Автор: Рахманова Юлдуз Кахрамоновна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Библиографическое описание:

Рахманова Ю. К. Проектированное обучение с учётом национальных особенностей в техническом вузе // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 46-50.



 

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию молодёжи на основе обычаев, традиций, обрядов и ритуалов народа на занятиях русского языка в технических вузах Узбекистана посредством применения проектного обучения.

Ключевые слова: молодёжь, обновление общества, молодёжная политика государства, реформы, задачи системы образования, национальные обычаи, традиции, проектная деятельность, духовные ценности.

 

Национальная модель образования любого государства отражает особенности национальной демографии, политики, экономики, социальной политики, истории и культуры.

Узбекская модель образования основывается на качестве — качестве преподавателей, студентов, программ и, в конечном итоге, качестве знаний. Она учитывает потребности, связанные с глобализацией, и представляет собой инструмент обеспечения позитивной и продуктивной роли Узбекистана как в Азии, так и за её пределами.

Бесценное сокровище государства — молодёжь республики. На сегодняшний день почти 35 % населения Узбекистана составляют дети в возрасте до 16 лет, свыше 60 % — молодёжь до 30 лет. В связи с этим становится понятной и очевидной роль и значимость образовательных реформ.

В молодёжной политике государство определило основные принципы дальнейшей поддержки молодёжи, разработало стратегию её развития, определило экономическую, правовую, организационную поддержку инициатив молодёжи и её общественных структур [2, 125–132].

Молодёжная политика была признана одной из приоритетных задач, плацдармом и резервом развития государственности. Использование творческого потенциала молодёжи в процессе обновления всего общества является необходимым условием развития. Модернизация страны, успех проводимых политических и экономических реформ, либерализация всех сторон жизни общества, определение новых перспектив развития, будущность самой государственности невозможны без опоры на молодые, крепнущие силы, умы, замыслы и интеллект [1, 36].

Уровень, качество, приоритеты и задачи системы образования играют решающую роль в полноценном формировании молодого поколения. От приоритетов в воспитании фактически зависит политическое, экономическое и социальное развитие страны. Поэтому в республике взяли курс на формирование гармонично развитой личности. Это стало целевой задачей образования и педагогической науки.

Узбекистан — развивающаяся в демографическом отношении страна. Здесь ожидается рост молодых семей, а значит, будет расти потребность в жилье и рабочих местах. Следует отметить, что в стране традиционно почитают родителей, обычаи, традиции, обряды, ритуалы и свято относятся к институту семьи. Это, безусловно, накладывает отпечаток на процесс миграции рабочей силы как внутри страны, так и за её пределами. Поэтому вопрос рабочей силы, её квалификации, основы образования и знакомства с обычаями и традициями других стран сегодня стоит на повестке дня.

Эффективность процесса реформирования общества напрямую зависит от дум, чаяний, стремлений и замыслов представителей молодого поколения. В связи с этим вопрос воспитания гармонично развитой личности определяет наличие у молодого человека чувства национальной гордости, политического сознания и гражданской ответственности, формирование таких качеств, как патриотизм, готовность служить родине, толерантность к другим народам, ценность национальных приоритетов, значимость семьи и её традиций.

Самым ярким, наиболее активным периодом жизни молодых является студенчество. Культура личности студента формируется на стыке нравственного, эстетического, художественного и физического воспитания. Независимо от дисциплины, которую ведёт преподаватель, предусмотрев возможности продуктивного использования учебных часов, важно с первых дней пребывания в студентов вузе захватить инициативу. Используя различные формы и методы учебной и воспитательной работы, инновационные педагогические технологии, интерактивные формы обучения (дискуссии, диспуты, научные и читательские конференции и др.), загрузить студенческую молодёжь такой работой, которая была бы им и в пользу, и в радость. Если у студента есть интерес к предмету, то обязательно будет и результат.

Одной из эффективных форм, позволяющей вызвать интерес, активность и тягу к знаниям является участие в учебной проектной деятельности.

Учитывая тот факт, что типовая программа по русскому языку в высших учебных заведениях республики опирается на национальные ценности, менталитет народа и неразрывно связана с историей, культурой, духовными ценностями и национальными традициями мы в предлагаем в данной статье ознакомиться с учебным проектом по дисциплине «Русский язык» на тему «Национальные традиции и обычаи».

Учебный проект «Национальные традиции и обычаи»

I. Проектное задание

Введение.

Многообразна деятельность человека. И главное место в ней, конечно, отведено работе — физической и умственной, преобразующей окружающий мир, создающей материальные богатства и духовные ценности. Но деятельность человека — это не только труд. Это и общественная деятельность, занятия в кругу семьи, воспитание детей, учёба и многое другое. Однако, в многообразной картине человеческой деятельности наблюдаются и такие действия, которые, на первый взгляд, не дают практического результата и кажутся лишёнными целесообразности. Но их немало. Вот на улице в потоке спешащих машин мы замечаем самую красивую, украшенную куклой, лентами, кольцами и воздушными шарами. Свадьба! Молодых сопровождают друзья. В отделении ЗАГСа расписываются — юридическая формальность, обмениваются кольцами, звучат поздравительные речи, традиционный бокал шампанского. А дальше поездка к монументу славы, потом праздничное застолье, поздравительные речи.

И таких примеров множество. Это и торжества в честь начала учебного года, и торжественные проводы на службу в армию, сельский праздник по случаю окончания уборки урожая, возложение венков в День памяти и почестей.

Нетрудно заметить: в отличие от многого другого, что делают люди и что имеет практический смысл, действия подобного рода носят символический, обрядовый характер. Наука свидетельствует, что определённая система обрядности — неотъемлемая составная часть духовной жизни любого человеческого общества.

Проблема, требующая своего разрешения в рамках проекта:

почему люди так стремятся отмечать праздники, соблюдать обычаи и традиции.

Цель проекта (для чего он создаётся):

обогатить знания студентов, расширить их кругозор, добиться понимания, что каждый народ имеет право на соблюдение своих собственных обычаев и традиций, воспитание толерантности.

Конечный результат:

воспитание толерантности к народам мира, уважение к их обычаям и традициям. Презентация итогов работы — сборник «Традиции и обычаи народов мира».

Пользователи:

преподаватели и студенты Каршинского инженерно-экономического института.

Рамки проекта:

срок выполнений 7 дней.

Количество участников:

до 5 человек в группе.

Структура продукта проекта:

устная презентация. Выступления участников проекта. Буклеты, слайды, мультимедийный материал, книги, картины, фотографии, коллаж, материалы Интернета. Список использованных источников.

 

Задачи проектной деятельности

1. Сбор информации о праздниках, традициях и обычаях узбекского народа, истории их возникновения.

2. Классификация праздников, традиций, обрядов, ритуалов:

                  Государственные

                  Военные

                  Профессиональные

                  Народные

                  Семейные, бытовые

  •                                           Отличительные особенности и схожесть восточных традиций, обычаев и праздников
  •                                           Особенности славянских обычаев

                  Международные

                  Детские и молодёжные

Национальные

  1.    Отличительные особенности праздника, традиции, обряда, ритуала (информация предоставляется в текстовом, графическом изображении, в виде фотографий).

Виды деятельности участников проектной группы.

  1.                       Выявление источников информации, её сбор.
  2.                       Выбор и структурирование информации.
  3.                       Подготовка буклетов, фотографий.
  4.                       Составление коллажа.
  5.                       Подготовка устной информации.
  6.                       Подготовка слайдов.
  7.                       Презентация работы.

II. Рабочий план выполнения проекта

№ 

ФИО участника

задача

Содержание работы

Вид готового продукта

Срок выполнения

 

 

 

 

 

 

III. Методические указания по выполнению проектного задания

Поэтапное выполнение проектного задания

  1.                       Подготовительный этап.
    •                                     Уточнение проблемы, цель и результаты проекта, задачи проектной деятельности;
    •      Определение источников информации.
  1.                       Планирование.
  •                                      Изучение алгоритма достижения цели

Алгоритм достижения цели проекта

I этап (5)

1. Сбор информации по задачам проекта (текст, фото, буклеты, источники)

II этап (3)

  1.                Оформление информации в распечатке и на электронных носителях
  2.                Отбор оптимальной информации

III этап (4)

  1.                Оформление информации в виде справочника (рабочий вариант)
  2.                Подготовка отчёта (пп.1–8)
  3.                Создание визуальной презентации (электронная оболочка), слайды, макет плакатов
  4.                Предложения по устной презентации

IV этап

  1.                Оформление сборника традиций и обычаев народов мира
  2.                Оформление отчёта

10. Устная презентация

  1.                       Исполнение.
    •        сбор и систематизация информации;
    •        конечный продукт;
    •        составление отчёта;
    •        визуальная презентация проекта (используйте секреты устной презентации);
    •      определение функций членов группы в устной презентации

 

IV. Критерии и показатели оценки

  •                         Продукт проекта — сборник (макс. 10 баллов)
  •                         Анализ: схожесть и отличие традиций и обычаев (5 баллов)
  •                         Отчёт (макс. 8 баллов)
  •                         Презентация проекта (5 баллов)
  •                         Устная презентация и защита проекта (2 балла)

Всего: макс. 30 баллов

 

Реализация данного проекта позволила:

Познакомить студентов с теми праздниками, обычаями и традициями, о которых они не знали ранее.

Расширить кругозор по данной теме.

Научить работать как индивидуально, так и в команде (сотрудничество).

Привить навыки сбора и отбора нужной информации, анализировать, сопоставлять, выявлять отличительные особенности, а также схожесть отдельных традиций у разных народов.

Обрабатывать информацию, использовать её в конкретных случаях (например, при составлении текстов, таблиц).

Обрести первые навыки работы в сотрудничестве.

Проявить и закрепить навыки организаторской, самостоятельной и творческой работы.

 

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознавать их насущные интересы и потребности.

Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда на деле молодой человек чувствует себя нужным, значимым, успешным, способным преодолевать трудности. Когда он осознаёт себя, свои возможности, свой вклад в общее дело — происходит личностный рост, развитие характера.

История любого народа всегда связана с теми или иными традициями, которые передаются одним поколением другому на протяжении тысячелетий. Изучение национальных традиций, знакомых студентам на родном языке, при участии в учебном проекте на русском языке поможет ещё раз раскрыть основы духовности и культуры, активизирует мыслительную и речевую деятельность студентов, поможет познакомиться с традициями и обычаями других народов, будет способствовать привитию навыков уважительного отношения к обычаям других народов, толерантности.

В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Это говорит о том, что перед нами сегодня стоят большие задачи по обучению и воспитанию молодёжи в лучших традициях общества.

 

Литература:

 

  1.      Каримов И. А. Бизнинг бош максадимиз — жамиятни демократлаштириш ва янгилаш, модернизация ва ислох этишдир. — Т., Узбекистан. 2005. — 96 с.
  2.      Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан // Законы Республики Узбекистан. — № 2. — Ташкент, 1991. — С. 125–135
  3.      Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1975. Второе издание. — с. 14
  4.      Тюриков В., Шагулямов Р. По пути независимости. Республика Узбекистан. 1991–2000. — Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма. 2000. — 230 с.
  5.      Ходиев Б. Ю., Голиш Л. В., Хашимова Д. П.. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Т., 2010. с. 76–80

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов