Автор: Каргапольцева Светлана Ивановна

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.

Библиографическое описание:

Каргапольцева С. И. Повышение требований к педагогу — одна из задач реформирования и инноваций в системе образования Республики Узбекистан // Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 40-42.



 

В статье освещены вопросы реформ образовательной системы Республики Узбекистан. Также уделено внимание качеству подготовки высококвалифицированных кадров как основы успешной реализации экономических и социальных задач.

Ключевые слова: совершенствование системы национального образования, требование времени, национальная программа, непрерывное образование, высшие образовательные учреждения, руководящие и педагогические кадры, повышение квалификации, аттестация.

 

С первых дней независимости государство Узбекистан целенаправленно принимало ряд документов, направленных на создание условий для воспитания здорового поколения. Эпиграфом к своей книге «Мечта о совершенном поколении» Президент Республики Узбекистан И. Каримов не случайно выбрал высказывание Абдуллы Авлони: «Воспитание для нас — вопрос жизни и смерти, спасения или гибели, счастья или беды». Эти слова были важны и актуальны для нашей нации в начале прошлого столетия, но сегодня слова великого просветителя важны и актуальны особенно.

Возрождение и дальнейшее развитие духовности, совершенствование системы национального образования, укрепление его национальной основы и доведение его до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени — этому в республике Узбекистан придаётся большое значение, так как только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло своё достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Принятая в 1997 году Национальная программа по подготовке кадров разработана на основе анализа национального опыта и мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров, обладающих высокой общей и профессиональной культурой с творческой и социальной активностью, умеющих самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

В республике определены основные параметры национальной модели подготовки кадров с высшим образованием. Определяющими являются принципы государственной политики в области образования, Национальная программа и принципы разработки государственных образовательных стандартов. Принципами государственной политики в сфере образования определены следующие: гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; светский характер образования. К компонентам национальной модели подготовки кадров отнесены: личность, государство, общество, непрерывное образование, наука и производство.

В системе республиканского непрерывного образования серьёзное внимание отведено послевузовскому образованию и повышению квалификации и переподготовки кадров. К послевузовскому относятся докторантура и соискательство. В республике доводится до совершенствования система повышения квалификации и переподготовки кадров и управления ею, создана нормативная база ПК и ППК, разработана и введена в практику система государственной аттестации ПК и ППК, разрабатываются и внедряются в учебный процесс инновационные технологии.

Руководящие и педагогические кадры не реже одного раза в три года проходят переподготовку и аттестацию. Согласно Указу Президента И. Каримова от 12 июня 2015 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших учебных учреждений» предусмотрено кардинальное повышение качества высококвалифицированных специалистов на основе постоянного роста профессионального уровня и квалификации профессорско-преподавательского состава вузов. Обучение и переподготовка осуществляются на постоянно действующих 15 базовых высших образовательных учреждениях в течение двух месяцев с отрывом от работы по специальным программам, разработанным на основе обновлённой типовой структуры учебного плана курса переподготовки.

Руководящие и педагогические кадры, не прошедшие аттестацию, обязаны пройти повторную переподготовку и аттестацию. В случае не прохождения повторной аттестации они утрачивают право на занятие преподавательской деятельностью в вузах, по месту с ними расторгается трудовой договор. Так, по итогам обучения и переподготовки в сентябре-октябре 2015 года 10 % из числа слушателей не были аттестованы, поэтому в марте-апреле они обязаны повторить попытку сдачи аттестации, но уже за собственный счёт.

Можно предположить, что подобная практика обучения, переподготовки и аттестации руководящих и педагогических кадров позволит отсеять случайно попавших в систему образования горе — педагогов, в лучшем случае заставит серьёзнее относится к своим должностным обязанностям, тщательно соизмерять свои способности и возможности с современными требованиями.

Приоритетной задачей высшего образования республики является подготовка квалифицированных преподавателей соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на смежные области, деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. И эта задача требует научного обеспечения целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности в высшей школе на основе использования как достижений науки и техники, так и инновационных технологий. Инновационные технологии в вузе представляют собой системный психолого-педагогический комплекс, который состоит из специального подбора и компоновки дидактических форм, методов, способов, приёмов и условий обучения. Реализуя этот комплекс мы меняем форму поведения и деятельности обучающихся, совершенствуем интеллектуальное творчество преподавателя. В процессе использования педагогических технологий происходит ориентация не на достижение какой-то одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала.

Инновационное обучение опирается на учёт реальных перемен в обществе. Поэтому важным условием качества инновационной деятельности является формирование готовности педагога высшей школы к этой работе, его умение работать в условиях смены предметно-ориентированной учебной деятельности на личностно-ориентированную деятельность.

В работе преподавателя высшей школы наиболее эффективным может стать внедрение в учебный процесс активных методов обучения: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия, семинары-дискуссии с «мозговой атакой», игровое моделирование, деловые игры, создание проблемных ситуаций, оценочных ситуаций и др.

На современном этапе обучения особенно эффективной является технология проблемного обучения. Данная технология стимулирует активный познавательный процесс и формирует у студентов исследовательский тип мышления.

Успешность внедрения проблемного метода всецело зависит от преподавателя. Он должен таким образом организовать познавательную деятельность студентов, чтобы они на основе анализа фактов могли самостоятельно найти пути разрешения интеллектуальных затруднений, сделать собственные выводы и обобщения, сформулировать закономерности и научиться применять эти знания в аналогичных ситуациях.

Инновационные технологии в корне изменили и подходы к вопросам воспитания. Технология воспитания сегодня рассматривается как проектирование воспитательных процессов в учебно-воспитательном процессе. И только от деятельности педагога зависит то, как он спроектирует воспитательные задачи и какие получит результаты.

В учебно-воспитательном процессе технология воспитания как бы связывает теорию педагогики, педагогическую систему, педагогическую практику, воспитательную работу и искусство воспитания. Технология воспитания включает различные конкретные технологии и осуществляется через тренинги. Это прежде всего технология сотрудничества. Она направлена на создание атмосферы любви, заботы, условий для проявления творчества личности. В воспитательном процессе Узбекистана технология сотрудничества имеет свои особенности. Её теоретической и методической основой являются идеи, взгляды и положения восточных мыслителей. Она основана как на общечеловеческих ценностях, так и на национальной культуре и истории народа. Поэтому в воспитательном процессе повсеместно широко используются национальные обычаи, традиции, ритуалы, устное народное творчество узбекского народа. Как в средних и средних специальных, так и в высших учебных заведениях ежегодно отдают дань памяти практически всем поэтам, писателям, древним мыслителям Востока.

Современные тенденции развития государственности в Узбекистане показывают, что чрезмерное увлечение разрушением идеологии, неуважительное отношение к идеологическим потребностям масс, подмена идейных принципов ложными прагматичными программами чревата последствием развала самой государственности.

Система развития образования республики преследует такие цели, чтобы у личности были сформированы морально-этические основы: это честность, нравственность, патриотизм, любовь к близким, семье, родине, труду. Без этого невозможно само существование страны. Государству нужна молодёжь, способная создать могущество и будущий прогресс государства.

 

Литература:

 

  1.                Закон Республики Узбекистан «Об образовании». 29 августа 1997 г. // Законы Республики Узбекистан. — Ташкент, 2004. -234 с.
  2.                Национальная программа по подготовке кадров. 29 августа 1997 г.
  3.                Каримов И. А. «Наша главная цель — демократизация и обновление общества, модернизация и реформирование». — Т., 2005 г. — 96 с.
  4.                Атаханова С. О. Формирование гармонично развитой личности как государственная задача (на примере Узбекистана). // Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов