Библиографическое описание:

Ратникова Л. И., Шип С. А., Мисюкевич Н. Д. Лекции в техническом вузе – нужны ли они студентам? // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 71-75.



Представлены результаты анкетирования студентов 5 курса технических специальностей Южно-Уральского государственного университета по вопросам их предпочтений относительно формата лекций, а также востребованности лекций как таковых.

Приоритетным форматом усвоения лекционного материала для большинства студентов технических специальностей являются «классические» лекции (55 % студентов), когда студенты присутствуют на лекции и самостоятельно конспектируют основные моменты. «Продвинутые» формы лекции: распечатанный конспект, электронный конспект + видеозапись лекции, лекция-диалог — востребованы у 28 %, 4 %, 9 % студентов соответственно.

Абсолютное большинство студентов (88 %) высказываются в пользу лекций. При этом, среди опрошенных студентов большинство (48 %) расценивают лекции как интересный источник новых знаний и умений; они отмечают, что им нравится посещать лекции. Значительная доля студентов (40 %) смотрят на лекции с практической точки зрения и расценивают её как удобный инструмент для успешной учебы.

Заставляет серьезно задуматься тот факт, что среди студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, крайне низка (4 %) востребованность в электронных конспектах и видеолекциях, которые в широком общественном сознании позиционируются как новые, эффективные и «продвинутые» форматы организации учебного процесса. Между тем, известно, что именно специалисты технических вузов первыми начали внедрять компьютерные технологии в методологию дистанционного образования.

Ключевые слова: лекция, студенты, мнение, видеолекции.

Известно, что одной из ключевых задач высшей школы является формирование у будущих специалистов умения самостоятельно принимать решения на основании полученных и постоянно обновляемых знаний [1].

Необходимость и важность развития профессиональных навыков и умений у студентов является очевидной как с индивидуальной, так с общественной точки зрения и выступает одним из важнейших аспектов совершенствования профессиональной деятельности [2, 3].

Известно, что услышанная информация усваивается в объёме 12 %, увиденное повышает уровень усвоения до 25 %, а объединение услышанного и увиденного в рамках, например, лекции повышает объём усвоения информации до 70 % [4].

При традиционном обучении важнейшая роль отводится лекции, которая является самым сложным видом работы. Лекция должна побуждать студента к самостоятельной работе по углубленному изучению темы [5].

В настоящее время известны различные форматы проведения лекции:

  1. классическая форма, когда студенты самостоятельно фиксируют в тетради главные моменты, слушая преподавателя;
  2. лекция с предварительно подготовленными конспектами, раздаваемыми преподавателем;
  3. видеолекция и мультимедийная лекция, доступная студентам онлайн;
  4. лекция-диалог, лекция-беседа, лекция-консультация [6].

В последние годы наряду с традиционными формами организации образовательного процесса широко используются разнообразные электронные вспомогательные материалы, созданные на основе современных IT-технологий [7].

Видеолекция представляет из себя разновидность лекции как вида учебного процесса, поданной в форме видеоматериала, который можно просматривать на экране персонального или планшетного компьютера, смартфона, мультимедийного проектора и прочих электронных устройств. Видеолекции оказывают разносторонний положительный педагогический эффект на обучающихся [8].

В силу всего вышеперечисленного, для преподавателей вузов крайне важно знать мнение студентов по отношению к лекции как одной из основных форм учебного процесса, а также понимать, какие формы организации лекции могут быть интересны и полезны будущим специалистам.

В ранее выполненной работе авторов [9] было изучено отношение студентов медицинского вуза к лекции как форме образовательного процесса. Целью же данной работы стало изучение мнения студентов вуза, обучающихся на технических специальностях.

Цель. Изучить отношение студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, к лекции как форме учебного процесса и востребованность видеолекций в учебном процессе.

Задачи.

  1. Определить наиболее удобный и эффективный формат лекции в вузе с точки зрения студентов.
  2. Изучить мнение студентов относительно целесообразности лекций как таковых в учебных планах вуза.
  3. Оценить востребованность среди студентов видеолекций в учебном процессе.

Материалы иметоды. Спомощью анонимного бланочного анкетирования было опрошено 48 студентов Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) г. Челябинска. Структура студентов, ответивших на анкету, приведена в таблице 1.

Таблица 1

Структуру студентов, принявших участие ванкетировании

ЮУрГУ, 5 курс, факультет компьютерных технологий, управления ирадиоэлектроники (приборостроительный факультет)

специальность: информационная безопасность

14 студентов

специальность: радиосистемы

16 студентов

специальность: системы управления движением летательных аппаратов

18 студентов

ИТОГО

48 студентов

Согласно условиям анкеты, студентам предлагалось ответить на два вопроса, выбрав один из пяти предложенных вариантов ответа.

Вопрос № 1: КАКАЯ ФОРМА ЛЕКЦИИ БОЛЕЕ УДОБНА И ЭФФЕКТИВНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ?

Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 1:

  1. «Классическая» форма лекции, когда студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты.
  2. Студенты перед началом лекции получают готовый «распечатанный» конспект лекции, в котором они в процессе самой лекции могут делать собственные пометки и пояснения.
  3. Студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты. При этом материалы лекции («электронный» конспект и видеозапись лекции) будут доступны на сайте вуза.
  4. Студенты приходят на лекцию уже подготовленными по теме, а сама лекция проходит в виде беседы и диалога с разбором сложных и спорных вопросов.
  5. 3атрудняюсь ответить.

Вопрос № 2: НУЖНЫ ЛИ СТУДЕНТАМ ЛЕКЦИИ ВООБЩЕ?

Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 2:

  1. Да, лекции нужны, т. к. они способны повысить интерес к предмету, а также позволяют узнать новую и актуальную информацию, которую подготовил авторитетный в данной области лектор.
  2. Да, лекции нужны, т. к. они позволяют быстрее и лучше разобраться в теме и подготовиться к практическим занятиям, зачётам и экзаменам, чем самостоятельно искать и изучать необходимую информацию.
  3. Нет, лекции не нужны, т. к. студент вполне способен самостоятельно разобраться в теме, но при условии легкой доступности необходимой учебной информации (учебники, книги, монографии, статьи, электронные ресурсы).
  4. Нет, лекции не нужны, т. к. студент впустую «тратит» свое время на изучение «сухой» теории, тогда как для будущей профессии более важны практические навыки и профессиональные умения.
  5. Затрудняюсь ответить.

Результаты. Результаты ответов студентов на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?» представлены на рис. 1.

Рис. 1. Предпочтения студентов технических специальностей ЮУрГУ, относительно формата проведения лекции (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?»

У студентов наблюдается высокая приверженность (55 %) к «классической» форме лекции. На втором месте в порядке приоритетности стоят классические лекции в сочетании с наличием распечатанного конспекта (28 %). Лишь 4 % студентов хотели бы иметь доступ к электронному конспекту и видеозаписи лекции. Лекцию-диалог, требующую от слушателей исходно высокого уровня подготовки, выбрало 9 % респондентов.

Результаты ответа студентов на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?» представлены на рис. 2.

Рис. 2. Мнение студентов технических специальностей ЮУрГУ, относительно целесообразности лекций как таковых (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?»

Большинство студентов (48 %) высказывается в пользу лекций, т. к. они «интересны и познавательны». Сопоставимая доля респондентов (40 %) видит склоняются в пользу лекций по причине их ценности для практических занятий, зачетов и экзаменов. Лишь 8 % студентов считает лекции «ненужными», из которых 4 % выбирает самоподготовку и 4 % — склоняется больше к практике.

Выводы. Важным условием для формирования качественной обратной связи с обучающимися является изучение мнения студента к применяемым в процессе преподавания различным формам организации учебного процесса, что, в конечном счете, способствует развитию всей системы образования.

По результатам опроса мнения студентов вуза технических специальностей на примере ЮУрГУ относительно лекции как основной формы организации учебного процесса было установлено следующее:

  1. Приоритетным форматом усвоения лекционного материала для большинства студентов технических специальностей являются «классические» лекции (55 % студентов), когда студенты присутствуют на лекции и самостоятельно конспектируют основные моменты. «Продвинутые» формы лекции: распечатанный конспект, электронный конспект + видеозапись лекции, лекция-диалог — востребованы у 28 %, 4 %, 9 % студентов соответственно.
  2. Абсолютное большинство студентов (88 %) высказываются в пользу лекций. При этом, среди опрошенных студентов большинство (48 %) расценивают лекции как интересный источник новых знаний и умений; они отмечают, что им нравится посещать лекции. Значительная доля студентов (40 %) смотрят на лекции с практической точки зрения и расценивают её как удобный инструмент для успешной учебы.
  3. Заставляет серьезно задуматься тот факт, что среди студентов вуза, обучающихся на технических специальностях, крайне низка (4 %) востребованность в электронных конспектах и видеолекциях, которые в широком общественном сознании позиционируются как новые, эффективные и «продвинутые» форматы организации учебного процесса. Между тем, известно, что именно специалисты технических вузов первыми начали внедрять компьютерные технологии в методологию дистанционного образования.

Литература:

  1. Лаврентьева Н. Н., Миронов И. Л., Ратникова Л. И., Шип С. А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. — 2013. — № 3. — С. 129–132.
  2. Ратникова Л. И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. — 2014. — № 1. — С. 9–11.
  3. Ратникова Л. И. Формирование мотивации студентов медицинского вуза к непрерывному образованию // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: Менеджмент качества и инновации Материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2015: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2015. — С. 94–97.
  4. Конашенко В. И. Применение скринкастов в процессе изучения физики // Системы компьютерной математики и их приложения. — 2015. — № 16. — С. 251–252.
  5. Ратникова Л. И. Лекции в медицинском вузе: традиция или инновация? // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. — 2014: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2014. — С. 82–84.
  6. Мальцев Д. В., Шагиева Ф. И., Дигинашева Э. В. О результатах анкетирования преподавателей по проблеме учебного видео // Московское научное обозрение. — 2012. — № 10–2(26). — С. 09–12.
  7. Ратникова Л. И., Елисеев В. А., Шип С. А., Лаврентьева Н. Н. Инновационные технологии организации самостоятельной работы студентов на кафедре инфекционных болезней // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Научно-практической конференции: сборник. — 2011: Челябинская государственная медицинская академия (Челябинск), 2011. — С. 100–101.
  8. Шип С. А., Ратникова Л. И. Расширенные видеолекции (РАВИЛ) — инновационный метод повышения качества образования // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. — 2016: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Челябинск), 2016. — С. 155–158.
  9. Ратникова Л. И., Шип С. А., Мисюкевич Н. Д. Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам? // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1. — С. 100–104.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов