первых двух этапах можно использовать и статичные, и анимированные демонстрационные карты, но для закрепления умения необходимы либо бумажные контурные карты, либо электронные карты-тренинги. Контурные карты и картографические тренинги на бумажных носителях привычнее для учителей, пока еще доступнее для учеников. Технология работы с контурными картами учителям хорошо известна. В их арсенале есть готовые методические разработки к разным темам. Например, задания к урокам истории России в VII классе [3, с. 40]. На этом их преимущества заканчиваются. Среди электронных средств обучения истории широкое распространение получили картографические тренинги по истории России, выпущенные на дисках (Абдулаев Э. Н., Морозов А. Ю., Сдвижков О. В., 2013). Тренинговые задания разделены на несколько периодов и выполняют все функции исторических карт: являются источником исторической информации, с их помощью изучается фактический материал, развиваются картографические умения. Задания тренинга могут быть использованы как в качестве обучающих, так и в качестве контрольных и проверочных. В отличие от контурных карт эти задания более разнообразны, ученики их могут выполнять неограниченное количество раз, как на уроке (для закрепления изученного материала на уроке, а также для контроля знаний и умений), так и в домашней работе. Кроме того, задания тренинга не предполагают копирование из атласа, что часто наблюдается в заданиях к контурным картам. Недостатком этого тренинга, на наш взгляд, то, что упражнения выполняются учеником не в электронном виде, а отдельно на бумаге.

Компьютерная программа «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями», разработанная ООО «1С», предоставляет учителю возможность самому создавать задания для учащихся [4]. Используя эту программу, учитель может самостоятельно проектировать тренировочные задания для учащихся, учитывая их познавательные возможности и определенные задачи обучения без помощи программистов и специалистов в области компьютерной графики. «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями» позволяет ученику находить и отмечать историко-географические объекты, делать к ним подписи, обводить границы, закрашивать территорию и т. п. Задания автоматически проверяются, что дает возможность ученику выполнять тренировочные упражнения с исторической картой дома, многократно повторяя их для формирования умения и навыка. Очевидный недостаток использования этой компьютерной программы заключается в том, что для разработки заданий учителю требуется значительное время. Преимущество ее перед контурными картами очевидно. Задания в контурной карте можно выполнить один раз и правильность их выполнения может проверить только учитель. Если задание выполнено учеником неправильно, то второй попытки не будет, а значит, умение не будет сформировано, в памяти останется неверное решение. В компьютерной программе предусмотрена автоматическая проверка заданий и их можно выполнять неограниченное количество раз, причем количество заданий ничем не ограничено.

Выполняя задания ЕГЭ по исторической карте, у учащихся, чаще всего, возникают два основных затруднения: узнать события, изображенные на карте, и найти необходимые историко-географические объекты на ней. На наш взгляд оба затруднения связаны с тем, что в учебниках и атласах большинство исторических карт тематические, и у школьников не формируется целостное представление о картине мира. Они не понимают, откуда «вырезан» этот фрагмент карты. Запомнив одну карту, которая бала в учебнике, они не узнают того же объекта на другой карте, у которой другой масштаб. Например, успешно находя г. Санкт-Петербург на одной карте, не могут найти его на другой, где Балтийское море изображено в другом ракурсе. Поэтому лучшим способом обеспечить знание и свободную ориентировку учащихся на исторических картах является начало поиска любых историко-географических объектов с общей карты мира. Использование информационных технологий позволит учащимся найти объект сначала на карте мира, затем на карте страны, затем перейти к тематической карте или карте-схеме.Кроме того, открытие нового знания на уроке истории целесообразнее начинать не с текста учебника или с изложения материала учителем, а с поиска информации на исторической карте.

Увеличение количества и разновидностей информационных продуктов для школы, несомненно, приведет и к более широкому их применению в образовательном процессе, что открывает широкие возможности и для достижения более высоких результатов образования. Но следует учитывать и риски, связанные с использованием электронных средств обучения.

Литература:

  1. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2011. — № 9. — С. 19–27.
  2. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: методическое пособие. — М.: ООО «Русское слово», 2014. — 136 с.
  3. Ковешникова О. Т., Ермакова Е. А. Методические пути формирования картографических умений на уроках истории России в VII классе // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 9. — С. 40–45.
  4. Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями (№ 134812) [Электронный ресурс] / Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — URL:http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bd5a4839–0983–4600–9891–4e7295cc2fea/ (дата обращения 24.05.2016)
  5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию [Электронный ресурс] / Сайт «Реестр примерных основных образовательных программ» Министерство образования и науки Российской Федерации. — URL:http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения 18.05.2016)
  6. Щуринова И. А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 5. — С. 65–69.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов