Библиографическое описание:

Олимов А. И., Бахромов О. Т. Информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре и спорту // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 86-87.



В статье показана проблема внедрения современных информационных технологий в системе физического воспитания и спорта, степень их применения и изучение результатов в данной сфере.

Ключевые слова: спорт, тренировка, нагрузка, информация.

В современное время быть образованным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Президент Республики Узбекистан уделяет огромное внимание информационным технологиям и компьютеризации. Это подтверждается указом Президента вышедшем в 2002 году № ПФ-3080 «О развитии компьютеризации и о коммуникации информационных технологий» Закон Республики Узбекистан «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров».

Современное образование требует перманентного пополнения знаний, оно не заканчивается с приобретением диплома о высшем образовании. Темпы развития социальной культуры, постоянно изменяющиеся потребности и интересы людей заставляют специалистов сферы физической культуры и спорта овладевать всё новыми знаниями, новейшими спортивными и физкультурно-оздоровительными методиками, а также современными информационными технологиями.

В истории человечества выделяют три глобальные социотехнологические революции — аграрную, индустриальную и информационную. Последняя из них происходит в настоящее время и реализуется как процесс информатизации общественной жизни, внедрения современных информационных технологий. Конечным результатом информационной революции должно стать создание новой постиндустриальной, информационной цивилизации. Информатизация общества представляет собой целенаправленный процесс изменения социальной информационной среды. Цель информатизации общества состоит в повышении эффективности эксплуатации ресурсов общества путем системной компьютеризации всех этапов жизненного цикла информации — ее создания, накопления, хранения, обработки и использования. Под информационными ресурсами понимается совокупность информации как продукт деятельности населения.

Современная стратегия прогресса передовых стран мира базируется на концепции всестороннего культурного, интеллектуального, профессионального и физического развития потенциала личности. При этом в реализации ее целей основное место отводится системе образования. Сегодня посредством повышения уровня образованности населения развитые страны мира получают почти половину валового национального продукта. Поэтому информатизация образования в мире в целом, и Узбекистане в частности, приобретает огромное значение. Успехи нашей страны в ХХI веке, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современной образовательной и информационной сферы общества. Состояние информационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.

Информатизация физкультурного образования должна быть направлена на достижение двух основных целей:

 первая как наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

 вторая повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Первая цель должна достигаться современным подходом к содержанию физкультурного образования, предполагающим изучение информационных технологий как средства предъявления, обработки и усвоения информации. Знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально нового содержания, ранее недоступного для применения в процессе обучения. Навыки поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый компонент общей грамотности. До недавнего времени, когда умение использовать информационные технологии в профессиональной деятельности не являлось столь важным фактором подготовки специалиста, информационная подготовка в институтах и на факультетах физической культуры сводилась к «прослушиванию» небольшого, мало профессионально ориентированного курса типа «Информатика», чаще всего без наличия материально-технической базы, что уже не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Достижение второй цели практически неразрывно связано с первой. Принципиальное решение задачи повышения уровня подготовки специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий кроется не столько в области технических возможностей современных технологий, сколько в отсутствии научно-методического обеспечения использования этих достижений.

Уже сейчас очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту. К ним можно отнести:

 создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам;

 обучающие мультимедиа системы;

 моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

 использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

 автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

 автоматизированные методы функциональной диагностики;

 организацию дистанционного обучения и т. д.

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время должны быть:

 обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины;

 формирование умений и навыков работы на персональном компьютере;

 изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту. При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лабораторных и практических занятиях.

Анализ состояния вопроса показывает, что, несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе физкультурного образования, они еще не нашли должного применения. Для решения поставленных задач необходимо:

 разработать педагогическую концепцию подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных и коммуникационных технологий;

 сформулировать основные требования к информационной подготовке специалистов по физической культуре и спорту для включения в квалификационные характеристики и в государственные образовательные стандарты нового поколения;

 проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорта;

 подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов по физической культуре и спорту;

 целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением физкультурных учебных заведений соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

Таким образом, применение компьютерных программ индивидуального пользования, в организации физической самоподготовки студентов позволяет не только повысить уровень их общей физической подготовленности и эффективно развивать отстающие физические качества, но и повысить заинтересованность, осознанность, систематичность самостоятельных занятий. А это, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов физической культуры.

Литература:

  1. Ислам Каримов «Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана» речь на 9-ой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан / Мечта о совершенном поколении.- Т.: «Узбекистан», 1997. С. 66.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов